Психологический профиль студентов бакалавриата направления подготовки "Теология" - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психологический профиль студентов бакалавриата направления подготовки "Теология"

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данное исследование проводилось при помощи программ компьютерной диагностики «Профориентатор» (на первом курсе) и «Профкарьера» (на третьем курсе), представляющих собой последовательность нескольких групп тестов, которые позволяют провести анализ интересов, личностных качеств и способностей с целью определения профессиональной направленности и карьерного роста.

«Профориентатор» включает в себя 5 блоков, состоящих из нескольких шкал: «Интересы», «Личностные характеристики», «Интеллект», «Склонность к профилю обучения», «Тренинговые программы». Комплекс «Профкарьера» содержит 7 блоков с соответствующими им шкалами: «Жизненные установки», «Профессиональные интересы», «Структура интеллекта», «Мотивация», «Личность», «Рекомендации по развитию», «Тип карьеры».

В исследовании приняли участие студенты бакалавриата направления подготовки «Теология» третьего курса Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ) в количестве 6 человек, подавляющее большинство – юноши (5 человек). Возраст испытуемых от 20 до 25 лет. Полученные данные представлены в приложении А.

Результаты по блоку «Интересы» («Профориентатор») отражены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 – Результаты тестирования по блоку «Интересы» (средние значения)

Лидирующее положение у группы теологов заняли искусство и наука, затем интерес к природе и общению. Теология – это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие, а именно религиозное искусство, образование и научно-исследовательскую деятельность.1 И, конечно же, это профессия типа Человек-Человек, именно поэтому общение представляет наибольший интерес для данной группы.

Рисунок 2 – Результаты тестирования по блоку «Интересы» (мода, медиана, минимальные и максимальные значения)

Из данной диаграммы видно, что максимальные значения по интересам представляют искусство, наука, общение и природа. Наименьший интерес представляют бизнес и знак. Так, группа мало ориентирована на активное взаимодействие с техническими системами, сферой производства. Студенты демонстрируют малую заинтересованность в управлении, планировании и контроле проектов.

Результаты по блоку «Профессиональные интересы» («Профкарьера») представлены на рисунках 3 и 4.

Рисунок 3 – Результаты тестирования по блоку «Профессиональные интересы» (средние значения)

В целом по группе доминируют профессиональные интересы «Специалист» и «Функционалист». У студентов выражен интерес к карьерному развитию, связанное с глубоким освоением и применением специальных знаний, умений и навыков, однако может включать в себя такие элементы как исполнительская деятельность, постепенная наработка опыта и освоение содержания какой-либо деятельности в достаточно определенных и комфортных условиях. Также преобладание профессионального интереса «Коммуникатор» говорит о взаимодействии с людьми и клиентами.

Рисунок 4 – Результаты тестирования по блоку «Профессиональные интересы» (мода, медиана, минимальные и максимальные значения)

На данной диаграмме видно, что наибольшие показатели преобладают по профессиональным интересам «Специалист» и «Функционалист». Также у группы студентов-теологов наблюдается низкая выраженность профессиональных интересов «Менеджер» и «Аналитик». Студенты данной группы не ориентированы на работу, которая будет включать в себя элементы руководства людьми и различными деловыми процессами, а также не заинтересованы в работе, включающей в себя такие функции, как анализ и осмысление различной информации, выявление различных механизмов и причин в функционировании чего-либо в различных сферах.

Результаты по блоку «Личность» комплекса «Профориентатор» представлены на рисунках 5 и 6, комплекса «Профкарьера» – 7 и 8.

Рисунок 5 – Результаты тестирования по блоку «Личность» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

В целом, группа тестируемых продемонстрировала средний уровень активности, согласия и самоконтроля. Эмоциональная стабильность представляет наибольшую выраженность, что говорит об устойчивости в стрессовых ситуациях и хорошей выдержке. Также выражена шкала самоконтроля, то есть умение организовать себя в пространстве и времени: пунктуальность, целенаправленность, хорошо развитые волевые качества. Возможно, более высокие показатели по данным шкалам отражают гендерный аспект, так как подавляющее большинство данной группы – юноши.

Рисунок 6 – Результаты тестирования по блоку «Личность» комплекса «Профориентатор» (мода, медиана, минимальные и максимальные значения)

Средний уровень выраженности личностных характеристик активность и согласие, говорят о том, что студенты проявляют активность в общении с другими людьми, однако возможно предпочтение узкого круга большому количеству людей. Слабая выраженность шкалы «Согласие» может свидетельствовать о самостоятельности в выборе позиции, отстаивании собственной точки зрения, проявлениях индивидуализма, склонности полагаться на себя.

Рисунок 7 – Результаты тестирования по блоку «Личность» комплекса «Профкарьера» (средние значения)

Наибольшие показатели по шкале социальной желательности блока «Личность комплекса «Профкарьера» говорят о том, что студенты-теологи проявляют социально-одобряемые качества, такие как высокая моральность и повышенный уровень социальной адаптивности. Также выделяется показатель интуиции, что характеризует студентов с развитой интуитивной сферой, живым воображением, ориентацией на осмысление происходящего, умением видеть существенное и главное, выделять перспективные возможности, выдвигать новые идеи.

