В настоящее время цикл социально-экономического развития основывается на ускоренном и широком распространении результатов научно-технологического прогресса; накоплен достаточный потенциал для эффективного перехода к цифровизации всех сфер и отраслей современной жизни и деятельности человека, общества, государства и всего мирового хозяйства. Цифровизация строится на непрерывно возрастающей роли искусственного интеллекта, роботизации производства и бизнеса, на использовании больших данных (Big Data), внедрении Интернета вещей (Internet of Things) и Интернета всего (Internet of Everything) и других инноваций в развитии экономики и социума.
Современное социально-экономическое развитие базируется на новой роли человека, на которую его выдвинул научно-технологический прогресс. Человек, накопленный им человеческий капитал, стал основным фактором производства, распределения, обмена и потребления благ. Жизнедеятельность человека и доступные для него возможности в данное время в данной стране определяют уровень человеческого капитала, который он может накопить и реализовать, и чем больше в стране численность населения с высоким уровнем человеческого капитала, тем выше уровень социального капитала страны и, следовательно, выше страновые конкурентные преимущества на мировых высокотехнологичных и наукоемких рынках для обеспечения устойчивого и безопасного развития.
В настоящее время общественное мировое развитие лидирующих стран по уровню социально-экономического развития находится на этапе перехода от информационного общества (Общества 4.0), к новому суперинтеллектуальному «Обществу 5.0», в основе такого перехода качественные изменения в условиях жизнедеятельности человека. Суть изменений в том, что в новых условиях для прогресса уже недостаточна оптимизация ресурсов отдельного человека, теперь важна солидарность общества как единого целого, выражающаяся в создании равных возможностей для всех членов общества и организации такого качества социальной среды, в которой сможет раскрыться потенциал каждого человека. Оптимизация такого объединения будет достигнута через интеграцию физического и киберпространства.
В мировой экономике в последнее время выделилась одна из коренных проблем, которая сдерживает научно-технологическое развитие как отдельных стран, так и общее мировое развитие – это недостаточность компетенций современного человека по отношению к уровню и масштабам решаемых современных проблем и задач. Фактически человек утрачивает и уже частично утратил в результате экспансии научно-технологического прогресса многие свои необходимые профессиональные компетенции.
Наши продолжающиеся исследования показывают, что существует, может быть, неявная в короткий период времени связь между фактическим составом и структурой потребительской корзины и возможностями современного социально-экономического развития государства, а, особенно, цифрового, базирующегося на новом солидарном суперинтеллектуальном обществе. Это связано с тем, что у общества есть некоторый запас ресурсов. Но в относительно продолжительном периоде времени такая связь приобретает характеристики явной. Это объясняется тем, что накопить достаточный человеческий капитал за короткий период времени практически невозможно и для оценки условий, в которых протекает жизнедеятельность человека, необходим учет фактора пространства и времени.
Развитые страны мира в своей практике используют в качестве инструмента регулирования и обеспечения качества жизни потребительскую корзину, но эти потребительские корзины отличаются между собой методологией их определения, составом и структурой, количеством наименований продуктов, товаров и услуг, периодом обновления, социально-демографическими группами, для которых рассчитываются отдельные объемы потребления продуктов, товаров и услуг в год (месяц, день).
В России также используется потребительская корзина, которая рассчитывается как в целом по России, так и по отдельным регионам. Современное понимание потребительской корзины основывается на том, что это минимальный набор продуктов, товаров и услуг, предназначенный для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности на определенном уровне. Сегодня в потребительской корзине методологически выделяется три раздела: продукты питания, непродовольственные товары и услуги для трех социально-демографических групп: трудоспособное население, пенсионеры и дети. Всего в потребительскую корзину включено 156 наименований продуктов, товаров и услуг (для сравнения – потребительская корзина Германии и Великобритании в 2019 году насчитывает более 700 наименований, США – 300, Франции – 256). Законодательно установлен срок пересмотра состава и структуры потребительской корзины – не реже раза в пять лет.
С составом и структурой потребительской корзины связан прожиточный минимум, который является её стоимостным выражением. Основываясь на стоимости потребительской корзины, Росстат ежеквартально рассчитывает величину прожиточного минимума. С 2018 года начался поэтапный процесс соотнесения прожиточного минимума с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) (с 1 января 2018 года МРОТ составлял до 85% от прожиточного минимума), а с 1 января 2019 года прожиточный минимум стал равным МРОТ. С этими показателями адаптирован пакет всех социальных выплат. Потребительскую корзину также используют для установления предельно допустимого уровня порога бедности.
