ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИВАНОВО) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИВАНОВО)

Соловьева М.А. 1, Бушуева М.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Иваново, Российская Федерация
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «финансовый менеджмент» мало ассоциируется с государственным сектором. Трудно представить применение органами государственной власти или органами местного самоуправления каких-либо механизмов, четко не регламентированных соответствующим нормативно-правовым актом.

Идея финансового менеджмента в бюджетном секторе впервые была прописана приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2007 № 123н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств федерального бюджета» в настоящее время утратил силу с принятием последующих приказов Министерства финансов Российской Федерации по данной теме (от 13.04.2009 № 34н, от 29.12.2007 № 264н).

Под финансовым менеджментом в данных документах понимается совокупность процедур и процессов, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств, а также рассмотрение элементов бюджетного процесса, таких как: составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет, отчетность, контроль и аудит.

Исходя из вышеперечисленного, основными направлениями финансового менеджмента в государственном секторе можно считать повышение качества управления государственными финансами [4], а также повышение эффективности использования бюджетных средств. Дополнительным бонусом служит государственная поддержка и содействие развитию региональных экономических систем [5].

Рассматривая финансовый менеджмент в частном и государственном секторах, следует отметить наличие определенных различий, заключающихся в том, что в первом случае рассматривается финансовое управление на уровне предприятия (фирмы), а во втором случае на уровне отрасли, сферы деятельности главных распорядителей бюджетных средств или территории (органы местного самоуправления, органы государственной власти).

Не совпадают и цели финансового менеджмента в частном и государственном секторе. Так на предприятии частной формы собственности главной целью является получение прибыли, максимизация доходов, а в государственном секторе главной целью финансового менеджмента обозначается целевое, эффективное, запланированное использование финансовых ресурсов (бюджетных средств).

В данной статье рассмотрена система оценки качества финансового менеджмента (финансового управления) главных распорядителей бюджетных средства городского округа Иванова (далее – ГРБС).

Согласно Постановлению Администрации города Иванова от 29.10.2019 № 1671 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», основной целью бюджетной и налоговой политики остается обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджета города с учетом текущей экономической ситуации, повышение качества управления муниципальными финансами.

Основными задачами бюджетной политики являются:

- формирование реалистичного прогноза поступлений доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития, обеспечение наполняемости доходной части городского бюджета;

- обеспечение долгосрочного бюджетного планирования посредством бюджетного прогноза г. Иваново на долгосрочный период до 2025 года;

- повышение эффективности бюджетных расходов и устойчивости бюджета, в том числе за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;

- проведение долговой политики с соблюдением ограничений действующего бюджетного законодательства;

- повышение открытости бюджетного процесса [1].

В городском округе Иваново в целях повышения эффективности управления муниципальными финансами Распоряжением Администрации города Иванова от 04.03.2015 № 65-р «Об утверждении порядка и методики оценки качества финансового управления главных распорядителей средств бюджета города» введена оценка качества финансового управления ГРБС.

Оценка качества финансового управления ГРБС проводится ежегодно, по таким показателям как:

своевременность предоставления ГРБС реестра расходных обязательств;

количество итераций по доработке реестров расходных обязательств;

доля бюджетных ассигнований, представленных в программном виде;

своевременность предоставления бюджетных обоснований;

количество итераций по доработке обоснований бюджетных ассигнований;

уровень исполнения расходов бюджета города Иванова;

равномерность осуществления кассовых выплат;

эффективность управления кредиторской и дебиторской задолженностью;

выявление в отчетном году недостач и хищений в отношении ГРБС и подведомственных учреждений;

наличие исполнительных документов;

соблюдение сроков предоставления годовой отчетности;

экономия при осуществлении закупок товаров, работ, услуг;

финансовые нарушения, выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий;

квалификация сотрудников финансово-экономических подразделений ГРБС;

повышение квалификации сотрудников финансово-экономических подразделений ГРБС и прочее [2].

Для каждого из показателей в данной методике представлена формула для расчета показателя и единицы измерения.

Так, например показатель «равномерность осуществления кассовых выплат» определяется по формуле:

П = Ркп4/Ркп*100%

где: Ркп4 - кассовые расходы распорядителя в IV квартале отчетного периода;

Ркп - кассовые расходы распорядителя за отчетный период.

Оценка по показателю проводится в баллах:

П≤30 (10 баллов);

30˂П≤35 (8 баллов);

35˂П≤40 (6 баллов);

40˂П≤45 (4 балла);

45˂П≤50 (2 балла);

П>50 (0 баллов) [2].

Для показателя равномерности кассовых выплат целевым ориентиром является значение показателя, при котором кассовые расходы в IV квартале достигают менее 30 процентов годовых расходов. Применение данного показателя в качестве оценочного актуально в первую очередь в целях достижения сбалансированности бюджета и эффективности использования бюджетных средств.

Например, органу местной администрации на текущий финансовый год по кассовому плану исполнения бюджета было запланировано 200,0 млн. рублей, и утверждено как 50,0 млн. рублей в квартал, по факту орган местной администрации фактически исполнил кассовые расходы 10,0 млн. рублей в 1 квартале, 20,0 млн. рублей во 2 квартале, 25 млн. рублей в 3 квартале и 145 млн. рублей пришлось на 4 квартал, что привело к разрыву между плановыми показателями кассового плана и плана по доходам муниципального бюджета.