Рисунок 8 – Результаты тестирования по блоку «Личность» комплекса «Профкарьера» (мода, медиана, минимальные и максимальные значения)

Преобладание показателя мышления говорит об умении студентов данной группы абстрагироваться и объективно смотреть на вещи, руководствуясь здравым смыслом. У них выражены способности убеждать и доказывать, организовывать и поддерживать. Показатели экстраверсии-интраверсии говорят о выраженной ориентации на «внутренний мир». Можно отметить, что студенты-теологи думают о собственных внутренних потребностях, предпочитают индивидуальные формы деятельности.

Результаты по блоку «Интеллект» комплекса «Профориентатор» представлены на рисунках 9 и 10, комплекса «Профкарьера» – 11 и 12.

Рисунок 9 – Результаты тестирования по блоку «Интеллект» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Показатели эрудиции, абстрактной логики и лексики наиболее выражены, что указывает на широкий кругозор и общую осведомленность о разных сферах жизни у студентов данной группы. Высокие показатели могут говорить о хорошо развитой познавательной активности, способности логически рассуждать, а также о возможности легко подбирать слова при общении с людьми, грамотно строить фразы, что необходимо для гуманитарных профессий и профессий, связанных с общением с другими людьми.

Рисунок 10 – Результаты тестирования по блоку «Интеллект» комплекса «Профориентатор» (мода, медиана, минимальные и максимальные значения)

Наименее значимые показатели получены по шкалам «Вычисления», «Внимание» и «Зрительная логика». Данные умения оперировать числами, производить сложные расчеты, развитость пространственного и образного мышления, а также умение концентрироваться при выполнении сложных задач, наиболее необходимые для технических профессий2, слабо выражены у данной группы студентов.

Рисунок 11 – результаты тестирования по блоку «Интеллект» комплекса «Профкарьера» (средние значения)

По сравнению с менее выраженным значением по зрительной логике в «Профориентаторе», на данной диаграмме блок «Зрительная логика» наиболее выражен, что говорит о развитии способности решать задачи на пространственное мышление, что необходимо представителям творческих профессий. Также зрительная логика определяет общий интеллектуальный потенциал, что подтверждается высоким общим баллом. В целом, наиболее выражены эрудиция и абстрактная логика, как и по комплексу «Профориентатор».

Рисунок 12 – Результаты тестирования по блоку «Интеллект» комплекса «Профкарьера» (мода, медиана, минимальные и максимальные значения)

Хотя блок «Внимание» наименее выражен, студенты-теологи могу быть достаточно сосредоточенными, усидчивыми и концентрировать внимание. Возможно, могут возникать трудности при монотонной работе (например, с цифрами, документами), требующей ответственности, организованности, в условиях жестких ограничений по времени, в экстремальных условиях, что также более необходимо для технических профессий.

Результаты по блоку «Склонность к профилю обучения» комплекса «Профориентатор» представлены на рисунках 13 и 14, по блоку «Тип карьеры» комплекса «Профкарьера» – 15 и 16.

Рисунок 13 – результаты тестирования по блоку «Склонность к профилю обучения» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Наиболее выражены шкалы «Творческий», «Общественно-гуманитарный» и «Лингвистический», что указывает на направленность гуманитарной профессии, ведь теология связана с искусством, творчеством, познанием общественной и духовной сфер жизни человека.

Рисунок 14 – Результаты тестирования по блоку «Склонность к профилю обучения» комплекса «Профориентатор» (мода, медиана, минимальные и максимальные значения)

Соответственно, наименее выражены шкалы, относящиеся к техническим и экономическим профессиям, профилям «Инженерный», «Естественно-технологический», «Финансово-экономический».

Рисунок 15 – Результаты тестирования по блоку «Тип карьеры» комплекса «Профкарьера» (средние значения)

Наиболее выраженный тип карьеры «Корпоративный» и «Статический», что говорит о важности для данной группы студентов таких составляющих в работе, как наличие хорошего материального достатка, статус, престиж работы и организации. Также важны стабильность, спокойствие и определенность в деятельности, наличие комфортных условий работы и уверенности в настоящем и будущем, интересная и увлекательная работа, возможность творчески реализовывать себя.

Рисунок 16 – Результаты тестирования по блоку «Тип карьеры» комплекса «Профкарьера» (мода, медиана, минимальные и максимальные значения)

Наименее значим Предпринимательский тип карьеры, что указывает на то, что стремление к большим достижениям, возможность проявить себя, добиться высоких материальных доходов, риск, активность и социальные контакты не столь важны для студентов-теологов.

Результаты по блоку «Тренинговые программы» комплекса «Профориентатор» представлены на рисунке 17, по блоку «Рекомендации по развитию» комплекса «Профкарьера» – 18.

Рисунок 17 – Результаты тестирования по блоку «Тренинговые программы» комплекса «Профориентатор» (мода, медиана, средние, максимальные и минимальные значения)

По результатам тестирования по двум комплексам были определены области для тренингов программ, необходимые для успешной самореализации студентов в привлекательных для них профессиональных сферах.

Рисунок 18 – Результаты тестирования по блоку «Рекомендации по развитию» комплекса «Профкарьера» (мода, медиана, средние значения)

Наиболее рекомендуемые тренинги направлены на развитие навыков самоорганизации, стресс- и тайм-менеджмента, приобретение навыков лидерства, повышение мотивации и развитие коммуникативных навыков.

Результаты по блоку «Мотивация» комплекса «Профкарьера» представлены на рисунке ниже.

Рисунок 19 – Результаты тестирования по блоку «Мотивация» комплекса «Профкарьера» (мода, медиана, средние значения)

Выраженные показатели мотивации «Творчество», «Комфорт», «Деньги» свидетельствуют о том, что для студентов важны безопасность, гигиена и эргономика условий труда, сбалансированный график и нормированный рабочий день, забота о здоровье со стороны организации. Также результаты указывают на потребность в самовыражении, на выраженное желание заниматься разнообразной и творческой работой. Немаловажным является и финансовая стабильность, благополучие, денежные вознаграждения и поощрения, удовлетворение актуальных потребностей.

Таким образом, по результатам данного исследования, можно заключить, что студенты третьего курса направления «Теология» ШИГН ДВФУ обладают компетенциями, соответствующими специалистам гуманитарного направления. Интересы, в том числе профессиональные, связаны с искусством, наукой, общением, что подтверждается выраженным интересом к карьерному развитию, к глубокому освоению и применению специальных знаний, умений и навыков именно в своей профессиональной области.

Для студентов-теологов свойственны такие психологические особенности, как эмоциональная стабильность, устойчивость в стрессовых ситуациях, самоконтроль, целенаправленность, хорошо развитые волевые качества, самостоятельность, общительность, а также способность абстрагироваться и объективно смотреть на вещи, руководствуясь здравым смыслом. Данные аспекты личности соответствуют характеристикам специалиста гуманитарных профессий.

Особенно выделяются эрудиция, широкий кругозор и общая осведомленность о разных сферах жизни у студентов данной группы. Также высокие показатели по шкалам абстрактной логики и лексики могут говорить о хорошо развитой познавательной активности, способности логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, что очень важно для профессии теолога.

Результаты профессиональной направленности, а именно выраженность творческого и лингвистического профилей также указывают на направленность именно гуманитарной сферы. В карьере ценятся такие аспекты, касающиеся трудовой деятельности, как стабильность, спокойствие и определенность, наличие комфортных условий работы и уверенность в настоящем и будущем, увлеченность работой и возможность творчески реализовывать себя, при этом важны и материальный достаток, статус и престиж работы.

Некоторые характеристики студентов, как отсутствие склонности к информационно-технологическому профилю обучения, низкий интерес к знаку, сниженные показатели внимания могут обуславливать трудности в овладении такими профессиональными компетенциями, как способность использовать информационные технологии и программные средства обработки и анализа научной информации при работе с большими ее массивами.

Профессия теолога подразумевает специалиста с широким кругозором, обладающего знаниями, как в области религии, так и в области общегуманитарных и естественно-научных дисциплин. Он постоянно совершенствует и расширяет свои знания. Научно-исследовательская и методическая работа требует от специалиста аналитического и логического мышления, развитого литературного языка, работа в области образования, воспитания, а также социальной направленности – коммуникабельности и ораторского мастерства. Поэтому наиболее рекомендуемые тренинги направлены на развитие навыков самоорганизации, стресс- и тайм-менеджмента, повышение мотивации и развитие коммуникативных навыков.

Список литературы

Бодалев, А. А., Столин, В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002. – 440 с.

Валитова, Е. Ю., Стародубцев, В.А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. – 2016. – №7. – С. 143-151.

Дикова, В.В. Карьерное консультирование — инструмент прогнозирования профессионального будущего // Профессиональное образование и рынок труда. – 2016. – №2. – С. 24-27.

Коваленко, Н.С., Симоненко, Н.И. Профориентационное тестирование и карьерное консультирование молодых специалистов, студентов и выпускников вузов // НиКа. – 2011. – С 1-7.

Шакуров, А. А. Информационно-коммуникативная компетентность студентов, обучающихся по направлению «Теология» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2011. – №131. – С. 104-108.

1 Шакуров, А. А. Информационно-коммуникативная компетентность студентов, обучающихся по направлению «Теология» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2011. – №131. – С. 105

2 Валитова, Е. Ю., Стародубцев, В.А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка //Высшее образование в России. – 2016. – №7. – С. 147.

Просмотров работы: 10