Министерство труда и социальной защиты России по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации установило величину прожиточного минимума в целом по России за II квартал 2019 года на душу населения 11185 рублей, для трудоспособного населения – 12130 рублей, пенсионеров – 9236 рублей, детей – 11004 рубля [4].
Считаем, что современные научные междисциплинарные исследования и широкое общественное обсуждение проблем потребительской корзины в настоящее время особенно актуальны, в связи с предстоящей производственно-хозяйственной и бытовой цифровизацией и существенными изменениями интересов, потребностей и мотивов деятельности человека. Это обусловлено тем, что 1 января 2021 года будет пересмотрен и утвержден новый закон о потребительской корзине в целом по России, и произойдут очередные изменения методики расчета потребительской корзины, и ее критическое обсуждение сегодня для приближения к достойному уровню потребностей и интересов современного человека будет эффективным, если пройдет заблаговременно. Фактическая потребительская корзина действует в неизменном составе и структуре с 2012 года, и до момента вступления обновленной потребительской корзины уже пройдет девять лет, а новая потребительская корзина, как предполагается по аналогии, будет действовать следующие пять лет до 2026 года. Поэтому только заблаговременное совершенствование методологии определения новой потребительской корзины, приближение ее состава и структуры к текущим и ожидаемым потребностям человека и поиск источников ее финансирования позволят учесть измененные специфические интересы и потребности основных социально-демографических групп населения. Это позволит закрепить финансовые возможности человека не только удовлетворять минимальные физиологические и энергетические потребности для продолжения жизни и здоровья, но и возможности быть участником новой цифровой экономики, то есть иметь необходимый и достаточный потенциал компетенций, быть производителем уникальных и новейших товаров и услуг и испытывая потребности их потреблять, то есть позволят всем группам населения быть участниками цифровой экономики, а не сторонними её наблюдателями.
Общество нашей страны, в результате политического и социально-экономического реформирования государства и перехода к новому типу хозяйствования, стало сильно дифференцированным по уровню дохода на душу населения, и доходы части общества находятся на уровне и ниже прожиточного минимума, следовательно, за счет самообеспечения эта малообеспеченная часть общества не может создать безопасный уровень качества своей жизни, а также накопить и использовать необходимый потенциал для жизнедеятельности, как в переходный период к цифровизации, так и в период её широкого распространения во все сферы и отрасли, то актуальность соответствия текущим и будущим рациональным потребностям в благах состава и структур потребительской корзины имеет особенно высокое значение в текущих и стратегических программах.
Так, по данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума в 2018 году имеют 19 млн. человек, что соответствует 12,9% населения страны. По утверждению вице-премьера Российской Федерации Т. Голиковой, численность бедных граждан с 2012 по 2017 год выросла на 3,9 миллиона человек, притом, что в 1999 году абсолютный показатель граждан, проживающих за чертой бедности, составлял 41,6 млн. человек (28,4%) [6]. Дифференциация населения России по уровню дохода по итогам I полугодия 2019 года в соответствии с данными Росстата составляет: на долю 10% наиболее обеспеченных граждан приходится 29,4% от общей суммы денежных доходов (в I квартале 2018 – 29,2%), на долю 10% наименее обеспеченного населения пришлось 2,1% от общей суммы денежных доходов (в I квартале 2018 года – 2,1%) [7].
Надо признать, что за время функционирования новой России по настоящее время была принята и реализована правительством и муниципальными образованиями система социально-экономических программ борьбы с бедностью, роста численности населения, повышения компетентности и другие с целью дальнейшего повышения качества и безопасности жизни населения. Как показывают научные исследования, современный состав и структура потребительской корзины и связанный с ней размер прожиточного минимума уже сдерживают возможности малообеспеченной части общества преодолеть бедность и ее последствия, которые особенно усугубляются условиями научно-технологического прогресса, и скорее, наоборот, закрепляют (консервируют) бедность человека и, тем самым, усиливают неравенство и разобщенность в интересах общества. Установлено, что у людей, продолжительное время находящихся в состоянии бедности (и не только безработных), наступает деградация человеческого потенциала, и они становятся не способны выполнять компетентные виды деятельности. Уже очевидный факт, что высокий уровень бедности в стране тормозит развитие экономики, лишая ее безопасности и устойчивости, поэтому для достижения поставленной цели – «прорыва» в научно-технологическом и социально-экономическом развитии в ближайшие шесть лет ключевой задачей выдвинуто снижение уровня бедности населения нашей страны в два раза.
