Роль инвестиций в развитии туризма - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Роль инвестиций в развитии туризма

Смусенко П.П. 1, Чараева М.В. 1
1ЮФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях рыночной экономики развитие туризма зависит от спроса и предложения на услуги с целью удовлетворения потребностей клиентов. Одним из условий расширения потребностей клиентов является вложение инвестиций в туристскую отрасль. Инвестиции являются составным звеном процесса удовлетворения общественных потребностей, необходимым для достижения рационального, экологически оправданного способа, пути производства источника удовлетворения потребностей [1. С. 19].

В настоящее время туризм стал оказывать мощное влияние на политику ряда государств и регионов. По оценке Всемирной туристской организации, «сегодня вклад туризма в глобальный ВВП составляет около 10%, в этой сфере работает примерно 8,5% трудоспособного населения планеты, а доля туризма в экспортных поступлениях достигла почти 6%. Большинство экспертов считают, что отрасль и дальше будет развиваться быстрыми темпами: по прогнозам на период до 2020 г. вклад туризма в ежегодный рост глобального ВВП составит не менее 4%» [3].

Эффективность использования и реализации инвестиций зависит от их структуры. В экономике различают технологическую, отраслевую, воспроизводственную структуры, по источникам финансирования, по видам собственности и другие структуры инвестиций в основной капитал.

К сожалению, в настоящее время в отечественных исследованиях немного недооценивается роль иностранный инвестиций. Для дестинаций очень важно попасть в зону кумулятивного накопления репутационного эффекта. Но следует отметить, что иностранные инвесторы на фоне отсутствия улучшения бизнес - климата, увеличения темпов инфляции, ухудшения экономической конъюнктуры ввиду воизбежания рисков, предъявляют высокие требования к инвестиционному климату региона и страны в целом. Отмечается тенденция, выражающаяся в том, что иностранные инвесторы переходят от реализации крупных инвестиционных проектов к сетевым, которые относительно независимы от экономической обстановки в отдельном регионе. Доля долгосрочных финансовых вложений в последние годы не превышает 10 % [3, с. 1604]. Эго тревожный показатель, который способствует нарушению устойчивому развитию организационно -хозяйственного механизма туристской индустрии в регионах.

Инвестиционная региональная политика в сфере индустрии туризма является одним из путей регулирования предложения туристского продукта. Российские регионы во все больших масштабах воздействуют на формирование инвестиционного климата. Система государственного регулирования развития индустрии туризма на уровне региона является системой более низкого уровня по отношению к федеральной системе. На региональном уровне управление индустрией туризма осуществляется соответствующими подразделениями исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Предметами ведения таких подразделений, как правило, являются вопросы:

• разработки региональных программ, включая программы привлечения инвестиций в индустрию туризма, и координации международного сотрудничества в этой сфере;

• содействия материально-технической базы туризма, координации деятельности органов администрации субъекта Федерации по обеспечению благоприятных условий развития туризма в регионе и организации туристской деятельности;

• лицензирования международной туристской деятельности и контроля за выполнением туристскими предприятиями лицензионных условий;

• продвижения туристского продукта региона на рынки туристских услуг.

Низкий уровень развития индустрии регионального туризма требует соответствующих инвестиционных вложений. Но для привлечения инвестиций в эту сферу региональной экономики необходимо создание благоприятных условий, нужны соответствующие правовые гарантии для инвесторов, как отечественных, так и иностранных.

В Москве, например, введен в действие двойной механизм: залоговый фонд местной администрации и гарантии коммерческих банков по отдельным инвестиционным проектам. В Нижнем Новгороде принят собственный закон о защите частных иностранных инвестиций. В Санкт-Петербурге и Татарстане иностранным предпринимателям разрешено приобретать в частную собственность земельные участки производственного назначения. Иначе говоря, регионы активизируют законодательную деятельность в тех сферах, где на федеральном уровне не наблюдается прогресса.

Во многих российских регионах практически введены собственные законодательные нормативноправовые основы, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата в данном регионе. Получили распространение такие меры, как освобождение, при определенных условиях, от уплаты в местный бюджет налога на прибыль и налога на имущество (или снижение их ставок), отсрочка налоговых и арендных платежей, снижение налога на поддержание жилого фонда, предоставление беспроцентных ссуд и гарантий местных органов власти и другие.

Например, весьма привлекательным для туристов является Новгородский регион, богатый памятниками истории, возможностями отдыха и т.д. Администрация области принимает меры, направленные на обеспечение социально-экономического развития региона. Важным инструментом преодоления экономических проблем в Новгородской области стали инвестиции в различные сферы регионального хозяйства.

Серьезное внимание к привлечению инвестиций уделяют в Санкт-Петербурге.

В городе действует закон «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга». В соответствии с этим законом необходимым условием отнесения инвестиционных проектов к числу стратегических является их соответствие принципу стратегической важности для Санкт-Петербурга, т.е. в результате реализации таких проектов должно наблюдаться существенное улучшение социально-экономических условий жизни горожан, в том числе развития в Санкт-Петербурге инвестиционного рынка, туризма и т.п.

Крупным инвестиционным проектом является развитие территории острова Новая Голландия. Цель проекта - создать новую достопримечательность Санкт-Петербурга, архитектурную доминанту, привлекательное и доступное место для посещения туристов и горожан. На площади 180 тыс. кв. м разместятся офисные помещения, магазины, 3 отеля и др. Стоимость проекта оценивается в 378 млн долл. США [3].

По данным на конец 2018 г. в процессе реализации находилось 206 инвестиционных проектов в гостиничной сфере, из них по 63 объектам велись изыскательные работы, по 80 - разработка документации, 63 объекта находились в стадии строительства [2].

Приведенные примеры отношения региональных властей к инвестициям дает основание сделать вывод - на местах все яснее понимают, что при нынешней ситуации в стране привлечение капитала из-за рубежа - один из инструментов выхода из кризиса и подъема экономики субъекта РФ. Рост данных об инвестиционных проектах связан с тем, что информация о намерениях - это один из реальных путей заинтересовать потенциальных инвесторов и наглядно показать органам власти, что можно реализовать.

В настоящее время наиболее эффективным ресурсом в индустрии туризма являются люди. Современный рынок образовательных услуг, в том числе и по специальностям в сфере туризма, позволяет человеку в полной мере получить необходимые знания и специальную квалификацию, а также поддержку со стороны государства.

Эффективное формирование человеческого капитала не может обойтись без вложений определенных средств. Все вложения в трудовые ресурсы, как правило, способствуют росту производительности труда и рентабельности туристского предприятия. Качественное образование позволяет получить определенные профессиональные навыки, хорошую работу и высокую заработную плату, которая для занятых в туристской сфере напрямую зависит от уровня компетентности специалиста.

Основная задача на сегодня - заинтересовать бизнес-сообщество в инвестировании. направленном на развитие индустрии туризма, а также на создание новых объектов. Инвестирование в индустрию туризма позволяет решить следующие задачи: расширение малого и среднего предпринимательства, строительство новых туристско-рекреационных объектов, а также разработка и совершенствование туристских маршрутов на территории России.

Список литературы

1. Основные направления и меры развития туризма в России [Официальный сайт Федерального агентства по туризму] – Режим доступа от 10.01.2017. http://www.russiatourism.ru/

2. Всемирный экономический обзор в области путешествий и туризма за 2016 год [Официальный сайт Всемирного совета по туризму и путешествиям] – Режим доступа. http://www.wttc.org/

3. Проурзин Л. Ю. Туризм как экономический приоритет. М.: Новый век, 2014. – 216 с.

4. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма / С. В. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 272 с.

5. Кричмарь, М.Ю. О некоторых тенденциях развития туризма в РФ / М.Ю. Кричмарь // Российское предпринимательство. - №1. - 2017. - с.123-127.

6. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора. М.: Наука, 2015. С. 80.

7. Махатели З.Б. Формирование механизма привлечения иностранных инвестиций в российскую сферу инновацию. Дис... канд. экон. наук. СПб, 2014. С. 25-26.

8. Ливанцова М.А. Инвестиции в российский туризм: проблемы и перспективы // Научнометодический электронный журнал-концепт. 2016. №11. С. 51-55.

9. Федорова С.В. Инфраструктурные инвестиции в сфере туризма // Корпоративные финансы и реалии 21 века. 2018. №4. С.9-12.

Просмотров работы: 230