Оценка цифровизации здравоохранния Республики Калмыкия - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Оценка цифровизации здравоохранния Республики Калмыкия

Казакова Герензел Яшкуловна 1, Куцаева Г.М. 1
1ФГБОУ ВО "КалмГУ им. Б.Б. Городовикова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в Республике Калмыкия активно ведется цифровизация здравоохранения. С 2018 года было введено множество информационных систем, одной из которых была электронная медицинская карта (далее ЭМК). Улучшение обмена данными между медицинскими учреждениями способствует повышению результатов предоставления услуг в данной области, а значит более точной постановке диагнозов и эффективности лечения, а для этого блокчейн подходит лучше, чем что-либо другое.

ЭМК – это медицинская карта пациента, представленная в электронной форме. ЭМК в Республике Калмыкия работает на базе медицинской информационной системы «Самсон». Данный программный продукт позволяет медицинским работникам работать с ЭМК пациента в режиме реального времени, просматривать историю заболеваний, посещений медицинских учреждений, вносить новые данные, назначать лечение. Также есть возможность прикрепить к ЭМК оцифрованные исследования, например, рентгеновские снимки или КТ, МРТ исследования, данные о лабораторных анализах пациента. В настоящее время базы данных с ЭМК хранятся локально в учреждениях, поэтому у пациентов в каждой больнице имеется своя версия ЭМК. Постепенное внедрение новых сервисов позволит уже в этом году создать единую базу ЭМК Республики Калмыкия. Таким образом, в любом учреждении возможно увидеть всю историю болезней каждого пациента. В 2019 году, с помощью региональной интеграционной шины, уже внедряется сервис по доступу к базам ЭМК всех государственных медицинских учреждений страны.

Медицинская информационная система «Самсон» представляет собой операционную оболочку с удобным интерфейсом для медицинского работника, позволяющая обращаться к различным справочникам, реестрам, ЭМК, электронной регистратуре, телемедицинским услугам и так далее. Рассмотрим технологический процесс обслуживания пациента на примере электронной регистратуры.

Сервис электронной регистратуры располагается на портале www.kalmdoctor.ru, являющейся собственностью Минздрава Республики Калмыкия. Запись на прием к врачу возможно осуществить несколькими способами:

Во-первых, зайти через единый портал государственных услуг на сайт www.kalmdoctor.ru, выбрать лечебное учреждение, врача, дату и время посещения и записаться.

Во-вторых, лично или по телефону через регистратуру учреждения, где сотрудник внесет запись о времени прием в распорядок врача.

В третьих, в случае направления врачом, осуществляющим прием, к другому специалисту для консультации он может записать пациента через свой сервис.

Вся эта информация будет обезличено отражена на портале, а врач, осуществляющий прием, в своем «рабочем окне» будет видеть список пациентов с указанием времени приема.

Таким образом, осуществляется сервис электронная регистратура. Есть возможности увеличить функционал данного сервиса, к примеру, сделать смс оповещение клиентов, оставивших номера телефонов, с напоминаниями о записи на прием, либо уведомление о переносе или отмене приема.

Каждый просмотр или изменение врачом информации в ЭМК фиксируется, таким образом, позволяя понять, когда была сделана та или иная запись.

На рисунке 1 предоставлена система «Самсон» со всеми установленными на данный момент модулями. Все карты хранятся в специальных хранилищах, установленных в каждой больнице. Синие стрелки указывают на то, что модули имеют полный доступ к информации. Остальные – для данного модуля, например, электронная регистратура, доступ является ограниченным. В регистратуре сотрудник видит персональные данные пациента, такие как паспорт, номер страхового полиса, СНИЛС, номер телефона, а анамнез и история болезни доступны только врачам и скорой помощи.

Рис. 1. Модули МИС «Самсон»

При внедрении технологии блокчейн получится следующая картина:

Каждая больница станет полным узлом, хранящим все данные о пациентах;

Сеть будет расти, если другие регионы поддержат данную инициативу и станут ее участниками. Тогда появится возможность использовать ЭМК за пределами республики;

Данные будут надежно защищены;

Использование ЭМК самими пациентами;

Расширение телемедицины, а именно консультация самих пациентов в иногородних медицинских учреждениях.

