Анализ перестроечного периода развития внешнеэкономической деятельности России, как первичной основы современной системы внешних расчетов страны - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Анализ перестроечного периода развития внешнеэкономической деятельности России, как первичной основы современной системы внешних расчетов страны

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из основ успешно экономического и социального развития любого демократического государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности.

В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Например, в ст. 73 последней Конституции СССР было записано, что “ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат: … внешняя торговля и другие виды внешнеэкномической деятельности на основе государственной монополии ”. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы.

Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее – Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Внешэкономбанк СССР.0 В условиях такой монополизации все важнейшие вопросы внешнеэкономической деятельности решались, как правило, принятием совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также ведомственными актами Министерства внешней торговли СССР внутреннего пользования. Законодательному регулированию внешнеэкономической деятельности СССР отводилось второстепенное место.

Поставки товаров на экспорт производились по ценам, устанавливаемым государственными органами ценообразования для внутреннего рынка. Они могли существенно отличаться от мировых - быть значительно выше или ниже их. Экспорт этих товаров был убыточным, но убытки покрывались также на счет государственного бюджета. Экономические методы играли крайне ограниченную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности. Например, применялись надбавки к оптовым ценам за экспортное исполнение продукции. Но на импортируемую продукцию при продаже ее на внутреннем рынке распространялись цены на аналогичную продукцию отечественного производства.

В целом применяемое в тот период плановое регулирование внешнеторговых связей не может оцениваться односторонне. Несомненным преимуществом его являлось доминирование государственных общественных интересов. При определении экспорта и импорта учитывалась в первую очередь народнохозяйственная значимость продукции, важность ее с точки зрения перспектив развития страны, а не сиюминутная коммерческая выгода того или иного импортера или экспортера.

Так, в структуре импорта приоритетом пользовались передовая техника, лекарства, бытовая электроника и предметы роскоши, которые стали пользоваться особым вниманием импортеров в настоящее время. Резко ограничивался импорт товаров, потребности в которых полностью удовлетворялись за счет внутреннего производства. Экспортировались, как правило, товары, которыми был насыщен внутренний рынок, а также в значительных количествах сырье и энергоносители. Эффективно решалась проблема контроля за качеством импортируемых товаров, защиты отечественного рынка от вредных и опасных товаров, борьбы с контрабандой.

В целом развитие внешней торговли страны в тот период способствовало наращиванию экономического потенциала, повышению уровня благосостояния всего населения, укреплению экономической безопасности государства. Государственная монополия внешней торговли и автономность национального ценообразования ограничивали возможности участия страны в системе международного разделения труда, а вместе с тем и те выгоды, которые могла получать страна при более активном участии в этом процессе. Назревала необходимость реформирования всей системы внешнеэкономической деятельности.

Реформы во внешнеэкономической деятельности начались с 1986 г., в период перестройки. Именно в это время были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций, по самостоятельному выходу их на внешний рынок при сохранении монополии государства на внешнюю торговлю, углублению экономической заинтересованности во внешнеэкономической деятельности0. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. № 991 “О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями ” была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при СМ СССР, на которую были возложены функции по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с этим Постановлением было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций более 20 министерствам, ведомствам СССР и союзных республик , а также крупнейшим объединениям и предприятиям , которые имели условия для значительных поставок на экспорт высококачественной продукции 0.

Следующим шагом, направленным на развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, были постановления СМ СССР от 13 января 1987 г. № 48 и №49, в соответствии с которыми юридические лица на территории СССР получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм. Позднее СМ СССР постановлением № 412 от 16 мая 1989 г. «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» разрешил юридическим лицам СССР создавать предприятия (с участием иностранного капитала или без него) на территории на территории зарубежных стран.

Полномочия и права в области внешнеэкономической деятельности делегировались от центральных органов на места. Создавались республиканские министерства внешней торговли и региональные ассоциации делового сотрудничества. В основе осуществления экспортно-импортных операций с самого начала был заложен принцип валютной самоокупаемости 

Лицензионный порядок осуществления экспорта и импорта товаров общегосударственного значения был введен с целью оптимизации раздела имеющихся фондов между внутренним рынком страны и экспортом , а также упорядочения конкуренции между экспортеров на внешних рынках. Причинами его были слабая осведомленность советских экспортеров в особенностях работы на внешнем рынке, отсутствие необходимых знаний в области международных правил, обычаев, коммерческой практики, законодательства, конъюнктуры конкретных рынков, порядке расчета и установления внешнеторговой цены.

