ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Шерстова А.О. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. Курган.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье я хочу обратить внимание на проблемы воздействия железнодорожного транспорта на окружающую нас природу. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги – это наиболее экономичный вид транспорта. Перед железнодорожным транспортом стоит задача ,как бороться с загрязнениями окружающей среды . С каждым разом мы все больше понимаем необходимость проведения срочных мероприятий по сохранению того богатства, которое было дано нам природой. Воздух, вода, земля сегодня уже не справляются с огромными нагрузками.

Железнодорожный транспорт вносит определенный негативный вклад в экологию, являясь источником неблагоприятных химических, физических и биологических факторов. Несмотря на то что отрицательное влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду меньше, чем других видов транспорта, тем не менее оно весьма ощутимо и требует профилактической работы.Неблагоприятное влияние железнодорожного транспорта проявляется через шум и вибрацию, загрязнение водных источников, почвы и растительности вредными веществами.Главная особенность влияния железнодорожного транспорта на окружающую природную природу является постоянная работа подвижного состава(грузовые и пассажирские составы) и производственных объектов, обеспечивающих перевозочный процесс(локомотивное депо, мастерские).

Для любой природной экологической системы железная дорога – инородный элемент. Железные дороги для своего строительства требуют отчуждения значительных территорий, на которых природные сообщества полностью разрушаются. Обширные зоны вдоль железных дорог испытывают их непосредственное влияние, здесь формируются природные сообщества лишь из достаточно толерантных к загрязнению и фактору беспокойства видов.

В нашей стране доля железнодорожного транспорта составляет 80% грузооборота и 40 % пассажироперевозок транспорта общего пользования. Такие крупные объемы работ напрямую связаны со значительным потреблением природных ресурсов, и масштабными выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Железнодорожный транспорт загрязняет воздушную среду, водную и земельную. Загрязнения атмосферного воздуха Из стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, связанных с железнодорожным транспортом, наибольший вред природе приносят котельные: при сжигании твёрдого топлива выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа, при сгорании мазутов – оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия. Моторы объектов путевой техники, тепловозов при сжигании топлива в составе выхлопных газов выделяют оксиды серы, углерода, азота, альдегиды. Загрязнения водных объектов После использования в технологических процессах на объектах железнодорожного хозяйства вода загрязняется вредными примесями. Сточные воды по многим параметрам токсичны для окружающей среды, они загрязняют ее взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальными загрязнениями, кислотами, щелочами, поверхностно-активными веществами. Загрязнения территорий предприятий Железнодорожные станции с локомотивными и вагонными депо являются источником образования и аккумуляции твердых отходов, что приводит к захламлению больших территорий в придорожной полосе отвода или за ее пределами. В перечне загрязнителей преобладают нефть и нефтепродукты, остатки топлива, смазочные материалы. Шум и вибрация при движении поездов. Основные источники шума – движущиеся поезда, путевые машины, производственное оборудование, интенсивный шум создают локомотивные, вагонные депо. Движение поездов вблизи объектов жилищной инфрастуктуры негативно сказывается на акустическом климате населенных пунктов и жилых помещений. Наиболее распространенным источником шума является локомотив. Железная дорога рельсами не заканчивается. Несколько десятков метров в обе стороны - полоса отчуждения. Под землей проходят кабели, на земле опоры с контактной подвеской. В этом хозяйстве чистоту поддерживают железнодорожники. 
Люди не думают об экологии из окна поезда. Приходят к окну и бросают просто на дорогу. Не меньше проблем приносят проводники, которые избавляются от мусора в пути.

А порой габаритные предметы, которые оказываются на рельсах, не просто портят внешний вид дороги, но представляют реальную опасность. Работники отделения дороги время от времени вместе отправляются в путь по железнодорожному пути . Смотрят, как растут мусорные горы на полосе отчуждения и на прилегающей ее территории Штрафы местных жителей мало пугают.
На сегодняшний день выгоднее заплатить штраф, чем заплатить за вывоз мусора. Железнодорожники говорят, свои рабочие места грязными не оставят. Но их профессия - не бороться с потоком мусора, а двигать транспортные потоки.

Расстояние между рельсами, измеряемое между внутренними гранями головок рельсов, называют шириной колеи.

 В России принята ширина колеи 1520 мм. Если подсчитать 3 железнодорожные колеи то приблизительно выходит 4560 мм плюс расстояние между рельсами получается около 6000 мм. Это то, что приводит к нарушению развития целых сообществ и видов. Кроме того это приводит и к эстетическому виду (нарушение ландшафтов, осушение, заболачивание). Этот фактор может действовать на природу долговременно и приводит к печальным последствиям.

К экологическим проблемам можно отнести также и груз, завозимый в республику по железной работе из соседних стран. Возросшие объемы импорта продукции растительного происхождения из стран ближнего и дальнего зарубежья создают предпосылки для заноса на территорию Дагестана и России особо опасных карантинных организмов.

