Web-сервис LearningApps.org как средство контроля и оценки сформированности у детей младшего школьного возраста умения выполнять арифметические действия с числами в пределах 100 - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Web-сервис LearningApps.org как средство контроля и оценки сформированности у детей младшего школьного возраста умения выполнять арифметические действия с числами в пределах 100

Ермолина И.Л. 1, Синебрюхова В.Л. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире в период стремительно развивающегося научно-технического прогресса возросла роль математики, и, как следствие, общественную значимость приобретает развитие математического и логического мышления у обучающихся начальных классов.

Анализ примерной образовательной программы и авторских образовательных программ для начального общего образования (М.И., Моро, Л.Г.Петерсон, В.Н.Рудницкой и др.) по учебному предмету «Математика» показал, что одним из обязательных предметных результатов освоения содержания является умение выполнять арифметические действия с целыми неотрицательными числами [4, 5, 6, 7].

К проблеме формирования исследуемого умения обращались такие ученые, как А.К. Артемов, А.Е.Дмитриев и др. – по вопросам организации учебного процесса в условиях развивающего обучения; М.А Бантова, Н.Б. Истомина, С.Е. Царева и др. – по вопросам методики формирования у обучающихся начальных классов осознанных вычислительных умений и навыков; Т.Е. Жикалкина – по вопросам занимательно-игрового формирования вычислительных умений и навыков (дидактическая игра, задачи в стихах и др.).

Учитывая специфику предметной области «Математика», уточним базовые понятия нашего исследования.

А.К.Артемов определяет навык как умение выполнять действие, отработанные многократным целенаправленным систематическим повторением [3, с. 139].

По мнению С. Е. Царевой, вычислительное умение характеризуется умением выбирать для каждого вида вычислений адекватный алгоритм и правило его применения [9, с. 168]. Автор в своих работах акцентирует внимание на устных вычислительных умениях как основе вычислительной деятельности обучающихся начальных классов.

М.А. Бантовой понимает под вычислительным навыком вычислительный прием, который понимается как ряд «последовательных операций (системы операций), выполнение которых приводит к нахождению результата требуемого арифметического действия» и отражает способ вычисления [1, с. 39].

Под вычислительным алгоритмом С.Е. Царева понимает алгоритм нахождения результата арифметического действия с двумя числами из заданного множества или алгоритм нахождения значения числового выражения с одним арифметическим действием [9, с. 169].

Формирования вычислительных умений и навыков является сложным и продолжительным процессом, а его результативность зависит как от индивидуальных особенностей обучающихся, так и от правильной организации вычислительной деятельности.

По мнению С. Е. Царевой, обучающимися начальной школы может быть освоено определенное количество вычислительных алгоритмов. Учащиеся могут изобретать и свои алгоритмы, и предписания алгоритмического вида. Классифицировать вычислительные алгоритмы, которые могут входить в содержание обучения математике обучающихся начальной школы, можно по разным основаниям [10, с. 53].

Одно из таких оснований является использование материальных объектов и технических средств при выполнении алгоритма. По этому основанию можно выделить следующие группы вычислительных алгоритмов:

- алгоритмы нахождения результата арифметического действия с помощью оперирования с группами предметов и счета, геометрическими фигурами и с помощью механических инструментов;

- алгоритмы поиска результата действия по строкам и столбцам таблиц сложения и таблиц умножения;

- алгоритмы, не содержащие предметных действий с материальными объектами;

- вычисления на калькуляторе [9, с. 169].

Контроль и оценка уровня сформированности у обучающихся второго класса умения выполнять вычисления с числами в пределах ста занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математике на этом этапе. Именно у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике осваиваются основные приёмы устных вычислений. Благодаря данным приемам активизируется мыслительная деятельность, развиваются такие психические процессы, как память, речь, способность воспринимать речевые высказывания, и актуализируется работа по развитию у детей младшего школьного возраста познавательного интереса к урокам математики, в частности к учебной деятельности в целом.

Таким образом, мы можем отметить единство в освоении метапредметных, предметных и личностных результатов начального общего образования при овладении второклассниками умением выполнять вычисления с числами в пределах ста.

Согласно методике обучения математике (авторы М.И. Моро, Г.В. Бантова, Н.Б.Истомина и др.), для достижения осознанности, правильности и беглости устных вычислений на уровне начального общего образования, необходимо на каждом уроке математики отводить специальное время (5 - 10 минут) для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устный счет, как определенный элемент урока, выполняет, прежде всего, такие задачи:

- воспроизводство и корректировка определенных знаний, умений и навыков;

- контроль учителя за состоянием знаний учащихся [10, с. 150].

В последние десятилетия в современном отечественном образовании прогрессирует информатизация и ее активное внедрение в учебно-воспитательный процесс, в том числе, на уровне начального общего образования. Учитывая данный фактор, контроль умений и навыков обучающихся, в нашем случае, умения выполнять арифметические действия с числами в пределах ста, может быть организован с помощью средств информационно-компьютерных технологий.

