Конфликтология – одна из самых молодых и перспективных современных профессий. По научным прогнозам, потребность в конфликтологах будет последовательно возрастать, охватывая все новые сферы экономики, политики, бизнеса [8].
Методы разрешения конфликтов можно разделить на три группы: силовые, основанные на применении насилия; правовые, связанные с использованием юридических процедур, и мирные стратегии с применением технологий переговоров и посредничества, которые осваивают в процессе обучения студенты-конфликтологи.
Современная конфликтология – прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической деятельности в менеджменте, дипломатии, юриспруденции, коммерческой деятельности, связанной с урегулированием конфликтов. Возникающая в этом случае необходимость в многопрофильной подготовке студентов реализуется через содержание образовательного процесса.
Чтобы выпускник был конкурентноспособным на рынке труда, во время обучения ему необходимо развивать определённые качества и компетенции. Для того, чтобы определить какие, рассмотрим результаты психодиагностического тестирования с помощью программных комплексов «Профориентатор» [7] и «Профкарьера» [6] («Гуманитарные технологии», МГУ им. М.В. Ломоносова, г.Москва) студентов Школы искусств и гуманитарных наук (далее – ШИГН ДВФУ) старших курсов по направлению подготовки «Конфликтология» в количестве 32 человек. В работе использовались методы описательной статистики и корреляционного анализа.
Процентное распределение по полу представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – распределение испытуемых по полу
В группе испытуемых наблюдается незначительное численное преимущество девушек, но так как целью данного исследования является составление усреднённого профиля студентов по направлению подготовки, то вопрос возможных гендерных различий входит в перспективу исследования.
Согласно схемам профессиональной деятельности Е.А. Климова, профессия «конфликтолог» относится к категории «Человек-Человек» и основывается на постоянном взаимодействии с людьми [3].
Психологические требования профессий этого типа к человеку включают следующие навыки и компетенции:
стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, безоценочность, выдержка, умение сдерживать эмоции;
способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей;
способность разбираться во взаимоотношениях людей;
умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
умение слушать, учитывать мнение другого человека;
способность владеть речью, мимикой, жестами, развитой речью;
способность находить общий язык с разными людьми;
умение убеждать людей, аккуратность, пунктуальность, собранность, знание психологии людей.
Согласно результатам исследования с помощью психодиагностического комплекса «Профориентатор», который испытуемые проходили на 1 курсе обучения, не выявлено ярко выраженных характеристик (свыше 7.5) ни в одном из блоков, однако, в каждом блоке показатели некоторых параметров выражены сильнее остальных, что представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – результаты по блокам комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Больше всего испытуемые проявляют интерес к профессиям, связанным с искусством и общением. Это говорит о том, что они имеют некоторый интерес к сфере искусства, творческого самовыражения. В своей профессиональной деятельности испытуемые могут так или иначе соприкасаться с миром искусства. Также им интересна работа, связанная с активным общением с людьми (менеджер, психолог, конфликтолог, врач).
Согласно описанию профиля «конфликтолога» Е.А. Климовым, общение – один из самых важных параметров, необходимый в этой профессии.
В блоке «Личностные характеристики» стоит обратить внимание на то, что шкала «Эмоциональная стабильность» имеет самое высокое значение. Действительно, для конфликтолога к профессионально важным качествам можно отнести уравновешенность, взвешенность мыслей и поступков, уверенность в себе и своих действиях, спокойствие, контроль над своими эмоциями, потому что сфера его работы связана с нагрузкой на эмоциональную сферу [7, С.68]. Более того, оказать полноценную помощь в разрешении конфликтов, сохраняя при этом нейтральность и объективный взгляд на проблемную ситуацию, сможет лишь здоровая и развитая личность. Конфликтолог, имеющий те или иные психологические проблемы, не только не в состоянии справиться с чужими трудностями, но и способен причинить вред своему клиенту [4].
