ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Куркина Е.В. 1, Бушуева М.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы в рамках проводимых государством преобразований экономики возрастает роль ВУЗов как основы генерирования научных идей и их практической реализации, а также платформы развития международного сотрудничества [1]. Добиться выполнения тех целей, которые поставлены сегодня перед российским образованием, можно только при условии надлежащего бюджетного финансирования.

В связи с этим инвестиции в сферу образования можно считать одним из факторов экономического роста. Инвестируя в образование, государство закладывает основы стабильного экономического и культурного развития общества, . Основное предназначение вуза - осуществление образовательной деятельности, для которой характерен достаточно длительный срок окупаемости. И лишь государство, обладающее внушительными средствами, способно наиболее оптимальным образом обеспечивать ресурсами функционирование системы образования [2].

Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования рассматривается в качестве приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, которое позволит обеспечить развитие ресурсной базы, внедрение новых технологий в образовательный процесс, а также развитие регионов, для которых ВУЗы, расположенные на их территории, являются источником инновационных идей и квалифицированных кадров [3]. Безусловно, что успешное решение задач, стоящих перед современной системой высшего профессионального образования, возможно лишь при наличии современной материальной базы. Однако материально-техническая база российской образовательной системы весьма далека от тех критериев, которые предъявляются требованиями инновационного развития.

Одним из примеров инвестиций является целевое финансирование государством образовательных учреждений на строительство общежитий для студентов.

На 11-м съезде Российского союза ректоров один из вопросов, которые затронул Президент России В.В. Путин в ходе своего выступления, был посвящен строительству новых студенческих общежитий. Глава государства отметил, что большинство общежитий не соответствуют минимальным требованиям по оформлению жилых помещений. Готовиться к занятиям в таких условиях практически не представляется возможным. В.В. Путин уверен, что возведение кампусов для комфортного проживания молодых людей является одним из приоритетных направлений в финансировании образовательной сферы, поскольку это поможет талантливым студентам проявить себя вне зависимости от того, сколько зарабатывают их родители, а также в каком городе они проживают.

Основные положения по финансированию строительства из бюджета страны содержатся в Бюджетном кодексе РФ. Согласно статье 6 БК РФ бюджетными инвестициями признаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Из пункта 1 статьи 79 БК РФ следует, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства учреждений высшего образования предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами. Например, в Ивановском государственном энергетическом университете финансирование строительства таких капитальных сооружений как общежитие осуществляется рамках национального проекта [4].

Идея инвестиций в строительство студенческого кампуса ИГЭУ в масштабах города, которая в 2019 году активно обсуждалась на уровне регионального правительства и в вузовском сообществе, является весьма актуальной, так как ее реализация позволила бы повысить академическую мобильность в сфере высшего образования, использовать студенческие городки как ресурс региона при проведении форумов, фестивалей российского и международного уровней, привлечь в регион талантливую молодежь.

С общетеоретической точки зрения бюджетные средства характеризуются строго централизованным распределением. Согласно финансовым механизмам главные распорядители утверждают сметы доходов и расходов подведомственных отделов, составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств, исполняют бюджет и осуществляют контроль за использованием бюджетных средств. Главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство отчетность об исполнении федерального бюджета.

Ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в виде капитальных вложений в основные средства высших учебных учреждений, которые перейдут в государственную (муниципальную) собственность, предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами либо решениями главных распорядителей бюджетных средств.

Для бюджетных инвестиций в основные средства федеральных государственных университетов сметной стоимостью более 1,5 млрд руб. решения об инвестировании принимаются Правительством РФ. При меньшей стоимости решения принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета. Функция исполнения бюджета, включая списание средств со счетов бюджета, возложена на органы Федерального казначейства. В то же время непосредственно выдачу денежных средств бюджета осуществляют учреждения Центрального банка РФ, хотя казначейство может также вести лицевые счета клиентов.

С точки зрения экономики строительства, использование бюджетных инвестиций в образовательных организациях значительно отличается от использования средств, получаемых из других источников. В бюджетной экономике вузов рыночная составляющая практически не действует. Так, стартовая цена конкурса на строительно-монтажные работы определяется по государственным сметным нормативам после проверки достоверности, проводимой экспертными органами. Поскольку сметные нормативы достаточно жесткие, а экспертиза старается преуменьшить стоимость, то снизить цену на конкурсе за счет предполагаемой экономии довольно сложно.

В 2008 году администрация г. Иваново предоставила участок земли в непосредственной близости от главного корпуса ИГЭУ, что позволило по согласованию с Министерством образования и науки РФ разработать проект нового общежития, которое логично встраивалось в существующий студенческий кампус, исторически сложившийся на Рабочем поселке. При поддержке Минобрнауки РФ, Правительства Ивановской области и Администрации города Иваново ИГЭУ выполнил весь комплекс подготовительных работ для строительства. Однако задержка с выделением федерального финансирования на строительство общежития заставила ИГЭУ за счет собственных средств в размере 9 300,737 тыс. руб. в 2013 году выполнить работы «нулевого цикла» с прокладкой инженерных коммуникаций. Затем последовали длительная консервация объекта и продолжение настойчивой работы по выделению федеральной субсидии.

В результате подключения губернатора Ивановской области С.С. Воскресенского к решению вопроса инвестирования в строительство общежития были выделены госбюджетные средства в размере 285 млн. руб.

Строительство началось летом 2019 года и рассчитано на три года, его общая стоимость составит почти 300 млн. руб. Следовательно, университету на строительство общежития нужно будет вложить собственные средства, полученные от предоставления платных работ и услуг порядка 15 млн.руб. Введение в действие нового общежития даст толчок развитию университета за счет привлечения к образовательному процессу представителей удаленных регионов, зарубежных студентов, а также представителей промышленности для повышения их квалификации и профессиональной подготовки.

Отметим, что инвестиции в сферу образования обладают рядом особенностей, которые обусловливают специфику оценки их эффективности, а именно:

- индивидуальная и общественная отдача от вложений в образование наступает после завершения обучения;

- инвестиции носят длительный непрерывно-плановый характер, при этом образовательная услуга является неотъемлемой от ее получателя и выражается в его совершенствовании, повышении качества трудовой деятельности, экономии времени на выполнение трудовых функций [5].

Таким образом, финансирование образования - важнейшая материальная гарантия реализации конституционного права на образование. Устойчивость российской государственности и прогресс общества немыслимы без стабильного бюджетного финансирования фундаментальной науки и высшего образования [6].

Список литературы

Petrichev P.P., Masyuk N.N., Bushueva M.A. Typology Of The University Business Models For Integration Into The International Strategic Alliances // Всб.: Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 - Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional Expansion to Global Growth. 2018. С. 4577-4587.

Пенюгалова А. В., Чулков А. С. Финансовый менеджмент в государственном и муниципальном управлении // Дайджест-финансы. 2011. №2. С. 14-18.

Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. Концептуальные основы построения бизнес-модели регионального кластера как инновационной сетевой экосистемы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 39-42

Официальный интернет-портал ИГЭУ http://ispu.ru/

Давыдов А.А. Особенности расчета показателя эффективности социальных инвестиций в образование // Экономический анализ: теория и практика. 2009. N 31. С. 39 - 43.

Козлова Н.В., Каширина О.В. Модернизация системы государственных научно-образовательных учреждений // Законодательство. 2009. № 4. С. 12 - 23.

Просмотров работы: 6