Возможности, предоставляемые порталом Госуслуги - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Возможности, предоставляемые порталом Госуслуги

Чурилова В.Д. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет им ГИ Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня всё чаще граждане РФ обращаются к порталу Госуслуг для того, чтобы получить какие-либо государственные и муниципальные услуги, например, записаться к врачу, оформить российский паспорт, оформить загранпаспорт, получить водительское удостоверение и т.д. Но не каждый знает, что это за портал, как с ним работать, что полезного можно найти.

Проблема предоставления государственных и муниципальных услуг актуальна, так как сама Россия достаточно активно развивает это явление в системе государственного управления, и сами граждане нуждаются в предоставлении данных услуг [1].

Институт предоставления государственных и муниципальных услуг органами публичной власти обусловлен основополагающими конституционными принципами, закрепленными Конституцией РФ. К конституционным основам, формирующим институт предоставления государственных и муниципальных услуг в России, можно отнести положения ряда статей Конституции РФ (ст. ст. 1, 2, 7, 10, 11, 12, 17, 18, 71 - 73, 77 и др.) [1].

Предоставление государственных услуг является неотъемлемой функцией государства, оно заинтересовано в слаженности их предоставления, в связи с чем создан портал Госуслуги.

Так что же такое портал Госуслуг? На самом портале можно увидеть историю этого вопроса.

В 2009 году портал Госуслуг увидели первые пользователи. Дома на своих компьютерах они могли открыть сайт и узнать, какие документы нужны им для замены паспорта или до скольки работает ближайшее отделение. Т.е. в первый год со своего запуска Госуслуги – это информационный сайт, где можно было просто почитать об услугах [2].

В 2010 году появляется личный кабинет и первые 20 услуг, который можно было найти, прийдя в ведомство, через специальный терминал – инфомат [2].

В 2012 году сайт широко шагнул вперёд, создав своё мобильное приложение, благодаря чему, появились удобные формы для заполнения электронных заявлений [2].

В 2013-2014 годах Госуслуги преобразились. Сайт сменил свой дизайн, но это не единственные изменения за 2 года, также на портале появляется ещё 270 новых услуг, а на приём в ведомство стало возможно записаться через интернет [2].

В 2015-2017 годах осуществился редизайн портала, который сохранился и по сей день. Появляется больше возможностей для ведомств и юридических лиц [2].

С запуска портала прошло 10 лет и теперь Госуслуги –помощник в общении с государством. Ежедневно миллионы людей заходят на сайт и пользуются приложением, чтобы оплатить автомобильный штраф, записаться к врачу или получить справку. Сегодня на портале доступно больше 29 тыс. электронных сервисов [2].

Госуслуги прошли путь от обычного сайта, и даже терминала в коридорах ведомств до полноценного сервиса с узнаваемым внешним видом: как на компьютере, так и на телефоне. Со временем менялся дизайн, появлялись новые версии логотипов, формы для заявлений становились удобнее, а сайт работал всё быстрее. Но суть одна: облегчить людям взаимодействие с государством, уменьшить бюрократию. Так из обычной справки по услугам портал превратился в площадку для суперсервисов – нового вида электронных Госуслуг, который подстраивается под жизненную ситуацию [2].

На портале представлен подробный пример того, как получить доступ к услугам портала. Для начала необходимо пройти регистрацию и получить подтверждённую учётную запись. Зарегистрироваться можно тремя способами:

прямо на портале Госуслуг;

если вы являетесь клиентом одного из банков – Сбербанк, Тинькофф или Почта Банк – то можно создать учётную запись Госуслуг онлайн в интернет-банках Сбербанк Онлайн веб-версии и Тинькофф, а также интернет- и мобильном банке Почта Банк Онлайн;

в Центре обслуживания [2].

Очень легко можно найти ответы на многие вопросы в помощи и поддержке, где детально помогут войти и зарегистрироваться, ответят на вопросы по оплате, по личному кабинету, покажут центры обслуживания, а если вы не нашли ответа на свой вопрос, то у вас есть возможность задать его через чат.

Для граждан и для бизнеса существуют разные мобильные приложения, что также облегчает работу с сайтом.

Существует каталог госуслуг для граждан, юридических лиц, предпринимателей и для иностранных граждан, каждый из которых видит такие вкладки, как «Категории услуг», «Органы власти» и «Жизненные ситуации». Для наглядности в Таблице 1 представлены основные категории услуг, которые могут получить пользователи портала.

Таблица 1 «Основные услуги портала Госуслуги»

 

