Введение
Дельфинотерапия - это альтернативный, нетрадиционный метод коррекционной психотерапии, который заключается в общении человека с дельфином (рис.1).
Коррекция в современном понимании – это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посреством различных психолого-педагогических воздействий [12].
Приблизительно 39 лет назад ученые обнаружили, что дельфины – великолепные целители. После серии экспериментов доктор Д. Натансон доказал, что общее и интеллектуальное развитие детей с синдромом Дауна, регулярно игравших с дельфинами, прогрессировало в 4 раза быстрее, чем у детей с идентичными заболеваниями, не имевших контакта с этими животными. Благодаря данному открытию в 1994 году официально было признано еще одно направление нетрадиционной медицины – дельфинотерапия.
Рисунок 1. Дельфинотерапия
Многие по незнанию относят дельфинотерапию исключительно как к методу лечения детей. Однако дельфинотерапия с успехом и довольно давно применятся ко взрослым и пожилым людям.
Метод дельфинотерапии рекомендован взрослым с психосоматическими заболеваниями, с нарушенным обменом веществ, людям, находящимся в тяжелейшей депрессии, и даже больным неврозом или психозом.
Дельфинотерапия прекрасно работает в случаях различных расстройств нервной, центральной или периферической, системы.
Научно подтверждено, что контакт с дельфином способствует лечению довольно широкого спектра заболеваний – от аутизма и синдрома Дауна до расстройства памяти, речи или слуха
Дельфинотерапия хорошо помогает и маленьким, и большим пациентам с ДЦП, нейросенсорной тугоухостью, функциональными нарушениями центральной нервной системы. Пациенты, страдающие аутизмом, наоборот, учатся общаться с окружающими. В мировой практике зафиксированы результаты реабилитации детей с гипоксией головного мозга и мозговой дисфункцией [1].
Основные механизмы воздействия при дельфинотерапии
Методика дельфинотерапии включает в себя воздействие звуком, ультразвуком, генерируемым животным и тактильным воздействием непосредственно через кожу.
Таким образом, дельфинотерапия имеет 2 основных вида воздействия: физиологическое (рефлексотерапевтическое, звуки, инфразвук, ультразвук, виброакустическое, гидромассаж) и психологическое.
Ультразвук улучшает циркуляцию жидкости в органах и системах организма, убирает застойные зоны, улучшает межклеточный обмен и уменьшает боль. Взаимодействие с организмом происходит на клеточном уровне.
Сонар дельфина создает у поверхности воды зону с кавитационными пузырьками, что способствует возникновению так называемого сонар-эффекта или сонофореза клеток. Это явление, при котором кавитация, то есть возникновение микрополостей с газами, кроме выделения нейроэндорфинов уменьшает заряд клеточной мембраны, снижает сворачиваемость крови, выделению клетками биологически активных веществ.
Ультразвук, создаваемый сонаром дельфинов более четырех раз мощнее имеемых в поликлиниках лечебных ультразвуковых аппаратов. Виброзвуковое воздействие улучшает кровообращение и лимфоток, улучшает выделение продуктов обмена из тканей.
Согласно механизма модели резонансного распознавания (МРР) белки активизируются посредством характерных резонансных частот, однако в случае, если сигналы биосонара и поведение человека находятся в постоянной корреляции, можно связать изменения уровней эндорфина с механизмом МРР.
Тактильная стимуляция создает предпосылки для эмоциональных реакций и укрепляет положительный контакт больного с психотерапевтом на эмоциональном уровне. Особенно важно это для детей, телесный контакт которых с матерью – первая форма контактирования с окружающей средой. Плавающий дельфин создает вокруг себя турбулентные зоны, в которых находящийся рядом человек получает эффективный гидромассаж кожи и внутренних органов. Кроме этого прикосновение носа (рострума) дельфина кБАТ (биологически активным точкам) стимулирует их, что способствует самовосстановлению пораженных органов и систем. Вода в 60 раз лучше воздуха проводит звуковые и ультразвуковые колебания, что значительно усиливает лечебный эффект при плавании с дельфинами. Под действием дельфина мозг продуцирует эндорфины, которые в свою очередь дают седативный, болеутоляющий эффекты, а также вызывают чувство удовольствия. Так что дельфинарий дает Вам возможность получить качественное лечение дельфинами. [5].
