Цифровая экономика - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Цифровая экономика

Павлова А.А. 1
1Калмыцкий государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровая экономика – одно из наиболее обсуждаемых в последнее время явление, интерес к которому во многом определяется запросами со стороны органов власти при разработке и реализации государственной политики.

Повсеместная цифровизация экономических процессов ставит перед статистикой два блока вопросов (вызовов):

создание системы статистического измерения цифровой экономики;

использование альтернативных источников данных.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) столь стремительно, что буквально на протяжении нескольких лет можно наблюдать эволюцию как самих технологий, так и критериев определения формаций и процессов, связанных с их распространением и использованием. Существующая практика статистического учета располагает широким спектром показателей использования ИКТ в организациях, домашних хозяйствах и населением, в области государственного управления. Вместе с тем новейшие процессы цифровизации представлены фрагментарно. Выстроенная система наблюдений отражает международнопризнанную концептуальную модель информационного общества, разработанную ОЭСР в целях статистики. В развитие этой концепции общего определения понятия «цифровая экономика» пока так и не сложилось. Этот вопрос обсуждается на протяжении нескольких лет ведущими экспертами на площадках ОЭСР, ЮНКТАД, МСЭ, Европейской комиссии и др. В России также отсутствует устоявшееся определение: различные документы системы стратегического планирования и программирования содержат лишь общее описание отдельных аспектов рассматриваемых явлений.

Первой задачей в рамках создания системы статистического измерения цифровой экономики является определение понятия «цифровая экономика». В общем виде под цифровой экономикой может пониматься: создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг. Операционализация данного определения требует разработки детализированного понятийного аппарата, системы статистических классификаций и группировок. Например, для целей статистического измерения необходимо будет определить понятие «цифровые технологии». В общем виде к ним могут быть отнесены технологии, применяемые для сбора, хранения обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде.

Подходы к разработке системы статистического измерения цифровой экономики в России должны базироваться на международных статистических стандартах, а измерение соответствующих явлений – подчиняться общим принципам организации статистики, быть многоцелевым и многоуровневым, отвечать на актуальные вопросы развития цифровой экономики, например, на такие как:

вклад цифровой экономики в экономический рост;

повышение эффективности государственного управления в условиях цифровой экономики;

конкурентоспособность России в глобальной цифровой экономики;

доступность цифровых технологий, продуктов, услуг для бизнеса и населения;

востребованность цифровых технологий, продуктов, услуг бизнесом и населением;

доверие в цифровой экономике;

адаптивность бизнеса и населения к вызовам цифровой экономики;

барьеры в развитии цифровой экономики;

эффективность бюджетных расходов на реализацию мер государственной политики в области цифровой экономики;

и др.

Для ответа на сформулированные вопросы должна быть разработана комплексная система измерения цифровой экономики, учитывающая в том числе:

ресурсы развития цифровой экономики; спрос на цифровые технологии, продукты и услуги;

предложение цифровых технологий, продуктов и услуг;

трансформационные сдвиги под влиянием цифровых технологий и др.

Кроме того, модель должна обеспечивать возможность декомпозиции цифровой экосистемы страны до уровня региона, города; оценивать ее вклад в национальную экономику, включенность страны в глобальную цифровую экономику. Таким образом, модель статистики цифровой экономики должна объединить все имеющиеся методические и методологические заделы в области статистики информационного общества и новые подходы к статистическому измерению различных аспектов цифровизации.

Реализация столь обширной программы наблюдения не может быть покрыта только традиционным федеральным наблюдением и должна опираться на все доступные источники данных:

федеральное статистическое наблюдение;

административные данные органов государственной власти и местного самоуправления;

большие данные;

информационные ресурсы международных организаций.

Практика последних лет – как международная, так и российская – демонстрируем многочисленные примеры использования альтернативных источников данных для формирования статистики. Различные их виды – традиционные и появившиеся совсем недавно – могут быть интегрированы в систему статистики с разной скоростью: сведения, размещенные на информационных ресурсах органов власти и местного самоуправления (ГИС, реестры, регистры, кадастры и т.д.) – быстрее, информация негосударственного сектора (данные операторов связи, банков, коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.) – медленнее. В настоящее время подобная практика носит преимущественно исследовательский характер и нацелена на изучение потенциала отдельных источников информации. Тем не менее, появляется устойчивый тренд практического использования больших данных для дополнения и улучшения потребительских свойств информации, полученной традиционными способами.

Максимально возможное использование административных и иных альтернативных источников в перспективе может способствовать замещению ряда традиционных форм статистической отчетности анализом больших данных.

Статистическое наблюдение в традиционном виде сохранится лишь в тех областях, где отсутствуют иные источники данных, не создается дополнительная нагрузка на респондентов. Вопрос использования альтернативных источников данных в целях формирования официальной статистики в России периодически обсуждается не только специалистами, но и чиновниками, отражается в законодательных инициативах (например, решение Правительства Российской Федерации о создании на базе Федеральной службы государственной статистики (Росстата) Национальной системы управления данными (НСУД)), в то время как методологические аспекты данного процесса пока не получили должного внимания. Надо понимать, что использование альтернативных источников – это сложный, не быстрый процесс, требующий не столько организационно-технологической модернизации, но прежде всего проработки методологических, нормативных и иных вопросов.

Просмотров работы: 106