По мнению Е.К. Балафанова, мониторинг предметных результатов обучения на уроках в начальной школе с использованием современных средств информационно-компьютерных технологий, по сравнению с другими методами традиционного контроля, имеет ряд очевидных преимуществ:

- высокая степень стандартизации;

- объективность оценки результатов;

- удобная количественная форма выражения результатов;

- высокая скорость обработки результатов;

- исключение субъективности при оценке результатов [2, с.51].

В качестве средства текущего контроля предметного умения выполнять арифметические действия с числами в пределах ста у обучающихся 2 класса может использоваться web-сервис LearningApps.org. Данный контроль характеризуется оперативным получением объективных данных об уровне сформированности у второклассников исследуемого умения и качестве организации учителем учебного процесса на уроке.

Данный web-сервис, разработанный с помощью технологии Web2.0, является сервисом оценки знаний и умений обучающихся. Сервис используется для создания интерактивных учебно-методических упражнений по различным учебным дисциплинам. В основе создания упражнений лежит работа с шаблонами, на основе которых создается мини-приложение [8].

Основная идея создания интерактивных упражнений заключается в контроле и оценке не только предметных, но и метапредметных результатов обучающихся, что позволяет осуществлять ведущие положения системно-деятельностного подхода в организации данной формы контроля обучающихся (самоконтроль и самооценка).

Сервис характеризуется реализацией следующих видов интерактивных упражнений для контроля и оценки знаний и умений обучающихся: тест на выбор ответа, выбор слов из текста, игра «Парочки», таблица соответствий, найти на карте, пазл «Угадай-ка», сортировка картинок, хронологическая линейка, викторина с вводом текста, заполнить пропуски, кроссворд, «скачки».

Также в сервисе можно создавать «Мои классы». Учитель, благодаря данной функции, заносит аккаунты обучающихся, формирует список и может отслеживать их успехи, проверять задания и умения всех участников данной деятельности. На основе полученных результатов учитель строит индивидуальный траекторию дальнейшего развития каждого обучающегося.

Web-сервис предлагает игровые формы заданий, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Целью устных упражнений, проводимых с помощь данного сервиса: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, повысить с их помощью познавательный интерес к уроку математики. Обучающиеся в необычной игровой форме выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.

Так, при контроле знаний о способах устных вычислений и умения осуществлять быстро и правильно вычислительную деятельность во втором классе может быть предложено задание «Скачки», которая осуществляется в форме парной работы. В данном случае обучающиеся следуют выбранному режиму, устно выполняют вычисления в пределах 100 (предметный результат по математике). Важно отметить, что при осуществлении такого вида деятельности создаются условия для развития, в том числе, регулятивных и коммуникативных учебные действия.

Рис.1 Форма контроля «Скачки»

Выбор формы контроля (самоконтроля) «Простой порядок» дает возможность проверить сформированности у обучающихся не только умение выполнять арифметические действия с числами в пределах ста, но и умение располагать значение выражений в порядке убывания или возрастания (ранее изученные вопросы в области нумерации целых неотрицательных чисел). Можно отметить, что данное упражнение относится к повышенному уровню сложности.

Рис.2 Форма контроля «Простой порядок»

Для контроля сформированности исследуемого умения на базовом уровне может быть рекомендована форма «Найди пару», где обучающимся предлагается самостоятельно найти значение выражения с числами в пределах ста и соотнести полученный результат (задание на соотнесение).

Рис.3. Форма контроля «Найди пару»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование web-сервис LearningApps.org, как средства контроля и оценки умения выполнять обучающимися арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах 100, позволяет повысить надежность и объективность процесса контроля как одного из механизмов мониторинга предметных результатов по математике. Данный онлайн-сервис способствует существенному повышению эффективности обучения математике и оптимизации учебно-воспитательного процесса в начальном общем образовании.

Список литературы

Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков [Текст] / М. А. Бантова // Начальная школа. – 1993. - №11. - с. 38 – 43.

Балафанов Е.К., Бурибаев Н.Б., Даулеткулов А.Б. Новые информационные технологии: 30 уроков по информатике [Текст] / Балафанов Е.К., Бурибаев Н.Б., Даулеткулов А.Б. -Алма-Аты., 2011.- 244 с.

Ильин, Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы [Текст] / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. -1986. - № 2. - с. 138-147.

Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. и др. Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» [Текст] / Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. - 5-е изд.- М.: Просвещение, 2010. – 144с.

Петерсон Л.Г. Авторская программа по математике [Текст] / Петерсон Л.Г. – М.: ООО "Баласс", 2011. - 192 с.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с.

Рудницкая В.Н. Математика: программа: 1 – 4 классы [Текст] / Рудницкая В.Н. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 124 с.

Что такое LearningApps? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://learningapps.org/index.php?category=84&s= -.org

Царева, С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. Учреждений высш. Образования [Текст] / С. Е. Царева. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с.

Царева С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях [Текст]// Начальная школа. - 2012. - №11. - с. 51-59

Просмотров работы: 10