При изучении дельфинотерапии учеными установлено, что контакт дельфина с человеком усиливает активность мозговой деятельности [2]. Анализ электроэнцефалограммы пациентов до и после назначенных процедур, выявил существенное снижение амплитуды доминирующей частоты в альфа–ритме, появление периодов синхронизации активности обеих полушарий мозга. Такое состояние коры типично для активизации информационного поля долгосрочной памяти [9].
Кроме того, было выявлено влияние дельфинотерапии на серотонинергическую систему мозга. После проведенных комплексов лечения было отмечено повышение в крови уровня серотонина, фактора активации нервных клеток головного мозга, что в свою очередь влияет на синтез белков, определяющих транскрипцию и биосинтез нейротрофических X-факторов, обладающих нейропротективным действием [7].
Проведенные исследования по изучению гуморального гомеостаза пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями, выявили положительные тенденции в иммунной и свертывающей системах в результате дельфинотерапии [10].
Интенсивность ультразвука, излучаемого дельфином, такова (до 8,3 вт/см2), что вполне может вызвать кавитацию в биологических тканях, не говоря уже о сонофорезе. Однако, мощность ультразвука, направленного на объекты, находящиеся на значительном расстоянии от дельфина, значительно ниже этого уровня. Поэтому в случае поведенческих и электрофизиологических изменений, наблюдаемых у объектов, находящихся в менее близком контакте с дельфином, когда ультразвуковая мощность не достигаеткавитационного уровня, можно утверждать о возможном вовлечении других механизмов.
В дополнение к акустическим - афалины продуцируют низкочастотные электромагнитные и скалярные магнитные и электрические поля [5]. Возникающие параллельно электромагнитные, акустические и электрические сигналы в пределах 16 Гц наблюдались в 70% случаев общения 8 больных детей с дельфинами. Это подтверждено несколькими записями электроэнцефалограмм. Но иногда были зафиксированы только акустические сигналы без электромагнитных и электрических, или – только электромагнитные без акустических и электрических. Некоторые из них соответствовали трем частотам: 12, 16 и 26 Гц.
BirchS. предположил, что вибрации сверхнизкой частоты стимулируют электрофизиологические и поведенческие изменения, выявленные у участников дельфинотерапии, посредством Proopiomelanocortin нейрохимического механизма, поскольку у некоторых индивидуумов шишковидная железа чувствительна к электромагнитному полю. В частности, установлено влияние электромагнитного поля на синтез мелатонина шишковидной железой и связанное с этим появление депрессии [8]. Молекулы гормона Proopiomelanocortin, расщепляясь, образуют адренокортикотропный гормон (АКТГ). А повышение уровня эндорфина и концентрации AКTГ вызывает возбуждения в коре головного мозга, что может усилить анальгезирующий эффект и мыслительную деятельность. Участие АКТГ в регенерации нервной ткани может также способствовать развитию мыслительной деятельности у пациентов. К тому же, механизм самопоощрения при выделении эндорфинов предусматривает и положительный эмоциональный отклик, который сказывается на повышении способности к обучению. Выделение эндорфина и механизм самопоощрения влияют как на изменения в поведении и трансформационные изменения, так и на подавление депрессии. Одновременное выделение эндорфина и АКТГ может запустить дополнительный гормональный механизм, результатом действия которого являются наблюдаемые улучшения у детей с отставанием в развитии [3].
Морфофизиологические логические особенности дельфинов
В течение длительного времени специалисты изучали язык дельфинов и получили поистине потрясающие результаты. Как известно, звуковые сигналы возникают в носовом канале дельфинов в момент прохождения через него воздуха.
Удалось установить, что животные используют шестьдесят базовых сигналов и пять уровней их комбинирования. Дельфины способны создавать «словарь» объемом 1012 слов. Едва ли дельфины пользуются таким количеством «слов», но и объем их активного «словаря» впечатляет - около 14 тысяч сигналов. Для сравнения: такое же количество слов составляет средний словарный запас человека. А в повседневной жизни люди обходятся 800-1000 словами.
Общение дельфинов выражается в звуковых импульсах и ультразвуке (рис.2). Дельфины издают широкий набор разнообразных звуков: свист, щебет, жужжание, писк, визг, чмоканье, щелканье, скрежет, хлопки, рев, крик, скрип и т.д.
Рисунок 2. Общение дельфинов
Наиболее выразительным является свист, разнообразие видов которого насчитывает несколько десятков. Каждый из них означает определенную фразу (сигнал тревоги, боли, призыв, приветствие, предупреждение и др.) Американские ученые пришли к выводу, что у каждого дельфина в стае есть свое имя, и особь на него откликается, когда к дельфину обращаются сородичи. Ни у одного другого животного такой способности обнаружено не было.
Интеллект дельфинов
Мозг дельфина схож по весу с мозгом человека (рис.3). Размер в данном случае не имеет значения. Швейцарские ученые, проводившие исследования способностей животных, обнаружили, что по уровню интеллекта дельфины занимают второе после человека место. Слоны оказались третьими, а обезьяны заняли только четвертое место. Не уступая по весу мозгу взрослого человека, мозг дельфина, при этом имеет более сложное строение мозговых извилин [15].
Рисунок 3. Мозг дельфина (слева) и человека (справа)
Многие ученые в наши дни проводят различные эксперименты с дельфинами и приходят к неожиданным выводам.
В частности, теория о том, что дельфины в отличие от других представителей животного мира используют «свой язык» - не только для общения на уровне инстинкта выживания, но и для накопления и усвоения значительных объемов информации. Вопрос зачем им это надо – если у них отсутствует в человеческом понимании «разумная жизнь». В этом направлении проводится масса исследований.
Важный аспект – дельфины «видят» ушами. Испуская ультразвук (рис.4), они обсчитывают предмет, таким образом получая какое-то визуальное изображение. Слух этих млекопитающих в сотни раз острее человеческого. Он способны слышать звуки собратьев за сотни и порой тысячи километров.
Уровень их чувствительности уха дельфина расположен в диапазоне 10 Гц – 196 кГц. Возможно, низкочастотный предел еще ниже. Ни одно живое существо на Земле не обладает столь широким частотным диапазоном.
При так называемом акустическом зондировании пространства дельфины генерируют около от 20-40 сигналов в секунду (в экстремальных ситуациях до 500). То есть ежесекундно идет обработка информации сравнимая с мощностью самых сложных компьютеров, разработанных человеком.
Рисунок 4. Восприятие звуковых волн у дельфинов
Предполагается, что из этого калейдоскопа информации воспроизводится окружающее пространство и все предметы в нем, по своейинформативности не сопоставима с привычным нам зрительным восприятием.
Стоит учесть, что человек 90 % информации получает через обработку зрительного сигнала. Дельфины получают ее за счет слуховой и эхолокационной. При этом на уровне, на котором человек пока не может создать технические устройства[13,14].
«Язык» дельфинов
Речь дельфинов - всевозможные на человеческий взгляд «неразумные» звуки уже сейчас на основании опять же научных экспериментов, рассматривается по уровню сложности как любой человеческий язык.
Российские ученые Марков и Островская изучая речь дельфинов, пришли к выводам, что она превосходит по уровню сложности человеческую.
Современные языки имеют следующую структуру: звук, слог и слово. Из которых состоит речь. При анализе звуков, издаваемых дельфинами было выделено 6 уровней сложности, которое имеет строение схожее с древними, забытыми языками. В основе таких языков лежит что-то наподобие языковых иероглифов. Когда за одним звуковым обозначением (звук, слог) - в таких языках, заложен эквивалент смысловой фразы в нашем понимании. В случае с дельфинами это определенный свист.
В речи дельфинов также обнаружили математические закономерности, которые свойственны письменным текстам по иерархии расположения информации: фраза, абзац, параграф, глава.
Обучаемость
В чем же проявляются интеллектуальные способности дельфинов? Прежде всего, стоит отметить быструю обучаемость морских обитателей. Выполнять команды дельфины учатся иногда даже быстрее, чем собаки. Дельфину достаточно показать трюк 2-3 раза, и он с легкостью повторит его. Кроме того, дельфины проявляют и творческие способности (рис.5). Так, животное не только способно выполнить задание дрессировщика, но и проделать в процессе еще какие-то трюки.
Рисунок 5. Результат высокой обучаемости
Удивительно и такое свойство дельфиньего мозга: он никогда не спит. Правое и левое полушария мозга отдыхают поочередно. Ведь дельфину нужно всегда быть начеку: избегать хищников и периодически всплывать на поверхность для дыхания.
Дельфины обладают поистине удивительными способностями. Известный американский нейрофизиолог Джон Лилли, один из пионеров, изучавших физиологию мозга в Пенсильванском университете, назвал дельфинов «параллельной цивилизацией».
Джон Лилл вплотную подошел к установлению голосового контакта с этими животными. Изучая магнитофонные записи, фиксировавшие все разговоры и звуки в дельфинариуме, исследователь обратил внимание на взрывчатые и пульсирующие серии сигналов. Это было похоже на смех. Более того, в магнитофонных записях, сделанных в отсутствие людей, проскальзывали в очень сжатом виде некоторые слова, принадлежавшие операторам и произнесенные ими в течение рабочего дня. Однако дальше процесс обучения дельфинов человеческому языку не пошел. Раздумывая о причинах этого, Лилли высказал ошеломляющую догадку: им стало скучно с людьми.
Заключение
Таким образом воздействие дельфина на человека происходит на нескольких уровнях, но в большей степени на головной мозг. Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что успех морских процедур связан с включением в реабилитационный процесс неспецифических механизмов, которые способствуют формированию адекватных психофизиологических реакций организма.
Дельфинотерапия активно используется в современной медицине, официальными исследованиями подтверждаются факты позитивного влияния на человека.
То, что пациент во время сеанса находится в измененном состоянии сознания, подтверждают электроэнцефалографические данные (измерения обычно проводятся до сеанса и сразу после него). Ритмы мозга человека значительно замедляются, снижается доминирующая ЭЭГ-частота, происходит синхронизация электрической активности обоих полушарий мозга. Подобное состояние характерно для медитации, аутогенного погружения, гипнотического транса, холотропного дыхания. Кроме того, психоиммунологические исследования доказали, что во время сеансов дельфинотерапии значительно возрастает выработка эндорфинов. Эндорфины помогают гармонизировать нервную систему и настроить ее на активное и позитивное мировосприятие.
Используемые источники
Артемова О.В. Дельфинотерапия как метод психотерапии.
Гончаренко О.Н. Отношение детей к общению с животными / О.Н. Гончаренко, К.А. Сидорова, Е.П. Краснолобова // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами». - 2016. - С. 46-49.
Краснолобова Е.П. К вопросу об опыте иппотерапии / Е.П. Краснолобова, К.А. Сидорова, О.Н. Гончаренко // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами». - 2016. - С. 117-119.
Лукина Л.Н. Дельфины в системе психофизической реабилитации людей / Л.Н. Лукина. – Севастополь, 2007. – 170 с.
Лукина Л.Н. Механизмы терапевтических эффектов процедур дельфинотерапии // Таврический медико-биологический вестник. – 2012. - том 15, № 3, ч. 2 (59). – С. 162- 165
Лысенко В.И., Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование дельфинотерапии в реабилитации детей // Матер. VI Конгресса педиатров России «Неотложные состояния у детей». – М., 2000. – С. 177-178.
Филиппенко В.В. Роль дельфинотерапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями// Достижения вузовской науки. - 2013. - № 3. - С. 21-24.
Цукурова Л.А., Базилевская Н.В., Нуволи А.В., Лысенко В.И. Нейропротективное действие дельфинотерапии как эффект влияния на серотонинергическую модулирующую систему мозга у детей с аутизмом // Медицинский алфавит №1/2018, приложение к тому №1/ - C. 75-76.
Сидорова К.А., Юрчак Е.В.Влияние сеансов канистерапии на организм собак// Сборник материалов LI Международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения». 2017. С. 277-279
Birch S. Dolphin Therapy Effects: A Hypothesis // www.physics.monash.edu.au-2001
Статья о физиологических особенностях дельфинов // http://www.panarmenian.net/rus/details/218664/
Специальная психология: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
Сидорова К.А., Ковшикова О.И., Пантелеева Е.А., Кочетова О.В., Жумадина Ш.М. Физиологические особенности органов чувств // Материалы VIМеждународной научно-практической конференции «Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами» 2019. С. 155-159
Сидорова К.А., Пантелеева Е.А., Костецкий Е.А. Физиологическоеобоснование использования дельфинотерапии // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами» 2019. С. 159-163
Морфология дельфинов/ под ред. Г.Б. Агаркова – Киев.: «Наукова думка», 1974. – 167 с.