Массовое стремление многих предприятий и организаций к самостоятельном выходу на внешний рынок привело к неорганизованному экспорту из России ряда товаров , например, угля, металлолома , макулатуры, древесины , что вызвало нехватку их в стране и падение цен на зарубежных рынках в связи с множественностью советских экспортеров, их неоправданной конкуренцией и продажей продукции по демпинговым ценам . Поэтому Правительство СССР составило перечень лицензируемых товаров на 1989-1990 гг., который охватывал более 90% стоимости советского экспорта и 8% импорта. За государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, вооружения, боеприпасов и военной техники, произведений искусства и предметов старины, а также наркотических и психотропных веществ0.

Однако принятые меры привели к снижению возможностей предприятия, кооперативов и организаций самостоятельного выхода на внешний рынок. В условиях действия преимущественно административных методов управления внешнеэкономическими связями жесткая привязка, особенно по экспорту, к необходимости лицензирования значительна ограничивала возможности в экспортно-импортных операциях у непосредственных производителей продукции и услуг и ставила их в зависимость от централизованных органов управления. Последующее постановление СМ СССР от 11 декабря 1989 г. № 1104 «О дополнительных мерах государственного регулирования 1990 г. внешнеэкономической деятельности» еще более ожесточало отношения между государственными органами управления внешнеэкономической деятельностью в стране и непосредственными товаропроизводителями, в значительной степени монополизируя действия МТ СССР в сфере экспортно-импортных операций.

С созданием суверенного государства в Российской Федерации были осуществлены мероприятия, направленные на существенную демократизацию внешнеэкономической деятельности в стране, расширение самостоятельности в этой области предприятий и организаций всех форм собственности.

ВЭД СССР, правопреемников которого стала Российская Федерация, строилась на принципах государственной монополии внешней торговли, валютной монополии и запрета на иностранные инвестиции, что соответствовало господствовавшей в стране административно-командной экономической системе.

Основы становления новой системы государственного регулирования внешнеэкономических связей в России были заложены Указом Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. № 213.Указ отменил специальную регистрацию предприятий и организаций в качестве участников внешнеэкономической деятельности, в том числе и для осуществления посреднической деятельности, которая была обязательной последние три года. Российские предприятия независимо от форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономическую деятельность с момента их создания, т. е. с даты их регистрации в местных органах исполнительной власти0.

Определенные шаги были созданы в области валютного и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, снятия ограничений на бартер, сокращения перечня подлежащих лицензированию и квотированию товаров, изменения порядка налогообложения. Коренные изменения в социально-экономическом строе России, переход к рыночной экономике, возращение ее экономики в мировое хозяйство принципиально изменило сущность и характер ВЭД РФ.

Состояние ВЭД в годы Перестройки(1985-1991 гг.)

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)межправительственная экономическая организация, действовавшая в 19491991 годах. Создана по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве0.

В течение 80-х гг. происходило последовательное нарастание проблем внутри СЭВ. Хотя сотрудничество стран - членов СЭВ обеспечивало в 60 - 70-е годы относительно стабильное экономическое развитие, так в 1975 г. на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз. Многие страны мира (например: КНР, Мексика, Финляндия) были в составе организации как наблюдатели.

Но все же, в конце 1970-х годов модель «социалистического разделения труда» стала давать сбои. На пути дальнейшего расширения взаимной торговли обнаружился так называемый «структурный барьер». Возможности наращивания поставок топлива и сырья из СССР заметно сузились без компенсирующего увеличения советского экспорта готовых изделий.

Основным импортером товаров в СЭВ являлся СССР, который удовлетворял за счет поставок с рынка СЭВ: 77 % импортной потребности в готовой одежде и кожаной обуви, мебели, 95 % — в галантерейных изделиях. В свою очередь СССР поставлял в страны СЭВ: свыше 40 % стоимости своих экспортных ресурсов нефти и нефтепродуктов, 70 % твердого топлива, более 50 % газа, 87 % проката черных металлов, 96 % железной руды, обеспечивая их импортные потребности в среднем на 70 %, а по нефти и нефтепродуктам — 72 %, природному газу — примерно 100 %, каменному углю — 96 %, электроэнергии — 98 %, железной руде — 75 %, прокату черных металлов — 67 %.

При этом, например, советские нефтегазовые цены для членов СЭВ были в среднем на 25—45 % ниже среднемировых, но также необходимо отметить, что восточноевропейские страны также по ценам ниже среднемировых (на 15—30 %) экспортировали в СССР свою промышленную продукцию (до 65 % совокупного восточноевропейского экспорта в 1970—1980-х годах).