В настоящее время низко обеспеченная часть общества, в соответствии с действующей потребительской корзиной, для поддержания жизнедеятельности на минимальный продовольственный набор расходует 50% и более своего бюджета, на все остальные нужды в товарах и услугах расходы по остаточному принципу. При том что доля услуг в современной структуре потребления постоянно количественно растет, услуги будут технологически более совершенными, качественными и дорогостоящими в цифровом обществе, а доступ к бесплатным услугам становится все меньше в силу возрастающей коммерциализации производства, распределения, обмена и потребления этой сферы. Сейчас жизнедеятельность любого современного человека без компьютеров, мобильных телефонов, Интернета трудновыполнима и даже опасна, а в будущем будет вообще невозможна. Так как новое суперинтеллектуальное общество, распространение которого уже началось в мировом пространстве, основывается на интеграции физического и киберпространства, в этих условиях малообеспеченная часть общества выпадет из этой интеграции в силу недоступности возможностей накопить и реализовать потенциал адекватный требованиям цифровой экономики. Сейчас в составе и структуре потребительской корзины не предусмотрено ни приобретение, ни обновление морально устаревших компьютеров, средств коммуникации, логистики и современных услуг, а без этого невозможно создание солидарного общества.
Современное питание человека на основе прожиточного минимума и МРОТ на сумму меньше 200 рублей в день не оставляет возможности сохранить здоровье, накопить потенциал энергии, создать условия не только для продолжительной, но и активной жизни. Также человек, находясь в состоянии выживания, испытывает физическое, душевное и социальное неблагополучие. И имея возможность удовлетворять только физиологические потребности, человек не способен обеспечить рост производительности труда, без которого невозможно достичь дополнительного роста ВВП.
Таким образом, считаем, что необходимо методологически изменить порядок формирования новой потребительской корзины до принятия ее в форме закона, в первую очередь, составлять широкий научно обоснованный список продуктов, непродовольственных товаров и услуг, который соответствовал бы цели – «прорывного» развития текущего периода – и содержал бы запас резервов на будущее развитие и возможные форс-мажорные обстоятельства. Такая потребительская корзина должна учитывать современные тенденции развития общества и удовлетворять специфические потребности всех социальнодемографических групп (детей разного возраста, подростков, трудящегося населения, с выделением гендерных особенностей, и пенсионеров разных возрастных групп), чтобы общество могло развиваться солидарным и каждый человек мог бы реализоваться в нем. После составления и общественного обсуждения проекта закона о потребительской корзине обновленного состава и структуры изыскивать средства и возможности её обеспечить, через оптимизацию существующих источников бюджета и поиска новых. Такой подход к составлению потребительской корзины позволит увеличить размер прожиточного минимума до уровня, который даст человеку достойное качество жизни и в итоге позволит ему испытывать благополучие и счастье.
Список источников:
1. Норицугу У. Обществ 5.0: взгляд Mitsubishi Electric.//Экономические стратегии №4,2017.
2. «Общество 5.0»: японские технологии для цифровой трансформации российской экономики/Партнерский материал//Forbes. [Электронный ресурс]. URL://htp://www.forbes.ru – (дата обращения 14.01.2019)
3. В «квалификационную яму» попали почти 34 миллионов россиян. РИА Новости. 27 августа 2019. [Электронный ресурс]. URL://https://www.yandex.ru – (дата обращения:28.08.2019).
4. Министерство труду и социальной защиты российской Федерации. Приказ от 9 августа 2019 года №561н. Об установлении прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по российской федерации за II квартал
2019 года. [Электронный ресурс]. URL://http://consultant.ru – (дата обращения: 18.09.2019).
5. Федеральный закон от 03 декабря 2012 года №227 «О потребительской корзине в целом по РФ»
6. Известия. 14 февраля 2019. Число бедных россиян выросло почти на 4 млн. человек за пять лет. [Электронный ресурс]. URL://http://iz.ru – (дата обращения: 20.02.2019).
7. Федеральная служба государственной статистики. Уровень жизни. [Электронный ресурс].URL://https://www.gks.ru – (дата обращения:18.09.2019).
8. Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. [Электронный ресурс]. URL://http://kremlin.ruevents/presiden/news/57425 – (дата обращения: 15.09.2019).
9. Христолюбова Н.Е. Влияние состава и структуры потребительской корзины на современные и будущие процессы модернизации в России.//Вестник ЦЭМИ РАН. М.: ЦЭМИ РАН – 2019.
10. Христолюбова Н.Е. Тенденции взаимосвязи качества жизни человека и устойчивого социальноэкономического развития государства в настоящем и будущем.// Теория и практика институциональных преобразований в России: сб. научных трудов, под ред. Б.А. Ерзнкяна. Вып.46. – М.: