Экологическая ситуация в современном мире складывается неблагоприятно для общества. Люди бросают везде мусор и совсем не думают о последствиях. Экологическое воспитание у человека должно начинаться в детстве, продолжаться в школе и в дальнейшей жизни. У учащихся нужно выработать установку, благодаря которой они бы поняли, что природа – это огромная ценность для человека. Формирование экологической культуры у школьников – это важнейшая задача в образовательной деятельности. С ее решением школьникам помогают справиться уроки общей биологии. Экологическая культура должна изучаться не только на теоретическом уровне, но и на практическом. Поэтому на уроках биологии должны проводиться различные экологические исследования. Жизнь человека будет продолжаться только в том случае, если природа в его жизни займет одно из ведущих мест. Экологическая обстановка оказывает огромное влияние на наш организм. На уроках биологии у школьников должны быть сформированы убеждения, что природа – целостная система. Задачами экологического образования являются улучшение обстановки окружающей нас среды, способность к анализу ситуаций экологии, формирование личности, которая обладает высоким уровнем экологической культуры. Знание экологических основ является важнейшим компонентом в культуре. Его необходимо развивать у школьников. В Экологической доктрине Российской Федерации написано, что современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации[6]. Проблемы экологии современности требуют большое внимание уделить этой проблеме общеобразовательным учреждениям. Научное обоснование и разработка методики формирования системы экологических ценностей у учащихся в процессе изучения общей биологии в современных условиях обусловлены стратегией устойчивого развития общества и естественно - научного образования. А также концепцией глобально ориентированного экологического образования, усложнением взаимосвязей и координацией социальных, гуманитарных, естественнонаучных, технических наук в системе «человек-общество-биосфера», приоритетом социально-экономического, естественно - научного, культурологического, гуманитарного развития общества[2]. При выполнении экологических исследований учащиеся активно приобщаются к природе, участвуют в научно-практических конференциях. Экологические исследования по биологии могут быть индивидуальными, групповыми (учащийся работает вместе с одноклассниками), а также семейными (с родителями) Все эти виды при правильном подходе могут принести хороший результат. Также экологические исследования по времени выполнения подразделяются на кратковременные и долговременные [1]. Школьники должны получать огромный практический опыт при изучении возможностей влияния человека на глобальные процессы [4].
Среди различных видов деятельности по экологическому образованию в школе наиболее эффективной будет исследовательская. Она помогает развивать логическое мышление, потенциал, показать насколько ответственный и инициативный учащийся. Без исследовательской деятельности школьнику были бы менее интересны уроки. В учебно–исследовательской деятельности учащийся должен овладеть умением правильно и ясно выражать свою точку зрения, использовать биологические методы, распознавать факты и вопросы. Ответами на такие вопросы должны быть сведения, полученные в результате экологического исследования. Уроки биологии призваны научить учащегося решать исследовательские задачи.
Эта деятельность поможет создать мотив внутри каждого ученика. Экологические исследования имеют практическую значимость. Именно поэтому учащиеся проявляют к ней большой интерес. Экологические исследования носят творческий характер. Они помогут сформировать способность к длительной работе в одном направлении, умение работать с информационными источниками. Когда ученик осознает тему и цель выполнения работы, он сможет соотнести их со своими способностями и умениями.
Тема экологического исследования должна быть увлекательной, интересной и понятной для учащихся. Она должна привлекать внимание учеников, вызвать интерес у них [3].
Грамотная постановка цели и задачи экологического исследования имеет важное значение. Учитель должен грамотно подвести ребенка к этому. У учеников необходимо правильно сформировать учебные действия, которые потребуются ему для исследования.
Учитель с учеником должен продумать форму представления экологического исследования. Это тоже является важным компонентом исследовательской деятельности. Учащиеся должны обязательно изучить требования к исследовательской работе. Им нужно понять актуальность темы исследования, изучить требования к оформлению. Учащиеся должны знать, что основная часть работы должна раскрывать цели и задачи исследования. В исследовательской работе обязательно присутствие вывода, к которому пришел учащийся [5].
Общая биология содержит раздел «Экосистема», изучаемый в 11 классе. На основе теоретических знаний данного раздела могут быть построены практические исследования. Нами были разработаны темы исследований, которые могут быть предложены учащимся в процессе изучения курса биологии. Рассмотрим содержание и методические аспекты выполнения данных исследований.
1. Влияние хозяйственной деятельности человека на экосистему города.
