ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЖУРНАЛИСТИКА» ПО РЕЗУЛЬТАТАМ, ПОЛУЧЕННЫХ С ПОМОЩЬЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЖУРНАЛИСТИКА» ПО РЕЗУЛЬТАТАМ, ПОЛУЧЕННЫХ С ПОМОЩЬЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Буланкина А.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современной жизни область инструментальных компетенций специалистов масс-медиа стремительно меняется, а вот область способностей, более длительное время остается константой, своеобразным фундаментом, позволяющим успешно осваивать профессиональные умения и навыки [5, с. 64]. Потому при подготовки грамотных специалистов в медиа сфере полезно использовать результаты исследования психологических особенностей студентов направления подготовки «Журналистика» с помощью психодиагностических комплексов «Профориентатор» и «Профкарьера» [4].

Для анализа социально-демографических факторов проанализируем данные выборки студентов направления подготовки «Журналистика» Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета по возрасту и полу. В тестировании приняло учатие 42 студента в возрасте от 19 до 22 лет, из 4 юноши и 38 девушек; средний возраст выборки составил 20,2 лет. Данные представлены на рисунке 1.

Распределение выборки по полу и возрасту

Рисунок 1 – Распределение студентов направления подготовки «Журналистика»

по полу и возрасту

Как мы видим, большая часть исследуемой группы это девушки. Это связано со спецификой профессии – данное направление относится к гуманитарным наукам, а исходя из статистики гендерных предпочтений, чаще всего представительницы женского пола выбирают гуманитарные направления, представители мужского пола – технические направления [3, c. 168].

На рисунке 2 представлены средние значения шкал по блоку «Интересы» студентов-журналистов по результатам тестирования на комплексе «Профориентатор».

Рисунок 2 – Результаты исследования интересов студентов

по комплексу «Профориентатор»

Согласно диагностике с помощью программы «Профориентатор» в блоке «Интересы» высокий результат наблюдается по шкале «Искусство», исходя из чего, мы можем судить о соответствии направлению подготовки исследуемой группы, так как профессия «Журналист» относится к творческим профессиям, без заинтересованности в искусстве в данной профессиональной области будет тяжело достичь значимых результатов. Также наблюдается высокий интерес к общению – к работе с людьми, различными группами и коллективами, видам деятельности, где приходится много общаться, проявлять внимание к разным людям. Не выражен профессионально важный интерес к знаку – созданию и работе с текстами.

Далее на рисунке 3 представлены результаты диагностики по блоку «Личность» комплекса «Профориентатор».

Рисунок 3 – Результаты исследования личностных особенностей студентов

по комплексу «Профориентатор»

Диагностика выявила такие личностные особенности студентов-журналистов, как:

высокий уровень согласия – в своём поведении студенты ориентированы на кооперацию, дружелюбны, доверчивы и отзывчивы, способны слушать и сопереживать другим людям;

низкий уровень самоконтроля – в целом, для группы характерна некоторая импульсивность действий, склонность к «творческому беспорядку» в делах;

низкий уровень эмоциональной стабильности – студенты склонны проявлять обеспокоенность и тревожность, что в некоторых ситуациях, снижает общий уровень их работоспособности и приспособленности.

Следующий блок комплекса «Профориентатор» – «Интеллект», представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Сравнение результатов исследования интеллекта студентов

на 1 и 3-4 курсах

Из рисунка видно, что существует положительная динамика показателей интеллекта в зависимости от курса обучения. Так, студенты к 3 и 4 курсу обучения демонстрируют более высокие показатели внимания, абстрактной и зрительной логики, эрудиции, лексики и вычислений. В целом, наиболее развитыми способностями являются абстрактная логика и лексика – студенты-журналисты имеют достаточный словарный запас, способны создавать тексты на родном языке, рассуждать и мыслить на абстрактном уровне.