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. Наряду с заметной стагнацией межгосударственного обмена в СЭВ стали выявляться другие проблемы: растущий дефицит высококачественных товаров во взаимной торговле, усиление ее стоимостной несбалансированности, мощная инерционность структуры товарооборота как следствие неспособности стран - членов СЭВ и системы их взаимного сотрудничества практически осваивать новые научно-технические и технологические решения.

На партийной встрече в Софии осенью 1985 г. советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники.

В ноябре 1986 г. в Москве на Рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Горбачев заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось».

В связи с этим в 1987 г. было решено создать единый социалистический рынок. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Одним из конкретных шагов к формированию рынка стала разработка системы сертификации СЕПРОРЕВ, которая кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.

Нарастающие дезинтеграционные процессы в социалистическом лагере и внутренние экономические проблемы, связанные с обвалом цен на энергоносители, вынудили руководство СССР в 1989 г. предложить партнерам по СЭВ перейти к торговле по среднемировым ценам в свободно конвертируемой валюте. Это удалось осуществить лишь частично: на 45-й сессии СЭВ (София, январь 1990 г.) было принято решение о поэтапном переходе к взаимным расчетам в свободно конвертируемой валюте по ценам мирового рынка.

В связи с этим, 29 июня 1990 г. Госбанк СССР уведомил страны СЭВ о выходе СССР с 1 января 1991 г. из системы расчётов в переводных рублях и переходе на расчёты в свободно конвертируемой валюте, что фактически подрывало основу существования организации. А 5 января 1991 г. на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня 1991 г. в Будапеште на 46-заседании сессии Совета страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ: Международный банк экономического сотрудничества(МБЭС), Международный инвестиционный банк(МИБ), Интерспутник(Intersputnik), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Я помню последнюю историческую сессию СЭВ в 1990 году в Софии. Советскую делегацию возглавлял Николай Рыжков. Он спокойно заявил, что торговля за переводные рубли между странами СЭВ прекращается. Валютой должен служить доллар, а цена за любой товар должна быть не ниже мировой. Люди в зале были растеряны. Ошеломлённая чешская делегация заявила: «Но в таком случае нам придется выйти из СЭВ?!» А Рыжков ответил: «Ну и выходите. Да пожалуйста!» Словом, скатертью дорога! Через несколько лет после распада восточноевропейского блока Болгария лежала в руинах.0

болгарский журналист Валерий Найденов

Главная причина распада СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовали: выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна даёт больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран—членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъёма) и в 1970г (наиболее успешный период функционирования СЭВ), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии — с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии — 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР — с 2,8 до 2,4 %0

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975—1985 годах партнёры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку СЭВ перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

Изоляция предприятий от внешнего рынка привела к неконкурентоспособности производимой ими продукции. К середине 80-х годов сложилась ситуация, при которой экспорт приобрел преимущественно топливно-сырьевую направленность, а импорт стал во многом потребительским. Начавшийся в конце 80-х — начале 90-х годов экономический кризис отразился на результатах внешнеэкономической деятельности. Уже в 1989 г. практически не наблюдалось увеличения стоимостного объема поставок российских товаров за рубеж, а физический объем сократился.

Такого было наследство, полученное Российской Федерацией в области ВЭД от СССР. Развитие ВЭД России в 90-е годы ХХ века проходило в чрезвычайно сложных условиях нарастания кризисных явлений в экономике, вызванных как коренными преобразованиями экономического строя национального хозяйства, так и трудностями переходной экономики, отягощенных неустойчивостью внутриполитической обстановки в стране. Переход к рыночной экономике, вовлечение России в мировую экономику сделало ее зависимой от происходящих в ней процессов, что отрицательно сказалось на ослабленной экономике.

Даты и государственные документы рассматриваемого периода:

1986 г. - Постановлением ЦК КПСС и Совета Министерств СССР от 19 августа 1986 г. №991 «О мерах по совершенствованию уровня внешнеэкономическими связями» создана государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при Совете СССР. На ГВК возлагаются задачи по координации деятельности внешнеэкономическими связями в стране. Постановлением №991 предоставлялось право непосредственного осуществления внешнеторговых операций более чем 20-ти министерствам и ведомствам СССР и союзных республик, 70-ти крупнейшим объединениям и предприятиям.0

1987 г. - Указом Президента Верховного Совета СССР от 13 января «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления» определялись возможность и основные условия формирования и деятельности советско-иностранных предприятий в Советском Союзе. В развитие этого указа Совет Министерств СССР принял постановления от 13 января №48и №49, согласно которым юридические лица на территории страны получили право создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм (СП).

