В исследовании принимали участие студенты старших курсов бакалавриата по направлению подготовки «Реклама и связь с общественностью» Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ) в количестве 29 человек, из них 90 % – девушки, 10 % – юноши.
Исследование проводилось при помощи программ компьютерной диагностики «Профориентатор» на первом курсе и «Профкарьера» на старших курсах. Программное обеспечение содержит в себе группы тестов, которые позволяют оценить профессиональные качества студентов сориентировать в развитии карьеры [3].
Сводные результаты по исследованию психологических особенностей студентов представляют данные и их анализ по описательным статистикам, включая моду, медиану, средние, максимальные и минимальные значения.
Интересы студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью» к определённым занятиям и видам деятельности отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Сводные результаты исследования интересов студентов по комплексу «Профориентатор».
Как видно из рисунка, у испытуемых преобладает интерес к искусству, что означает, что будущие специалисты смогут реализовать себя в данной сфере, ведь реклама требует хорошо развитого воображения, прекрасно поставленную речь, высокий уровень образного мышления и блестящее проведение рекламных кампаний [4].
В то же время интерес к знаку выражен средне, отвергается интерес к технике и бизнесу. Основываясь на этом, можно сказать, испытуемые мало ориентированы на активное взаимодействие с техническими системами и сферой производства.
Рисунок 2 характеризует личностные особенности испытуемых.
Рисунок 2 – Сводные результаты исследования личностных характеристик студентов по комплексу «Профориентатор».
В целом, группа тестируемых продемонстрировала средний уровень активности, согласия, самоконтроля и эмоциональной стабильности. При этом под активностью понимается уверенность в себе, высокая конкурентоспособность, независимость от того, что думают другие, предпочтение ориентироваться на свой личный опыт, что может способствовать хорошему росту по карьерной лестнице [2].
Средний уровень самоконтроля говорит о таких качествах, как пунктуальность, последовательность, тщательность, целенаправленность в работе и надёжность. Перечисленные качества крайне необходимы специалистам группы профессий «Человек-Знак», к которым относится и направление «Реклама и связь с общественностью», требующее тщательного исследования рабочих моментов и работы с огромным количеством материала.
Также средний по группе уровень эмоциональной стабильности совместим с избранным студентами направлением подготовки, предполагающим монотонную работу в сфере умственной деятельности, которая не будет вызывать у будущих специалистов высокого утомления и падения производительности.
Результаты исследования интеллекта представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Сводные результаты исследования интеллекта студентов по комплексу «Профориентатор».
Исходя из полученных данных, можно сказать о том, что в среднем по группе более развитыми являются речевые способности – эрудиция и лексика, необходимые для специалиста гуманитарного профиля.
Также студенты продемонстрировали высокие показатели по абстрактной логике, относящейся к группе вербальных и отражающей лёгкость построения и понимания грамматических конструкций, рассуждения на абстрактно-понятийном уровне, способность к созданию устных и письменных текстов различной степени сложности. Перечисленные качества являются профессионально важными для направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», связанными с умением разрабатывать и организовывать маркетинговые мероприятия.
На рисунке 4 отражены результаты исследования склонности к профилю обучения студентов направления «Реклама и связи с общественностью».
Рисунок 4 – Сводные результаты исследования склонности к обучению студентов по комплексу «Профориентатор».
Данные показывают, что наиболее подходящими для группы являются творческий, лингвистический и общественно-гуманитарный профили, поэтому избранное студентами гуманитарное направление подготовки соответствует их способностям. Отвергается инженерный профиль, который предполагает работу с технологическим оборудованием и не соответствует избранному студентами направлению «Реклама и связи с общественностью».
В процессе исследования были определены области для тренингов, необходимые для успешной самореализации студентов в привлекательных профессиональных сферах. Тренинговые программы, предложенные студентам по результатам тестирования при помощи комплекса «Профориентатор», продемонстрированы на рисунке 5.
Рисунок 5 – Сводные результаты по тренинговым программам по комплексу «Профориентатор».
Наиболее часто рекомендуемыми тренингами являются те, которые направлены на развитие навыков самоорганизации, эмоциональной саморегуляции и повышения мотивации.
Жизненные установки по комплексу «Профкарьера» изложены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Сводные результаты по жизненным установкам по комплексу «Профкарьера».
Как видно из диаграммы, доминирующей жизненной установкой является творческая свобода. Это, прежде всего, ориентация на поиск своего особого подхода к жизни и готовность к неопределенности и сложностям, восприятие жизни как открытой творческой задачи, в которой не существует заданного решения.