Результаты по блоку комплекса «Профориентатор» – «Склонность к обучению» представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результаты исследования склонности студентов к обучению

по комплексу «Профориентатор»

Из рисунка мы видим, что преобладает склонность к профилям обучения «Творческий», «Лингвистический» и «Общественно-гуманитарный». Так, способности студентов соответствуют избранному ими гуманитарному направлению «Журналистика». Иными словами – студенты имеют развитое абстрактное мышление и владеют лексикой в объеме, необходимом для овладения профессией.

Далее на рисунке 3 представлены результаты диагностики по блоку «Жизненные установки» комплекса «Профориентатор»

Рисунок 6 – Результаты исследования жизненных установок студентов по комплексу «Профкарьера»

Диагностика показала, что преобладающей жизненной установкой среди студентов направления «Журналистика» является творческая свобода. Это говорит о том, что группа ориентирована на поиск своего особого подхода к жизни и готовность к неопределенности и сложностям, воспринимает жизнь как творческую задачу, в которой не существует заданного решения. Студенты видят в журналистике прежде всего творческую профессию и возможность для самореализации себя как творческой личности.

Проанализируем результаты диагностики по блоку «Профессиональные интересы» комплекса «Профкарьера», представленные на рисунке 7.

Рисунок 7 – Результаты исследования карьерных интересов студентов по комплексу «Профкарьера»

В целом, наиболее привлекательными для студентов-журналистов профессиональными сферами являются:

Коммуникатор – будущим журналистам интересна работой, которая состоит в обеспечении внешних процессов, например, общение и контакты с клиентами, командировки, посещение различных мероприятий.

Инноватор – группа продемонстрировала приоритет на содержание и процесс самого труда, творческие виды деятельности, постановку сложных задач, требующих инновационного подхода и нестандартных решений.

Предприниматель – студенты в своей профессиональной деятельности готовы сталкиваться с риском, неопределёнными задачами, зачастую требующими применения нового подхода.

Наименее интересной для студентов карьерной областью является сфера «Аналитик», которая предполагает работату с большими массивами информации, выполнение функций поддержки различных систем внутри организации; планирование и контроль.

Далее по комплексу «Профкарьера» были выявлены особенности профессиональной мотивации студентов направления «Журналистика» которые наглядно представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Результаты исследования мотивации студентов

по комплексу «Профкарьера»

Диагностика позволила выявить ряд доминирующих профессиональных мотивов студентов направления «Журналистика». К ним относятся:

Творчество – выраженная потребность в творческой активности, проектной работе, возможности что-то создать, разработать и осуществить.

Преодоление – в целом, группа имеет высокую мотивацию достижения, желает добиться успеха в карьере, готова к риску и неопределенности, к изменениям, стремиться к независимости и реализации себя через преодоление трудностей, ориентации на получение новых знаний и опыта, на познание нового и расширения сферы деятельности и общения.

Наблюдается отвержение мотива «Определённость», что говорит о том, что для будущих журналистов стабильность и комфорт условий труда не так важны, в приоритете – процесс выполняемой работы, интерес.

Блок «Личность» комплекса «Профориентатор» позволил выявить некоторые личностные особенности студентов-журналистов, представленные на рисунке 9.

Рисунок 9 – Результаты исследования личностных особенностей студентов по комплексу «Профкарьера»

Наиболее яркими характеристиками студентов направления «Журналистика» являются:

экстравертированная направленность, выражающаяся в склонности играть ведущую роль в общении, проялять инициативу при ведении разговора; группа, в целом, демонстрирует способность непринужденно вступать в общение, быстро находить контакт с людьми;

высоко-выраженная интуитивная функция, развитая сфера интуиции – студенты склонны жить и действовать «по вдохновению», ценят воображение и все новое, неизведанное; ориентированы на осмысление происходящего, однако также склонны терять интерес к своим увлечениям;

высокая ориентация на социальную желательность, стремление быть «хорошими» в глазах других;

развитая сфера чувств и переживаний, позволяющая хорошо ориентируются в настроениях других людей, уметь и понимають, как на них воздействовать;

Таким образом, студенты-журналисты дружелюбны, общительны и активно готовы включиться в любой профессиональный диалог [2, c.143].

