ПРОЦЕСС УКРУПНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОЦЕСС УКРУПНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)

Голикова Н.В. 1, Матафонова Ю.А. 1
1ФГБОУ ВО "ЗабГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В основу политико-территориального устройства Российской Федерации положен принцип федерализма, предполагающий разделение политико-территориального пространства государства на структурные единицы с целью оптимизации государственного управления и приближения управленческой деятельности к конкретным территориям (субъектам федерации). Процесс укрупнения регионов в Российской Федерации начал происходить в 2000-х годах. Реформы, проводимые в этот период времени, были направлены на построение оптимальной государственной системы управления субъектами Российской Федерации, изменение территориальной структуры, улучшение социально-экономического положения регионов.

Под укрупнением субъектов понимают процесс объединения (слияния) нескольких соседних, территориально смежных регионов (субъектов федерации) и образование в результате этого новых, более крупных субъектов, что сопровождается утратой прежними регионами их самостоятельного юридического статуса [1]. Данный процесс подразумевает в себе политическую и экономическую цель объединения двух или нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов Российской Федерации, при активной поддержке федерального центра.

Процесс объединения регионов в первую очередь коснулся «сложносоставных» субъектов Российской Федерации – тех краев и областей, которые в своем составе имели автономные округа. В результате процесса объединения, число субъектов федерации сократилось с 89 до 83; прекратили самостоятельное существование 6 из 10 автономных округов, а 3 области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили административно-правой статус [1].

Нормативно-правовой основой процесса укрупнения субъектов Российской Федерации стал Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17.12.2001 № 6-ФКЗ [2]. В данном законе заложены механизмы совершенствования государственно-территориального устройства страны путем объединения соседствующих субъектов Российской Федерации, либо путем присоединения новых территорий на основе международного договора. Важной новацией данного федерального конституционного закона В.А. Жидких считает то, что он закрепил возможность образования новых субъектов Российской Федерации не через дальнейшее дробление субъектов федерации, а через консолидацию, объединение (укрупнение) [3, 172].

Ю.А. Матафонова рассматривает процесс укрупнения субъектов Российской Федерации не только как совершенствование и оптимизацию политико-территориальной структуры нашего государства, но и в качестве политического процесса, способствующего повышению устойчивости и самого федеративного государства, и его субъектов 4, 48.

Несмотря на то, что фактически процесс укрупнения субъектов Российской Федерации был инициирован федеральным центром в рамках упорядочения федеративных отношений и ликвидации асимметрии правового статуса субъектов, нормативно предусмотрен механизм образования нового субъекта РФ (в том числе путем объединения граничащих территорий). Он реализуется через инициативу субъектов федерации, которая структурно включает и инициативу законодательных органов государственной власти и высших должностных лиц заинтересованных субъектов Российской Федерации (направленную Президенту Российской Федерации), и мнение населения данных субъектов, выраженное через референдум. Именно поэтому во всех субъектах Российской Федерации, которых коснулся объединительный процесс, были проведены референдумы, на которых жители соответствующих субъектов РФ поддержали идею объединения (70 – 97%). За период 2004 – 2007 гг. произошло 5 объединений субъектов РФ, в результате которых образовалось 5 новых субъектов РФ: Пермский край (Коми-Пермяцкий автономный округ был объединен с Пермской областью), Красноярский край (в его состав вошли Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенский автономные округа), Камчатский край (Камчатская область объединилась с Корякским автономным округом), Иркутская область (объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом), Забайкальский край (образовался путем объединения Агинского Бурятского автономного округа с Читинской областью).

Таким образом, была ликвидирована сложносоставность субъектов РФ и устранена противоречивость федеративных отношений, заключавшаяся в нелогичности структуры данных субъектов, когда один субъект федерации был включен в состав другого, но при этом считался самостоятельным. Законодательно данные объединительные процессы нашли отражение в принятых по результатам укрупнения федеральных конституционных законах.