В блоке «Интеллект» самые высокие значения наблюдаются по шкалам «Лексика», «Эрудиция» и «Абстрактная логика». Первая шкала говорит о том, что словарный запас испытуемых – выше среднего (при этом максимальное значение по этой шкале – 9.9). Они умеют излагать свои мысли в устной и письменной речи, поэтому им подходят гуманитарные и социальные профессии, в том числе конфликтолог, ведь способность владеть речью, мимикой, жестами – одно из основных требований в профессии конфликтолога.
Группа испытуемых показала средний уровень эрудиции, что отражает общую осведомленность человека в различных областях, сферах окружающей действительности, науке и искусстве. Деятельность специалиста-конфликтолога требует включения в нее большого количества различных теоретических и практических знаний и навыков. Сегодня невозможно быть профессионалом, если не имеешь широкого кругозора, знания основ экономики, права, политологии, социологии, психологии [1]. Максимальное значение по данному параметру также высокое – 9.2, минимальное – самый высокий показатель в данном блоке – 1.7. При выборе профессий социально-гуманитарной направленности следует больше читать научно-популярную, историческую, культурологическую литературу [7, С.76].
Уровень «Абстрактной логики» имеет среднюю выраженность, максимальное значение по этой шкале – 9.3, что характеризует способность рассуждать, формулировать высказывание, мыслить на понятийном, абстрактном уровне. Конфликтолог – одна из профессий, где особенно необходима данная способность. Для специалиста в области разрешения конфликтов важным является не только наличие определенного запаса теоретических знаний в области исследования конфликтов, но и практический навык выработки механизмов и технологий их решения, умение прогнозировать не только развитие конфликтов, но и их последствия [1].
Все максимальные и минимальные значения по вышеописанным блокам представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Максимальные и минимальные значения по описанным блокам
По всем описанным выше параметрам и шкалам комплекса «Профориентатор» можно сказать, что испытуемые выбрали для себя подходящее направление обучения – «Конфликтология». Поэтому в дальнейшем им необходимо развивать свои личностные характеристики и профессиональные компетенции в необходимом для их карьеры направлении.
При рассмотрении диаграммы блока «Склонность к профилю обучения», мы можем увидеть подтверждение вышесказанному. Самым рекомендуемым для выбора классом профессий, по показателю в этом блоке, является «Общественно-гуманитарный» (6.55), и конфликтология отчасти относится к таким профессиям.
Помимо высокого показателя шкала «Лингвистический» имеет высокую корреляцию с такими параметрами как: склонность к профилю «Общественно-гуманитарный» (0.86) и интересы «Общение» (0.72). Три показателя из самых высоких (каждый из отдельного блока) имеют высокую корреляцию между собой, что говорит о том, что, скорее всего, в выбранной общественно-гуманитарной сфере деятельности для конфликтологов важно общение с людьми, работа с их высказываниями. Диаграмма рекомендуемых классов профессий представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – блок «Склонность к профилю обучения»
По результатам тестирования «Профкарьера», которое испытуемые проходили на старших курсах, в блоке «Профессиональные интересы» ярко выраженным параметром является шкала «Коммуникатор» (6.9). На основании этого можно сделать вывод, что за время обучения профессиональные характеристики студентов направления «Конфликтология» получили свое развитие, у испытуемых есть интерес к карьерному развитию, связанному с оказанием услуг и взаимодействием с людьми [8, С.14]. Коммуникативные способности помогают им успешно организовывать коммуникативное пространство, необходимое в профессиональной деятельности конфликтолога, прежде всего, при проведении медиативных переговоров [5].
Результаты по шкалам двух первых блоков комплекса «Профкарьера» представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – результаты по блокам «Жизненные установки» и «Профессиональные интересы» комплекса «Профкарьера»
Наблюдается высокий показатель по шкале «Предприниматель», что говорит об умеренном интересе к работе, связанной с постановкой и реализацией проектов, развитию каких-либо направлений дела или бизнеса. Управление конфликтами и их психологическое сопровождение стало одним из актуальных направлений в бизнес-психологии [2]. И это не удивительно, поскольку управление любым бизнес-процессом, так или иначе, сводится к управлению людьми, взаимодействию с партнерами и контракту с самим собой [9]. По двум описанным выше параметрам максимальное значение выборки – 10. Результаты представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 – результаты по блоку «Профессиональные интересы» комплекса «Профкарьера»
Стоит обратить внимание на шкалу «Творческая свобода», которая тоже имеет высокий показатель – 6.39. К конструктивным качествам конфликтолога можно отнести творческую свободу и поиск, которые развивают неповторимость и оригинальность. Шаблоны и стереотипы закрепощают творческую личность и ее способность к самовыражению. Как подчеркивает Р.Мэй, оригинальный человек легче и быстрее приспосабливается к переменам, всегда остается активным участником творческого процесса жизни, созидания своего уникального «Я» [1].