В развитие этих постановлений 17 сентября было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «1074 «О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования».

1988 г. - Постановлением СМ СССР № 1405 от 2 декабря 1988г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных , кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» было предоставлено право выхода на внешний рынок главному звену народнохозяйственного механизма - предприятиям. Осуществление внешнеторговых операций основывалось на принципе валютной самоокупаемости.

1989 г. - Постановлением № 203 от 7 марта 1988 г. «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности», а также в соответствии с постановлением № 1405 была определена система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

1. регистрация участников внешнеэкономической деятельности;

2. декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу страны;

3. порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование;

4. оперативное регулирование ВЭД.0

В 1989-90 гг. перечень лицензируемых товаров составил более 90% стоимости советского экспорта и около 8% - импорта. Однако административная система управления внешнеэкономическими связями негативно отразилась на эффективности сделок по лицензируемым товарам. Постановлением №1104 от 11 декабря 1989 г. «О дополнительных мерах государственного регулирования в 1990г. внешнеэкономической деятельности были значительно монополизированы полномочия МВЭС СССР в сфере внешнеторговых операций.

После распада СССР и создания суверенного государства в России был продолжен процесс демократизации внешнеэкономических связей.

1991 г. - Указом Президента №213 от 15 ноября «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» была отмечена специальная регистрация предприятий и организаций в качестве участников ВЭД. Вновь создаваемым предприятиям можно было стать участниками ВЭД после регистрации их в местных органах власти. Был значительно сокращен перечень товаров, подлежащих лицензированию и квотированию, внесены изменения в порядок налогообложения, систему валютного и таможенного регулирования.

Список использованных источников

Зубова Я.В. «Основы внешнеэкономической деятельности», Учебное пособие. - Ухта: УГТУ, 2008. – 80 с.

Кигинько М. Р. «Эволюция внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и проблемы современного этапа ее развития» Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Государственный советник ,Издательство: Экологическая помощь (Воронеж)  Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский, Номер: 2 (6) Год: 2014. 50 с.

Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. И доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 731 с.

Прокушев Е.Ф. «Внешнеэкономическая деятельность» Уч., 2-е изд.,испр. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2006. – 448 с.

Путятин В.С. (кандидат исторических наук), «Распад варшавского договора И СЭВ», Электронная энциклопедия «Всемирная история»

Стровский Л.Е.«Внешнеэкономическая деятельность предприятия» Уч., .
Издательское- объединение, Юнити- М.: 1999. – 823 с.

Ципин И.С., Веснин В.Р., «Мировая экономика» Уч., Издательство, Проспект– М.: 2012. – 248 с.

Электронная энциклопедия «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki /Совет_экономической_взаимопомощи,дата обращения [12.09.2017] в 18:51

0Зубова Я.В. «Основы внешнеэкономической деятельности», Учебное пособие. - Ухта: УГТУ, 2008. С. 56

0 Кигинько М. Р. «Эволюция внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и проблемы современного этапа ее развития» МГТУ им. Н. Э. Баумана, Государственный советник ,Изд.: Экологическая помощь (Воронеж). №2 (6). 2014. С. 43-50

0 Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. И доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. С. 425

0Стровский Л.Е.«Внешнеэкономическая деятельность предприятия» Уч., Издательское- объединение, Юнити- М.: 1999. С. 654

0Прокушев Е.Ф. «Внешнеэкономическая деятельность» Уч., 2-е изд.,испр. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2006. С. 210

0Электронная энциклопедия «Википедия» URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /Совет_экономической_взаимопомощи,дата обращения (12.09.2017)

0Электронная энциклопедия «Википедия» URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /Совет_экономической_взаимопомощи,дата обращения (12.09.2017)

0 Путятин В.С. (кандидат исторических наук), «Распад варшавского договора И СЭВ», Электронная энциклопедия «Всемирная история»

0 Ципин И.С., Веснин В.Р., «Мировая экономика» Уч., Издательство, Проспект– М.: 2012. – 248 с.

0Кигинько М. Р. «Эволюция внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и проблемы современного этапа ее развития» МГТУ им. Н. Э. Баумана, Государственный советник ,Изд.: Экологическая помощь (Воронеж). №2 (6). 2014. С. 43-50

Просмотров работы: 68