Особый научный интерес представляет сам процесс объединения, подготовка к которому началась задолго до проведения референдума. Так, образование Забайкальского края путем объединения Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области произошло 1 марта 2008 года. Однако сам процесс начался с 2003 г, т.к. именно в это время произошел ряд важных событий: был сформирован нормативный механизм процесса укрупнения на федеральном уровне, положено начало активному научному осмыслению процессов управляемости территории Российской Федерации и возможности совершенствования субъектного состава. В период 2003 – 2006 гг. появляется значительное количество публицистических и научных работ по данной проблематике. Заметим, что ранее вопросы укрупнения регионов обсуждались с меньшей активностью и чаще всего предлагаемые проекты носили умозрительный характер. С 2003 г. данный вопрос перешел в практическую плоскость. Показательно мнение председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, А. Казакова, который в 2004 г. отметил, что «укрупнение это – не проявление реформаторского зуда, не бюрократические ухищрения, это назревшая политическая и экономическая необходимость. Сама жизнь свидетельствует: идёт полным ходом объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; договорились об объединении Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Изучают, причём не умозрительно, а в практическом плане, возможность объединения другие субъекты Российской Федерации» 5

К апрелю 2006 г. на территории Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа также наблюдалось активное обсуждение объединительного процесса. Как отмечает Ю.А. Матафонова, на смену предварительному этапу пришел организационный, в течение которого была сформирована сеть по проведению референдума, шла подготовка к печати информационных материалов, разработка концепции информационной разъяснительной работы. В регионе была создана двусторонняя рабочая группа для изучения опыта других регионов и организации подготовки к проведению референдума 6, 189.

В Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе референдум был назначен на 11 марта 2007 г. С начала 2007 г. органами власти осуществлялась агитационно-разъяснительная деятельность среди населения по вопросам предстоящего референдума и одновременно велась аналитическая работа по мониторингу общественного мнения. Проводимые социологические замеры показывали поляризацию мнений. Однако за счет активной агитационной деятельности и разъяснительной работы, к которой были привлечены не только органы власти объединявшихся субъектов РФ, но и общественные объединения, и известные политические деятели, процент явки превысил необходимый порог. Итоги голосования были следующими: 22 7570 избирателей (90,83%) проголосовали за объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа; 21 112 избирателей (8,43%) проголосовали против объединения. На основании голосов избирателей Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации - Забайкальский край.

Таким образом, процесс укрупнения регионов является обоснованным политическим процессом в Российской Федерации, так как существование сложносоставных субъектов представляет угрозу для федеративной системы. Политика по объединению таких субъектов, в том числе и путем образования Забайкальского края, была направлена на ликвидацию асимметрии правового статуса субъектов РФ, оптимизацию структуры федеративного государства, повышение федеративной устойчивости Российской Федерации и её субъектов.

Список литературы:

1. Антонюк Н.Т. Объединительный процесс Российских регионов как объект социологии управления (на примере создания Забайкальского края) // Вестн. ТГУ. – Томск, 2011. – Вып. 4 (96) – С. 262-265.

2. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17.12.2001 № 6-ФКЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34452/ - Загл. с экрана.

3. Жидких В.А. Российский федерализм: эволюция, проблемы и перспективы развития: дисс. ... д-ра полит. наук : 23.00.02 / В.А. Жидких. - Москва, 2009. - 264 с.

4. Матафонова Ю.А. Образование Забайкальского края как способ повышения федеративной устойчивости. / Ю.А. Матафонова. / Власть. – 2013. – № 6. – С. 48 – 51.

5. Укрупнение регионов в средствах массовой информации: обзор – май 2005 г. // Обзор подготовлен Отделом общественных связей и информационной политики Государственной Думы Томской области по материалам печатных и электронных СМИ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.duma.tomsk.ru/files2/5393.pdf - Загл. с экрана.

6. Матафонова Ю.А. Федеративная устойчивость трансграничного субъекта Российской Федерации (на примере Забайкальского края): монография. / Ю.А. Матафонова. – Чита. Забайкальский государственный университет, 2016. – 223 с.

Просмотров работы: 85