Рефрижераторы, используемые для перевозок скоропортящейся продукции, оборудованы холодильными установками, которые используют энергию автономного дизеля.

При вынужденных простоях в ожидании разгрузки холодильная установка приводится в действие дизелем, который за 1 ч работы сжигает 23 кг дизельного топлива. Чтобы поддерживать заданную температуру, дизель должен работать 10 ч в сутки, потребляя топливо и загрязняя природу.

В холодильном оборудовании рефрижераторного подвижного состава используются вещества, разрушающие озон (фреон и другие хлор- фосфор содержащие углеводороды), которые в случае утечки оказывают воздействие на природный баланс озона в стратосфере. Каждая холодильная машина (их две на вагон) заправлена 35 кг фреона. В силу изношенности оборудования герметичность холодильных машин нарушается, и газ вытекает из системы охлаждения. 

В настоящее время для контроля за выбросом загрязняющих веществ тепловозов на сети железных дорог России созданы более 100 пунктов экологического контроля (ПЭК). Они предназначены для реостатных испытаний тепловозов и оснащены оборудованием для контроля выбросов вредных газовых примесей в атмосферу. В пункте экологического контроля имеется автоматическая система управления, регулировки и диагностики тепловозов (система АЛ-030 серий 03 или 04) и комплексная система измерения токсичности отработавших газов тепловозных двигателей «Тест-1(2)К».Система АЛ-030 предназначена для сбора и обработки всех видов измерений, контроля и управления при испытаниях, диагностики и регулировки тепловозов серии ЧМ-3, 2ТЭ10 со специализированным обеспечением. Система «Тест-1(2)К» предназначена для непрерывного автоматического контроля состава отработавших газов дизелей односекционных тепловозов при реостатных испытаниях на пунктах экологического контроля. Она состоит из выдвижных модулей стандартного формата. Каждый анализатор может использоваться в составе системы и автономно. В составе обогреваемого модуля подготовки пробы для анализа входят насос, фильтры грубой и тонкой очистки, охладитель с системой удаления конденсата, системная и контрольная арматура.Максимальная пропускная способность ПЭК-12 секций в сутки. Одновременно одной бригадой можно проводить испытания 4 секции тепловоза. Применению пунктов экологического контроля позволяет улучить экологические показатели тепловозов и снизить платежи за загрязнения окружающей среды.

В пассажирских вагонах для улучшения экологической безопасности установили биотуалеты, электрические печи для обогрева вагонов, благодаря ним меньше топятся котлы и меньше загрязняется атмосферный воздух.

Железнодорожный транспорт вносит существенные нарушения в окружающую среду: потребление топливных ресурсов, электроэнергии и воды, разнообразные выбросы твердых, жидких и газообразных веществ, нарушение природных ландшафтов (особенно это касается различных ремонтных служб, обслуживающих подвижной состав и железнодорожное полотно); шумовое загрязнение среды. Железные дороги требуют отвода довольно значительных площадей для своего размещения. К полотну железных дорог примыкают резервные защитные полосы шириной до 500 м; к ним нужно добавить площади вокзалов, станций, разъездов и пр.

Загрязнение среды железнодорожным транспортом больше всего ощущается там, где используются тепловозы. Их отработанные газы содержат большое количество токсичных веществ, угольной и рудной пыли, сажи и др.

При мойке составов в локомотивных и вагонных депо образуются значительные объемы стоков, содержащих нефтепродукты, щелочи, кислоты, тяжелые металлы и СПАВ, применяемые в моющих растворах. Железнодорожный транспорт ежегодно потребляет в нашей стране около 1 млрд. м3 воды. В последние годы объем выбросов существенно сократился благодаря структурным изменениям локомотивного парка -- замене паровозов и тепловозов электровозами. Введение оборотных циклов водопользования, прекращение расхода питьевой водопроводной воды для мойки вагонов позволит уменьшить расходы воды на транспорте. Создание новых типов вагонов, новых конструкций поездных туалетов -- лишь некоторые меры по сокращению загрязнения железнодорожного полотна.

В зоне строительства железной дороги могут существовать ценные вещественные культурные ценности, ценности, связанные с культурой народа, исторические памятники, традиционные постройки и т.п. При отсутствии достаточно тщательного исследования не исключается опасность потери таких памятников во время проведения строительных работ. Если имеется опасение серьезного влияния на такие ценности, необходимо корректировать маршрут (место строительства) дороги или железной дороги. Если такие изменения маршрута не представляются возможными, следует предпринять меры для их охраны, включая изменение рабочей программы, увеличение бюджета и др.

Выводы.

Решить проблему мусора, бросаемого из окна можно если использовать в пассажирских вагонах аккумулирующих емкости для сбора стоков и мусора. установкой в них специальных очистных сооружений, что на современном этапе маловероятно.

Отказа от применения разрушающих озоном веществ.

Нужно участвовать в экологической охране.

Проводить как можно больше санитарных дней по очищению железнодорожной дороги.

Очистка сточных вод.

Просмотров работы: 544