Данные характеристики являются основными в профессиональной деятельности специалистов по связям с общественность так как они предполагают структурированность, методичность и последовательность в работе, чётко заданный ряд задач и алгоритм действий [4].
Профессиональные интересы испытуемых можно видеть на рисунке 6.
Рисунок 7 – Сводные результаты исследования профессиональных интересов студентов по комплексу «Профкарьера».
В целом по группе доминируют профессиональные интересы «Коммуникатор» и «Инноватор». У студентов выражен интерес к карьерному развитию, связанному с инновационной деятельностью, а также к сфере оказания услуг и взаимодействию с людьми.
Можно говорить о том, что, будущим специалистам-рекламщикам будет интересна работа, которая состоит в обеспечении внешних процессов, участие в организации и проведении рекламных кампаний, презентаций, выставок, а также создание реальных предложений по дизайнерскому оформлению изданий.
Результаты исследования структуры интеллекта изложены на рисунке 8.
Рисунок 8 – Сводные результаты исследования структуры интеллекта студентов по комплексу «Профкарьера».
Исходя из полученных данных, видим, что в обоих комплексах главные позиции занимают речевые способности – лексика и зрительная логика.
Результаты студентов по блоку «Мотивация» комплекса «Профкарьера» отражены на рисунке 9.
Рисунок 9 – Сводные результаты исследования мотивации студентов по комплексу «Профкарьера».
Как видно на рисунке, наиболее выраженным мотивом является творчество, что говорит о существовании у студентов выраженной потребности в творческой активности и высоком потенциале в проектной работе.
Структура личности по комплексу «Профкарьера» представлена на рисунке 10.
Из диаграммы видно, что выраженными по группе являются такие характеристики, как «интуиция» и «экстраверсия».
Развитая интуитивная сфера характеризуется живым воображением, ориентацией на осмысление происходящего, умением видеть существенное и главное, выделять перспективные возможности, выдвигать новые идеи.
Рисунок 10 – Сводные результаты по исследованию личности студентов по комплексу «Профкарьера».
Выраженность экстраверсии говорит о том, что эти люди достаточно открытые и готовые к новым знакомствам, что может положительно сказываться на их профессиональной деятельности.
На рисунке 11 отражены результаты блока «Рекомендации по развитию» для студентов по комплексу «Профкарьера».
Рисунок 11 – Сводные рекомендации по развитию студентов на основе комплекса «Профкарьера».
В целом, в процессе тестирования были определены области, на которые необходимо обратить особое внимание. Для специалистов в области рекламы и связей с общественностью особую роль играют самоорганизация и эффективные коммуникации.
Тип карьеры изложен на рисунке 12.
Рисунок 12 – Сводные рекомендации по типу карьеры студентам по комплексу «Профкарьера».
Исходя из диаграммы, можно сказать, что наиболее близким для студентов является творческий тип карьеры, который предполагает активное стремление добиваться нового в профессиональном плане и реализовываться в полной мере в профессии [1]. Содержание работы, как и отдача от нее (деньги, статус, развитие) не играют для них столь существенной роли.
Студентам важнее, чтобы работа носила увлекательный, творческий характер и была интересной по содержанию, а также выполнялась на профессиональном уровне.
Таким образом, обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что студенты направления «Реклама и связи с общественностью» ШИГН ДВФУ обладают компетенциями специалистов гуманитарного профиля, а именно:
1. Общекультурными компетенциями – способны к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способны работать в коллективе.
2. Общепрофессиональными компетенциями – способны использовать современные языковые нормы и правила в практике редактирования.
3. Профессиональными компетенциями – способны понимать сущностные характеристики произведения и издания, совершенствовать содержание и форму литературных произведений; осуществлять проектную деятельность [5].
Следует отметить, что группа наиболее ориентирована на творческий тип профессий, карьерное развитие, связанное с инновационной и творческой деятельностью.
Список литературы
1. Дикова, В.В. Карьерное консультирование — инструмент прогнозирования профессионального будущего // Профессиональное образование и рынок труда. – 2016. – №2. – С. 24-27.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
3. Коваленко, Н.С., Симоненко, Н. И. Профориентационное тестирование и карьерное консультирование молодых специалистов, студентов и выпускников вузов // НиКа. – 2011. – С 1-7.
4 Коршунова, О.Н. Формирование компетенций бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в рамках дисциплины «организация работы отделов рекламы и связей с общественностью» // Вестник евразийской науки. – 2014. – № 3. – С. 1-21.
5. Валитова, Е.Ю., Стародубцев, В.А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. – 2016. – №7. – С. 143-151.