Соответственно, в данном случае расчет будет выглядеть следующим образом: П = 145,0 млн. рублей/200,0 млн. рублей *100% = 72,5% (0 баллов).

При равномерном распределении бюджетных средств согласно кассовому плану показатель был бы равен 25% (10 баллов).

Показатель «экономия при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд по формуле:

П = (В-А)/В * 100%

где: В – суммарная начальная (максимальная) цена муниципальных контрактов за отчетный период;

А – фактическая стоимость муниципальных контрактов, заключенных в отчетном периоде [2].

В данном случае проведение конкурсных процедур в более ранние сроки позволяет более эффективно и с наименьшими затратами достичь больших результатов (покупка на высвободившиеся финансовые средства дополнительных не запланированных ранее материальных запасов, либо возврат бюджетных средств в бюджет для дальнейшего перераспределения между другими ГРБС на возникшие потребности).

Максимальная оценка качества финансового управления ГРБС составляет 90 баллов, минимальная 0 баллов и определяется по формуле:

ОКФ = ΣПj/90-ΣNПк*100

где: ОКФ - оценка качества финансового управления ГРБС;

Пj - оценка качества финансового управления ГРБС по j-му критерию оценки;

NПк - максимальная оценка качества финансового управления ГРБС по k-му критерию, оценка по которому для ГРБС не производилась.

Результаты оценки качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств города Иванова за 2018г. приведена в таблице [3].

Таблица 1 - Оценка качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств г. Иваново за 2018г.

в рей-тинге

Наименование ГРБС

Оценка качества финансового управления, баллов

2017 г.

2018 г.

ГРБС, имеющие подведомственные учреждения

1

Управление образованием администрации г. Иваново

79,1

80,2

2

Комитет по культуре администрации г. Иваново

77,8

67,6

3

Администрация г. Иваново

55,7

67,1

4

Комитет молодежной политики, физической культура и спорта администрации г. Иваново

62,0

60,1

5

Управление капитального строительства администрации г. Иваново

52,2

54,3

6

Управление благоустройства администрации г. Иваново

47,9

51,8

7

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Иваново

51,6

45,8

ГРБС, не имеющих подведомственных учреждений

1

Финансово-казначейское управление администрации г. Иваново

78,6

86,1

2

Избирательная комиссия г. Иваново

79,2

79,7

3

Управление социальной защиты населения администрации г. Иваново

78,3

79,6

4

Ивановская городская Дума

76,2

79,4

5

Контрольно-счетная палата г. Иваново

71,4

78,0

6

Управление жилищной политики и ипотечного кредитования администрации г. Иваново

77,6

72,8

7

Ивановский городской комитет по управлению имущества

64,4

64,8

В заключении хотелось бы отметить, что нормативное регулирование финансового менеджмента в государственном секторе в настоящее время находится на начальной стадии формирования, оценка качества финансового менеджмента (финансового управления) для ГРБС вводится на всех уровнях бюджетной системы.

Внедрение финансового менеджмента в бюджетный процесс заключается в необходимости формирования реалистичных, объективных, информативных критериев оценки качества управления, требующих проверки на практике. При этом наличие ошибок неизбежно, что, безусловно, повлечет проведение их анализа, позволяющего в конечном итоге найти верное решение.

В любом случае, процесс внедрения и совершенствования финансового менеджмента в бюджетный сектор уже запущен, что составляет комплексную задачу, стоящую перед всеми участниками бюджетного процесса.

Список литературы

Постановление Администрации города Иванова от 29.10.2019 № 1671 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

Распоряжение Администрации города Иванова от 04.03.2015 № 65-р «Об утверждении порядка и методики оценки качества финансового управления главных распорядителей средств бюджета города».

Муниципальные финансы города Иванова [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivbudget.ru/doc_item.aspx?id=5351&catid=14&subid=41&lowid=-1 (Дата обращения 11.12.2019).

Бушуева М.А., Беликова Е.С., Масюк Н.Н. Совершенствование системы мониторинга инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ региона (на примере Ивановской области) // Современные наукоемкие технологии. Региональноеприложение. - 2018. - № 1 (53). - С. 15-24.

Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. Концептуальные основы построения бизнес-модели регионального кластера как инновационной сетевой экосистемы // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 39-42.

References

Resolution Of the administration of the city of Ivanov dated 29.10.2019 No. 1671 "on the main directions of the budget and tax policy of the city of Ivanov for 2020 and the planning period of 2021 and 2022".

Order of administration of the Ivanovo on 04.03.2015 № 65-p "On approval of the procedure and methodology for assessing the quality of financial management of chief administrators of budget funds of the city."

Municipal finances of the city of Ivanov [Electronic resource]. URL: http://www.ivbudget.ru/doc_item.aspx?id=5351&catid=14&subid=41&lowid=-1 (accessed 11.12.2019).

Bushueva M. A., Belikova E. S., Masyuk N. N. Improvement of the system of monitoring of investment activity in the sphere of housing and communal services of the region (on the example of the Ivanovo region) / / Modern science-intensive technologies. Regional supplement. - 2018. - No. 1 (53). - Pp. 15-24.

Bushueva M. A., Masyuk N. N., Bragina Z. V. Conceptual foundations of building a business model of a regional cluster as an innovative network ecosystem / / Azimut of scientific research: Economics and management. - 2017. - T. 6. - No. 2 (19). - Pp. 39-42.

Просмотров работы: 33