Граждане

Юридические лица

Предприниматели

Иностранные граждане

Категории услуг

«Семья и дети» (регистрация брака, рождения; распоряжение материнским капиталом и т.д.), «Паспорта, регистрации, визы» (паспорт гражданина РФ; загранпаспорт гражданина РФ; регистрация граждан и т.д.), «Транспорт и вождение» (автомобильные и дорожные штрафы; получение права на управление транспортным средством и т.д.), «Образование» (запись в детский сад; получение образования и т.д.), «Налоги и финансы» (налоговая задолженность; налоговый учёт и т.д.), «Моё здоровье» (рождение ребёнка; инвалидность; сведения о прикреплении к медицинской организации и т.д.), «Пенсия, пособия и льготы» (установлении пенсии; выплаты и льготы семьям, имеющим детей и т.д.), «Лицензии, справки, аккредитации» (справка об отсутствии судимости; архивные справки МВД и т.д.), «Квартира, строительство и земля» (оплата ЖКХ; разрешение на строительство и т.д.), «Безопасность и правопорядок» (судебная задолженность; ДТП и т.д.), «Работа и занятость» (консультация по трудовому праву; содействие в поиске работы и сотрудников и т.д.), «Культура, досуг, спорт» (выдача охотбилетов единого федерального образца; информация из библиотечных фондов и т.д.), «Бизнес, предпринимательство, НКО» (регистрация юридических лиц и предпринимателей; как открыть своё дело и т.д.), «Производство и торговля» (сведения о добровольной сертификации и т.д.), «Информация, связь и реклама» (присвоение радиочастот; заявление о нарушении законодательства о рекламе и т.д.), «Природопользование и экология» (информация о недрах и т.д.)

«Безопасность и правопорядок» (контроль за детективной и охранной деятельностью; разрешение на хранение и ношение служебного оружия и т.д.), «Труд и профессиональная деятельность» (подтверждение вида деятельности в ФСС; подача документов по уплате страховых взносов и т.д.), «Информация, связь и реклама» (разрешение на установку рекламных конструкций; регистрация радиоэлектронных средств и т.д.), «Транспорт и перевозки» (автомобильные и дорожные штрафы; регистрация транспортного средства и т.д.), «Медицина, лекарства» (уведомление ФМБА России о начале деятельности; лицензирование фармацевтической деятельности и т.д.), «Производство, промышленность и торговля» (регистрация промышленного образца и выдача патента и т.д.), «Строительство, земля, имущество» (разрешение на строительство; экспертиза проектной документации и инженерных изысканий т.д.), «Экономика и антимонопольный контроль» (нарушение антимонопольного законодательства РФ и т.д.), «Культура, образование, досуг» (справка об угрозе безопасности туристов и т.д.), «Природопользование и экология» (информация из государственного рыбохозяйственного реестра и т.д.), «Реестры организаций и справки» (уведомление Роспотребнадзора и т.д.), «Лицензии, разрешения, сертификаты» (выдача санитарно-эпидемиологических заключений; сведения о проверках субъектов предпринимательства и т.д.)

«Безопасность и правопорядок» (выдача подтверждения для продажи оружия; контроль за детективной и охранной деятельностью и т.д.), «Труд и профессиональная деятельность» (регистрация страхователей, заключивших договор с работником; консультация по трудовому праву и т.д.), «Информация, связь и реклама» (разрешение на установку рекламных конструкций; разрешение на ввоз РЭС и ВЧУ и т.д.), «Транспорт и перевозки» (автомобильные и дорожные штрафы; разрешение ФДА на перевозку тяжёлых грузов и т.д.), «Медицина, лекарства» (разрешение на ввоз медицинских изделий и т.д.), «Производство, промышленность и торговля» (сведения о добровольной сертификации и т.д.), «Земля, строительство и имущество» (смена категории жилья; разрешение на строительство и т.д.), «Экономика и антимонопольный контроль» (постановка организаций на учёт в Росфинмониторинге и т.д.), «Культура, образование, досуг» (признание иностранных документов об образовании и т.д.), «Природопользование и экология» (информация из государственного водного реестра и т.д.), «Реестры организаций и справки» (регистрация юридических лиц и предпринимателей и т.д.), «Лицензии, разрешения, сертификаты» (выдача санитарно-эпидемиологических заключений; сведения о проверках субъектов предпринимательства и т.д.)

«Гражданство, регистрация, визы», «Социальное обеспечение», «Информационные технологии и связь», «Государственные учреждения», «Юридические услуги», «Таможенное дело», «Семья», «Транспорт и дорожное хозяйство», «Страхование», «Здравоохранение и медицина», «Реклама и СМИ», «Культура, искусство», «Образование и наука», «Труд и занятость»

Органы власти

МВД России, ПФР, ГУВМ МВД России, Минздрав России, Роскомнадзор, Роспотребнадзор и т.д.

Жизненные ситуации

«Документы» (ваши документы утеряны или украдены?), «Инвалидность» (уход за инвалидами), «Недвижимость» (приобретение жилой недвижимости), «Образование» (получение образования), «Пенсия» (помощь пенсионерам), «Путешествие» (отправляемся в путешествие), «Работа» (поиск работы и трудоустройство), «Семья» (усыновление), «Правопорядок» (оружие и личная безопасность)

«Ведения бизнеса» (как открыть своё дело)

«Достижение пенсионного возраста», «переезд, миграция», «Получение дотации и социальной помощи»

Портал Госуслуг даёт широкие возможности для получения государственных и муниципальных услуг, и, может быть, Россия ещё не полностью перешла к электронному виду предоставления услуг, но она точно развивается в этом направлении, с каждым годом прибавляется количество услуг, растёт и количество пользователей, так как это более простой и понятный способ как предоставления, так и получения государственных услуг.

Литература

[1] Кандрина, Н.А. Конституционно-правовые основы регулирования отношений в сфере предоставления государственных услуг органами власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. / Н.А. Кандрина. – Режим доступа: https://justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=6427

[2] Портал Госуслуги [Электронный ресурс]. URL: https://www.gosuslugi.ru/

Просмотров работы: 33