Действительно, персональные данные пациентов будут надежно защищены, станет невозможным изменение или подделка информации в ЭМК, и это является главным преимуществом технологии блокчейн.

В настоящее время вся информация хранится в базах данных больниц и перемещается по защищенным каналам связи, может быть они не настолько надежны как блокчейн, однако соответствуют всем требованиям федеральной службы по техническому и экспортному контролю и обладают высоким уровнем защиты.

К тому же республика совсем недавно перешла на МИС «Самсон», внедрены еще не все системы, поэтому ведется активная закупка необходимого оборудования и ПО. Аналогичные ситуации и в других регионах. Внедрение блокчейна понесет дополнительные затраты, и нельзя быть уверенными, что к нему подключится вся страна. Такие вопросы следует решать в рамках страны. Следовательно, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение технологии блокчейн в рамках республики нецелесообразно, и в данный момент лучше всего придерживаться уже существующего курса развития.

Лекарственные препараты проходят следующий путь от изготовителя до потребителя:

Завод. Производить лекарственные средства может только предприятие, имеющее специальную лицензию на производство. Процесс их производства должен быть организован в соответствии с правилами производственной практики, установленными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Рис. 2. Движение лекарств от изготовителя до потребителя

Поставщик. Он выкупает партии препаратов с заводов и продает их розничным покупателям. Чтобы осуществлять данный вид деятельности необходимо иметь оптовую лицензию продажи лекарственных препаратов.

Аптеки и больницы. Они являются розничными продавцами, которые осуществляют продажу конечным потребителям.

Конечные потребители.

Не редки случаи продажи лекарственных препаратов без лицензии, ее подделки, а значит и распространения незаконной и некачественной продукции. Росздравнадзор осуществляет выборочные проверки поставок лекарств, однако они не всегда способны выявить незаконную продукцию. В данной сфере требуется внедрение технологий, способных вести учет легальных препаратов и отслеживать их движение по миру. Внедрение технологии блокчейн решит существующие проблемы и обеспечит надежным лекарственным оборотом.

Решать данный вопрос следует на федеральном уровне. Препарат должен регистрироваться с момента изготовления или импорта, а все этапы его прохождения до конечного потребителя должны отражаться в системе.

Можно использовать специальную маркировку товара. В таком случае фармацевтические компании, занимающиеся производством лекарственных препаратов, маркировали бы каждую упаковку и заносили в систему. Каждая передача товара фиксировалась бы в ней, и в итоге, конечный потребитель смог бы посмотреть всю историю товара. Таким образом, это исключает возможность появления на рынке нелегальной продукции. Даже если мошенники будут маркировать товар, затем они не смогут внести его с систему блокчейна, а значит и продать. Выдача поддельной продукции за оригинал, также распространена. Когда дублируется упаковка товара, и подделка продается с таким же кодом и серийным номером. Технология блокчейн позволит избежать таких случаев, гарантируя, что лекарство является оригинальным.

Не имеет смысла вводить его на базе одной республики, делать это надо комплексно. Начать можно с нескольких дорогостоящих препаратов, а затем постепенно ввести учет всех лекарств.

Однако на региональном уровне возможно будет отследить продажу препаратов, выписанных по рецепту врача.

В эпоху цифровизации пора прекратить использовать бумажные рецепты, которые зачастую теряются. К тому же такие рецепты могут быть подделаны, а наркотические вещества проданы не по назначению.

Бывают случаи пожизненного назначения препарата, когда необходимо принимать его постоянно. Тогда рецепт выписывается, как правило, раз в месяц медицинской сестрой, и каждый раз необходимо приходить за ним лично.

Внедрение технологии, благодаря ее прозрачности, позволит контролировать льготное лекарственное обеспечение. Возможно будет отслеживать действительно ли весь объем денежных средств пошел на закупку лекарственных препаратов, и все ли они дошли льготников: пенсионеров, ветеранов или инвалидов.

К тому же, рецепт должен соответствовать всем установленным правилам. Он должен иметь не только подпись врача и его печать, но и должен быть составлен на специальном бланке. Весь процесс занимает довольно большое количество времени, а в случае если что-то не было учтено, то фармацевт может просто не принять рецепт.

Рассмотрим процесс выписки лекарств (рис. 3):

Врач выписывает пациенту необходимые лекарственные препараты. В случае если они продаются строго по рецепту, то заполняется специальная форма, в противном случае перечень лекарств просто записывается на бумаге;

С данным рецептом пациент идет в аптеку. Там ему строго по списку продаются лекарства.

Рис. 3 Модель As-Is выписки лекарственных препаратов.

Таким образом, внедрение технологии блокчейн решит сразу ряд проблем. Пациентам не придется таскать с собой кучу рецептов или стоять за ним в очереди.

Внедрение технологии блокчейн позволит «исключить» пациента из цепочки получения препаратов, а точнее данные будут направляться напрямую в аптеку.

Выглядеть весь процесс будет следующим образом:

Рис. 4. Модель To-Be выписки лекарственных препаратов.

При закупке лекарственных препаратов аптеки вносят данные о них в систему. Указывается наименование товара, его дозировка, срок годности и количество купленных единиц данного лекарственного средства;

Врач выписывает пациенту лекарственные препараты и отправляет запрос в аптеку. В запросе указываются фамилия, имя, отчество пациента, наименования необходимых лекарств и их дозировка;

Таким образом, аптека, исходя из наличия и потребности, может заказать необходимое количество препаратов, в случаи их нехватки или отсутствия;

Пациенту остается лишь прийти и выкупить лекарства.

Таким образом, привычные рецепты уйдут в прошлое, а на смену им придут новые – электронные рецепты.

Электронный рецепт – это обращение врача к фармацевту о предоставлении лекарственных препаратов больному, представленное в электронной форме. Его возможно интегрировать с электронной картой, и тогда получится единая медицинская система контроля и управления.

Как и любое нововведение внедрение технологии несет за собой определенные риски:

Необходимость переучивать персонал. Действительно, врачам придется отходить от привычного процесса выписки. Однако в настоящее время вся сфера здравоохранения подвергается серьезным изменениям. Данная необходимость есть, будет и она нужна. Не так давно республика стала использовать электронные медицинские карты. Электронный рецепт мало чем будет отличаться и вряд ли создаст сложности.

Необходимость в оборудовании. Потребуется закупка дополнительного оборудования, однако они незначительные, так как необходимое оборудование уже имеется в каждой больнице. Принцип работы электронного рецепта прост, он не требует передачи больших объемов информации, а значит его будет проще реализовать.

Что касается затрат на само внедрение, то, к сожалению, найти информацию о стоимости не удалось. Однако во всех существующих проектах сказано, что внедрение технологии способствует значительной экономии при минимальных затратах. Исходя из этого, можно сделать вывод, что затраты невелики или же они быстро окупаются экономией на издержках.

Выделив основные, по нашему мнению, риски, удалось найти на каждый из них достойный аргумент, почему этот риск не является непреодолимым или же настолько серьезным, что из-за его наступления всё пойдет не так.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что внедрение технологии блокчейн в процесс выписки рецептов лекарственных препаратов возможен в республике и даже нужен.

Литература:

Дрешер Даниэла. Основы блокчейна. – Изд-во: ДМК Пресс, 2017. – 312 с.

Койфманн Ян, Табернакулов Александр. Блокчейн на практике / Александр Табернакулов, Ян Койфманн. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 260 с.

Крохмаль Константин. Эра блокчейна. – М.: Издательские решения, 2018. – 100 с.

Блокчейн-онлайн [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://bc-online.ru/news/2019-ibm-sozdala-blokchejn-ekosistemu-dlya-zdravoohraneniya

Портал российского врача Медвестник [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://medvestnik.ru/content/interviews/Blokchein-klinicheskie-ispytaniya.html

Просмотров работы: 12