Помимо творческих и коммуникативных способностей испытуемые показывают высокий результат (6.45) по шкале «Вычисления», уровень вычислительных способностей – средний. При таком результате испытуемым могут подойти профессии, в которых задействуются математические способности. Работа с различными объемами числовой информации и умение применять различные способы анализа и обработки данных – необходимые навыки для специалиста этой сферы [8, С.18].
Данные по блокам интеллекта, личности и мотивации по комплексу «Профкарьера» представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – блоки «Структура интеллекта», «Мотивация» и «Личность»
Среди остальных шкал с наиболее высокими показателями – «Интуиция» и «Ощущение» (6.22), что говорит о равноценном отношении испытуемых как к всему новому, неизвестному, так и к тому, что у них есть сейчас. Это люди, которые могут быть как оригинальными, с хорошо развитой фантазией и воображением, так и конкретными и практичными, умеющими делать то, что необходимо непосредственно сейчас [8, С.59].
Исходя из анализа результатов по блоку «Рекомендации по развитию», испытуемым подходят тренинговые программы по дальнейшему развитию навыков эффективного общения с людьми (деловое общение, переговоры, налаживание контакта, работа с манипуляциями и т.д.), которые рекомендуются тем, кто обладает высоким потенциалом в сфере общения, уверен в себе и может работать в сфере, связанной с активным взаимодействием. Шкалы по блоку «Рекомендации по развитию» показаны на рисунке 8.
Рисунок 8 – результаты по блоку «Рекомендации по развитию»
Подводя итог, можно сказать, что профессионального конфликтолога должно характеризовать: владение научным мировоззрением, стремление к познанию, широта интересов и независимость взглядов, способность к анализу сложных конфликтных взаимоотношений, чувство ответственности и коммуникативная компетентность. Он должен уметь проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликта и мира, определять их детерминирующие факторы и закономерности [4].
Профессионализм конфликтолога будет определяться наличием умения эффективно разрешать и предупреждать конфликты, оставаясь при этом позитивным и эмоционально устойчивым к негативным профессиональным воздействиям.
Этим компетенциям и профессиональным навыкам студентов-конфликтологов ШИГН ДВФУ обучают и помогают развивать, что подтверждают результаты исследования.
Используемая литература
Баранова И.В. Подготовка специалиста-конфликтолога в области международно-правового регулирования конфликтов // Cборник научных трудов участников III Международной научно-практической конференции. Под ред. А. М. Митяевой, С.В. Мурашевой. 2018.
Бубновская О.В. Психология конфликта (психологические аспекты управления конфликтом): Рабочая тетрадь. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. – 27 с.
Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие. – Минск: Университетское, 2002
Медведева В.Е. Эмоциональная устойчивость как профессионально-значимое качество будущего конфликтолога в структуре конфликтологической компетентности // Конфликтология. 2015
Пустовалова Е.В. Коммуникативная компетентность в современном конфликтологическом образовании // Конфликтология. 2014. №5, С. 211-214.
Методическое пособие по профилю «Профкарьера»
Методическое пособие по профилю «Профориентатор»
Profirk – сайт Молодёжного кадрового цетра СФО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.profirk.ru/work/profession/1540/
Rjob.ru – сайт для поиска работы и подбора персонала. [Электронный ресурс]. Фомина М. А. Профессия: конфликтолог. 2017. – Режим доступа: http://rjob.ru/articles/professiya_konfliktolog/