Приступая к данному исследованию, учащиеся должны хорошо ориентироваться в понятиях «экосистема», «агроценоз», «антропогенный ландшафт». Цель исследования: выявить ведущие виды хозяйственной деятельности на территории города и определить особенности их влияния на растительный и животный мир города. В процессе исследования используются следующие методы: метод полевых исследований, наблюдение, анализ статистических данных. В рамках исследования учащиеся должны выполнить следующую работу:
- с помощью растений-индикаторов выявить наличие негативного влияния на растительный мир города;
- проанализировать статистические данные комитета государственной статистики об экологических показателях города;
- проанализировать функциональную структуру города и определить возможное влияние предприятий на окружающую среду. В данном случае также могут использоваться статистические данные при их наличии.
На основе полученных данных формулируются выводы о степени загрязнения городского ландшафта и степени негативного влияния загрязнения на растительный и животный мир города.
2. Использование природных индикаторов для анализа качества природной среды.
Это исследование можно предложить учащимся после изучения, либо в процессе изучения тем «Химический состав клетки», «Организм и среда. Экологически факторы».
Цель исследования: научить школьников определять качество окружающей среды с помощью природных индикаторов. Также данная работа учит сбору и анализу фактического материала. Перед тем как приступить к исследованию, учащиеся знакомятся с основными понятиями: индикатор, окружающая среда. Индикатор – это вещество, меняющее цвет в зависимости от того, в какой среде оно находится: кислой, щелочной, нейтральной. Учащимся предлагается собрать и проанализировать литературу по предложенной теме исследования и проверить собранные факты на практике. Работа имеет практическую направленность, так как не всегда можно приобрести химические индикаторы и проанализировать химический состав почвы или воды. Природные индикаторы можно изготовить самостоятельно. Индикаторами для определения кислотно-щелочной реакции среды могут быть использованы комнатные, дикорастущие и садовые цветущие растения. Из цветков извлекается сок, который может затем использоваться как индикатор. Также индикаторами может служить сок некоторых ягод, овощей и фруктов. Например, из свёклы столовой можно извлечь красящее вещество бетаин. Это вещество в щелочной среде обесцвечивается, а в кислой приобретает красный цвет. С помощью данного вещества можно определить реакцию водной или почвенной среды.
Большинство растений содержат различные пигменты – антоцианы, которые под воздействием кислот и оснований меняют цвет. Такие вещества можно извлечь из лепестков цветка, листьев, плодов, корней растений. О наличии антоцианов в цветках или плодах можно судить по их окраске: эти вещества окрашивают части растения в фиолетовый, синий, красный, розовый, оранжевый и другие цвета.
Результатом исследования будет перечень природных индикаторов с указанием возможности их использования. Данная работа представляет большой интерес и может выполняться как комплексная по биологии и химии.
3. Моделирование экосистемы.
Цель исследования: закрепить представления о структуре экосистемы и взаимосвязях внутри экосистемы.
Исследование может быть выполнено в виде мини исследования в рамках урока по теме «Структура экосистемы». Учащимся предлагается смоделировать фантастическую экосистему, которая на Земле не существует. Задать параметры экосистемы: рельеф, температуру, водный режим и другие. Далее предлагается обдумать, какие живые существа могли бы выжить в таких условиях, по какому пути могла пойти эволюция разных групп организмов, если бы сложились подобные условия.
Такая форма работы развивает творческий потенциал учащихся, учит моделированию и анализу ситуаций.
Также можно предложить учащимся создать замкнутую экосистему в виде аквариума и пронаблюдать к чему могут привести изменения в ней определённых параметров. В процессе выполнения данного исследования в аквариум помещается грунт, высаживаются растения, аквариум заселяется рыбками и моллюсками, обеспечивается поступление кислорода. Сверху аквариум герметично закрывается, чтобы избежать испарения воды. Получается замкнутая система с круговоротом воды. На такой модели экосистемы можно провести эксперименты, которые не приемлемы в естественных природных условиях по причине возможного негативного влияния на окружающую среду.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, сделаем вывод о том, что экологические исследования в курсе биологии представляют большой интерес для учащихся, помогают не только лучше усвоить теоретический материал, но и учат применению его на практике, что является одной из целей современного государственного образовательного стандарта.
Список использованных источников:
Глущенко, О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей [Текст] / О. Глущенко, Т. Чугайнова // Воспитательная работа в школе : деловой журн. зам. директора по воспитат. работе. - 2010. - N 6. - С. 44-52.
Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст] / Н. И. Дереклеева. – М. : Вербум, 2001. – 48 с.
Суравегина, И. Т. Экологическое образование в школе [Текст] / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич, Т. В. Кучер // Советская педагогика. – 1990. – № 12. – С. 47.
Теплов, Д. Л. Диагностика опыта практической деятельности школьников [Текст] / Д. Л. Теплов // Биология в школе. - 2013. - № 8. - С. 55-66.
Экологическая доктрина Российской Федерации [Текст] // Новые законы и нормативные акты. - 2003. - № 15.- С. 66-76.