АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Перушкина М.О. 1, Геворгян К.А. 1, Бушуева М.А. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных рыночных условиях существует возможность купить и продать бизнес, учувствовать в его развитии. Следовательно, бизнес является товаром и объектом оценки. Результаты оценки бизнеса необходимы при акционировании, покупке-продаже, реорганизации, развитии предприятий, участии в фондовом рынке и при разработке управленческих решений, а также для правильного формирования и управления финансовыми ресурсами региональных экономических систем [1, с. 39-42].

Оценка бизнеса (business valuation) – это процесс определения стоимости предприятия на дату оценки с учетом его доходности и присущими ему факторами, включая затраты и риски, связанные с функционированием бизнеса.[8, c.5]

Стоимость любого бизнеса очень важна и необходима, и определена она соответствующими целями:

1. Получение объективных данных о состоянии бизнеса и эффективности управленческого аппарата в нем. Учитывая их, собственники всегда способны скорректировать курс.

2. Невозможно вести поиск новых инвесторов, новых источников финансирования, не владея реальной информацией о стоимости компании, информации о реальной стоимости компании. В противном случае, есть опасность не получить того, к чему стремились.

3. В период своего экономического функционирования у компании возникают активы. Корректность, методичность, предельная четкость их учета полностью зависит от оценки.

По мере развития оценочной деятельности к оценке бизнеса стали привлекать юристов, бухгалтеров, экономистов, финансовых аналитиков и специалистов фондового рынка. Оценка бизнеса включает комплекс услуг: анализ правоустанавливающих документов, финансовый анализ и при необходимости корректировку финансовой отчетности, разработку проектов реструктуризации и реконструкции, инвестиционных проектов и обоснование управленческих решений по развитию бизнеса.

Рыночная оценка имущества в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об оценочной детальности в Российской Федерации» от 29 июля 1998г. №135-ФЗ и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ»» от 27 июля 2006г. №157-ФЗ.

Осуществляя оценочную деятельность, оценщики обязаны руководствоваться стандартами оценки – правилами, разработанными с учетом международных стандартов оценки и утвержденными в соответствии с законодательными нормами. Непосредственно оценке бизнеса посвящен Федеральный стандарт оценки №8 «Оценка бизнеса».

Оценка бизнеса является эффективным инструментом для решения многих задач, связанных с деятельностью компании. На основе результатов осуществляется разработка стратегии экономического развития, разработка инвестиционно-финансовой стратегии предприятия [3], корректировка налоговой базы и повышение инвестиционных качеств. Также это способствует оптимизации управления активами предприятия, улучшению политики менеджмента и лучшему пониманию того, как более эффективно эксплуатировать объекты собственности.

Проблемы снижения качества значений экономических параметров деятельности предприятия и существующие недостатки используемых методик оценки стоимости бизнеса свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования инструментов оценки субъектов хозяйствования.

Существует 3 подхода для проведения оценки бизнеса (предприятия): доходный, затратный и сравнительный (рыночный). Существующие подходы к оценке стоимости отражают природу понятия стоимости, объективный и субъективный поход к ее измерению – и со стороны внешней среды и со стороны заинтересованных в объекте лиц, но их применение, особенно в практике управления стоимостью предприятий в российских условиях, сопровождаются рядом проблем.

Доходный подход к оценке бизнеса (income approach) – представляет собой общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов. При этом полагается, что стоимость бизнеса равна текущей стоимости будущих доходов от владения предприятием. [7, c.238]

Данный подход предусматривает определение стоимости бизнеса, доли в собственности на бизнес или ценной бумаги путем расчета приведенной стоимости ожидаемых выгод. При данном подходе оценивается способность предприятия генерировать положительные денежные потоки в будущем от использования по назначению объекта оценки. Доходный подход позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и его будущей стоимости в зависимости от различных факторов.

Одной из основных проблем, возникающей при оценке с помощью доходного подхода является прогнозирование будущих доходов. Для расчета величины стоимости важно получить достоверные и обоснованные данные относительно будущих доходов предприятия, что вызывает определенные сложности в процессе применения.

Затратный подход (asset based approach) – это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для создания, восстановления, замещения, изменения или утилизации объекта оценки с обязательным учетом всех видов износа. [7, c.269]

Затратный подход в оценке бизнеса анализирует стоимость объекта оценки на сегодняшний день с точки зрения затрат понесенных на его создание в прошлом, которые, отражаются в стоимости активов.

Сущность затратного дохода – предприятие оценивается как совокупный имущественный комплекс, который используется для осуществления коммерческой (торговой, производственной, сбытовой и т.д.) деятельности. При этом стоимость бизнеса определяется путем переоценки ресурсов, которые были привлечены на формирование бизнеса, следовательно, оцениваются уже понесенные затраты. [2]

Для расчета стоимости затратным подходом используют данные баланса на дату оценки. Наиболее распространенными методами затратного подхода принято считать методы чистых активов и ликвидационной стоимости объекта.

Однако, у данного подхода есть свои ограничения. Ограничения использования затратного подхода связано с высокой трудоемкостью процесса переоценки активов, что требует проведения инвентаризации и комплексного анализа каждого актива.

Сравнительный (рыночный) подход (market approach) – это определенная совокупность методов оценки наиболее вероятной рыночной стоимости объекта, базирующейся на сравнении оцениваемой компании с предприятиями-аналогами, в отношении которых имеется необходимая информация о ценах, финансовых условиях осуществленных ранее сделок с ними. [7, 283]

Сравнительный подход основан на сравнительной оценке цен рассматриваемого предприятия с аналогичными сопоставимыми объектами купли-продажи на открытом рынке с возможными корректировками отличительных сторон объектов сравнения и объектов оценки.

Главное преимущество сравнительного подхода является то, что он прост в использовании и статистически обоснован в связи с реально существующими объектами оценки, что обеспечивает получение оценщиком объективных данных, которые пригодны и для применения в других подходах.

Тем не менее, сравнительный подход имеет ряд недостатков. Применение сравнительного дохода допустимо только при наличии доступной достоверной и полной финансово-экономической информации не только по оцениваемому бизнесу, но и по его объектам аналогичным видам деятельности, принудительно отобранным оценщиком в процессе проведения анализа. Ограничением при применении сравнительного подхода является обязательное наличие активного рынка. Так же к недостаткам рыночного подхода относится необходимость указания поправок, влияющих на достоверность итогового результата.

Ни одни из рассматриваемых подходов не может быть использован в качестве основного. Все три подхода связаны между собой и каждый из них предполагает использование различных видов информации.

Таким образом, оценка стоимости бизнеса представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс, выбор методов зависимости, как от сложностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта целей и принципов оценки. Разные подходы к оценке дают зачастую разные результаты, разбег может составлять от 5% до 50%, а итоговая стоимость бизнеса, определенная оценщиком, может существенно расходится с ценой сделки. Поскольку оценка осуществляется на конкретную дату с учетом сложности и трудоемкости процесса анализа и расчетах в рамках рассмотренных подходов, это ограничивает дальнейший мониторинг стоимости и их использование в оперативном и стратегическом управлении.

Список литературы

Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. Концептуальные основы построения бизнес-модели регионального кластера как инновационной сетевой экосистемы // Азимут научных исследований: экономика и управление. − 2017. − Т. 6. − № 2 (19). − С. 39-42.

Макушева О.Н., Макушев А.В. Проблемы оценки стоимости бизнеса в современных условиях // Молодой ученый. – 2019. – №5. – С. 122-124. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/243/54724/ (дата обращения: 06.12.2019).

Масюк Н.Н., Бушуева М.А., Васюкова Л.К., Корякина П.Н. Использование моделей стратегического выбора при разработке инвестиционно-финансовых стратегий компании // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 250-253.

Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 326 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка бизнеса (ФСО N 8)"

Федеральный закон от 27.07.2006 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

Чеботарев Н.Ф. Оценка стоиомсти предприятия (бизнеса): Учебник для бакалавров/Н.Ф. Чеботарев. – 3-е изд. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 256 с.

Щербакова Н.А. Оценка бизнеса: Учебное пособие / Н.А. Щербакова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018-100с.

Просмотров работы: 19