Социология — это наука, изучающая отношения между людьми, которые принадлежат сообществу или различным группам и составляют общество [4]. Социология принадлежит к группе социальных наук, исследующих взаимоотношения формальностей, которые существуют в обществах и в жизни вообще.
Поскольку социология касается фактов и реальности, она не устанавливает правила социума и человеческого поведения, представляющие интерес для социальной философии и этики. Социология охватывает разные области, включая социологию искусства и социологию кино, социологию молодёжи и социологию детства, социологию города, социологию науки, социологию бизнеса, экологическую социологию и др [1].
Для успешного трудоустройства будущему выпускнику нужно научиться развивать профессионально важные качества, укреплять квалификацию, знать свои психологические особенности, уметь использовать свои ключевые личностные ресурсы [1].
Для составления усредненного личностного профиля необходимо проанализировать результаты психодиагностического тестирования студентов-социологов, проведенного с помощью комплексов «Профориентация» [2] и «Профкарьера».
В выборку вошли студенты бакалавриата направления подготовки «Социология» Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ) в количестве 9 человек.
К социально-демографическим характеристикам относится возраст – 20-21 год, а также представленность юношей и девушек в выборке студентов, отраженная на рисунке 1.
Рисунок 1 – Доля юношей и девушек в группах студентов-социологов (Объём выборки составил 9 человек, 95% респондентов – девушки, 5% – юноши)
Как видно на рисунке 1, больше всего в выборке представлено девушек, что неудивительно, ведь социология тесно связана с психологией, а данные науки, в силу специфики, чаще привлекают женщин [5].
На рисунке 2 представлены результаты по блоку «Интересы» («Профориентатор»)
Рисунок 2 – Результаты по блоку «Интересы» (средние значения)
На рисунке 2 мы видим, что для будущих социологов больший интерес представляют такие шкалы, как «Общение», «Искусство» и «Знак».
Самый высокий показатель по шкале «Общение», которая является главной для социолога, чья деятельность предполагаетинтерес к работе с людьми, различными группами и коллективами. Специалист в рамках данной профессии занимается изучением явлений общественной жизни в семье, образовательных учреждениях, организациях, а также событий, происходящих в стране и мире [3]. Перед тем, как приступить к работе, он составляет программу социологических исследований, часто применяет методы анкетирования, интервьюировани, опросы.
Вторым важным интересом для будущих социологов является искусство. Это не удивительно, ведь социолог – это не просто человек с готовой анкетой. Прежде чем подготовить инструментарий, необходимо поработать интервьюером, чтобы понять, как собираются данные. Для этого ставится цель, разрабатываются задачи, формулируются гипотезы, определяется метод сбора и анализа данных, только потом разрабатывается анкета. После проделанной работы социолог обобщает полученные результаты, готовит рекомендации или мероприятия, которые помогут ответить на вопросы социального характера. Как видно из пояснения, эта работа требует творческого подхода [5]. От креативности мероприятия, грамотно разработанной гипотезы и интересной анкеты может зависеть успех опроса.
Можно сделать вывод, что важными для студентов-социологов в представленной выборке являются креативный подход, социальное взаимодействие и коммуникация, на основе чего можно сделать предположение, что испытуемым присуща экстраверсия.
Стоит отметить и интерес «Знак», ведь социолог должен уметь систематизировать и анализировать информацию, при этом он может ставить и решать задачи сбора уникальной информации, анализировать массивы данных с помощью статистических методов, сопоставлять разнообразные данные наблюдений и визуальную информацию [3].
Результаты по блоку «Личностные характеристики» («Профориентатор») отражены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результаты по блоку «Личность» (средние значения)
Все показатели имеют относительно высокие значения, кроме шкалы «Эмоциональная стабильность», которая проявляется в способности сдерживать и не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. Данная характеристика важна для социолога, так как его работа предполагает частые и продолжительные контакты и встречи с людьми [1]. Для укрепления эмоциональной стабильности можно выполнять специальные психологические упражнения и дыхательные техники, способствующие укреплению эмоциональной стабильности и развитию позитивного мышления, посещать социально-психологические тренинги.
Результаты по блоку «Интеллект» («Профориентатор») отражены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результаты по блоку «Интеллект» (средние значения)
Абстрактна логика и зрительная логика являются самыми значимыми шкалами в блоке «Интеллект».Уровень развития абстрактной логики – показывает способность рассуждать и мыслить на абстрактном (т.е. не конкретном) уровне. Зрительная логика представляет собой символьные связи, без вмешательства эмоционального разума и речевого аппарата. Иными словами, зрительная логика - это мышление, выходящее за логические ограничения речи. Для профессии социолог особенно необходимы эти навыки [3].
Рассмотрим результаты теста «Профкарьера», блок «Профессиональные интересы». Здесь ярко выражены параметры «Предприниматель» и «Коммуникатор». Результаты по шкалам блока «Профессиональные интересы» в тестировании «Профкарьера» представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Результаты по блоку «Профессиональные интересы»
Данные параметры показывают, интерес испытуемых к карьерному росту и развитию, связанному с оказанием услуг, показан высокий интерес к работе, желание реализовывать свой потенциал и поставленные цели, а так же тяга к взаимодействию и контактам с людьми. Умение найти подход к людям, быстро обработать информацию, проанализировать и оценить проблему - необходимые навыки для специалиста в области социологии [1].
Результаты шкал по блоку склонность к обучению продемонстрированы на рисунке 6.
Рисунок 6- Результаты по блоку «Склонность к обучению»
Основной показатель, как видно из рисунка, здесь общественно- гуманитарный. Что полностью соответствует выбранному гуманитарному направлению подготовки студентов [4].
Шкалы по блоку «Рекомендации по развитию» показаны на рисунке 7.
Рисунок 7 – Результаты по блоку «Рекомендации по развитию»
Исходя из всего выше изученного, можно сделать вывод, что профессионального социолога должно характеризовать: тяга к изучению нового, развитые навыки коммуникатора, быстрый анализ ситуации, грамотный сбор информации, способность к быстрому анализу большого объема информации. Стоит отметить важные профессиональные аспекты социолога - это грамотный сбор информации и умение вести длительные переговоры, оставаясь при этом эмоционально устойчивым.
Студентов Дальневосточного Федерального университета по направлению «Социология» обучают всем необходимы навыкам в сфере профессиональной компетенции. Вся полученная информация будет способствовать будущим социологам в достижении профессиональных целей и карьерном росте.
Список литературы
Аристова, И.Л., Ильченко, А.А. Жизнестойкость и временная перспектива руководителей студенческих общественных организаций//В сборнике: Актуальные вопросы развития образования и науки в АТР: сборник материалов. Электронный ресурс. 2018. С. 155-157.
Диагностический комплекс «Профориентатор»//Методическое пособие – М., Центр тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии».
Кондратенко З.К., Арзамасцева Н.Г. Профориентационное консультирование как вид психологического консалтинга в образовательном учреждении // Вестник Марийского государственного университета. – 2018. – №2 (30). – С. 25-31.
Валитова, Е.Ю., Стародубцев, В.А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. – 2016. – №7. – С. 143-151.
Аверин Ю.П. Актуальные вопросы социологии и психологии // Научно-аналитический журнал МГУ. – 2019. – №4. – С. 50-62.