Рисунок 10 – Результаты исследования карьерных предпочтений студентов

по комплексу «Профкарьера»

Результаты диагностики показывают, что студенты-журналисты в основном ориентированы на творческий тип карьеры и склонны отвергать статический тип. В первую очередь для них важно, чтобы работа была увлекательной, творческой, интересной по содержанию, нежели престижной, обеспечивающей высокий материальный достаток, статус.

Далее проведём сравнение составленного нами реального профиля студентов направления «Журналистика» по результатам тестирования по комплексам «Профориентатор» и «Профкарьера» с идеальным профилем профессии журналист. Сравниваемые данные представлены на рисунке 11.

Сравнение реального и идеального профилей

Рисунок 11 – Сравнение усреднённого профиля студентов направления «Журналистика»

с идеальным профилем профессии журналист

Из рисунка видно, что в целом, реальный профиль соотносится с идеальным. Так, показатели абстрактной логики, внимания, вычислений, эмоциональной стабильности, самоконтроля соотносятся или незначительно отклоняются от «идеальных для журналиста». Овладение профессией журналиста – это, прежде всего, усвоение культурных норм, лексических стандартов, тезауруса и других особенностей журналистского сообщества [6, c. 154]. В этом смысле полученные результаты не соотносятся с описанной картиной – студенты к старшим курсам обучения демонстрируют средние показатели эрудиции и лексики, в начале обучение – низкий интерес к знаку. Иными словами – эмоциональная готовность к профессиональному общению есть, а инструменты и содержание профессиональной коммуникации развиты слабо [2, c.143]. Соответственно, можно говорить о том, что студенты на фоне высокой коммуникативной активности имеют недостаточный для журналиста уровень эрудиции и лексики.

Заключительный блок для комплексов «Профориентатор» и «Профкарьера» – «Тренинговые программы». Сопоставим данные студентам рекомендации по развитию на 1 и на 3-4 курсах обучения. Так, на 1 курсе наиболее популярными для студентов-журналистов оказались тренинговые программы по развитию:

мотивации с целью расширения круга интересов, общего развития личности;

интеллектуальной сферы, работе со слабыми способностями с целью их повышения;

коммуникативных навыков, с целью их совершенствования;

лидерских качеств с целью повышения общей самоэффективности.

На старших курсах наиболее часто рекомендуемым психокоррекционным мероприятиями являлись тренинги самоорганизации и совершенствования коммуникативных навыков.

Таким образом, в результате проведенного исследования мы можем сделать ряд выводов, которые согласуются с данными других исследований психологических особенностей студентов направления «Журналистика». Так, современные студенты видят в журналистике прежде всего творческую профессию, в целом в своей деятельности руководствуются мотивом творчества [1, c. 10]. Также студенты дружелюбны, общительны и активно готовы включиться в любой профессиональный диалог, но при этом имеют недостаточно развитые профессионально значимые качества, в частности, лексику и эрудицию [2].

Список литературы

Авдонина Н.С. Изучение образа профессии журналиста в восприятии студентов с целью корректировки образовательного процесса // Вестник Марийского государственного университета. – 2018. – №1 (29). – С. 1-10.

Владимирова Т. Н. Профессиональное развитие студентов-журналистов: влияние социально-психологических условий // Вопросы теории и практики журналистики. – 2013. – №2. – С. 142-147.

Замятнина Е.С. Гендерные различия при выборе специальности в вузе в современной России // Мониторинг. – 2017. – №3 (139). – С.163-178.

Комплексная система профориентации и развития молодежи в современных условиях // Региональный центр прогнозирования и содействия трудоустройству выпускников [Электронный ресурс] URL: http://job.vlsu.ru/files/encik/MGU/msu.conference.2010_Serebryakov.pdf (дата обращения 19.12.2019).

Сумская А.С. К вопросу об отличиях профессионально-значимых способностей специалистов, ориентированных на медиатворчество в современной социо-культурной среде // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2016. – №2 (19). – С. 63-71.

Черепанова Т. В. Этапы и факторы профессиональной идентификации студентов-журналистов // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – №3. – С. 153-157.

Просмотров работы: 25