Введение. На данный момент вопрос о качественном и эффективном физическом воспитании остаётся до сих пор открытым. Все знают и понимают, что всё начинается со школьного возраста: привитие интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развитие физических качеств. Учитель – преподаватель занимается важными задачами, тем самым подготавливая детей к следующему этапу их жизни.
Студенчество является второй коллективной нишей по количеству участников, занимающимися физической культурой и спортом после школьного времени обучения. Четыре года, в отдельных университетах время обучения может колебаться, развитие идёт по пути не только умственного, но и физического воспитания, продолжая развивать или совершенствовать те или иные умения и навыки [1].
В высших учебных заведениях обучающиеся не на спортивных специальностях или не в институтах, факультетах физической культуры и спорта, мало времени уделяют регулярным занятиям данному блоку программы [2]. В связи с этим различные ученые предлагают несколько вариантов причин, которые имеют влияние [3,4]:
функциональное состояние организма;
качество приобретённых двигательных умений и навыков;
уровень заинтересованности населения в занятии физической культурой и спортом;
эффективность деятельности преподавателей, в нашем случае, высших учебных заведениях.
Опираясь на вышесказанное, целью данной работы было оценить эффективность физического воспитания и физических качеств студентов.
Анализ полученных данных поможет преподавателям выделить проблемные стороны выбранного контингента и спрогнозировать последующие планирование подготовки.
В ходе работы было проведено исследование, суть которого включала проведение соревнований по многоборью на базе Удмуртского Государственного Университета. В участии приняли 13 институтов (ИФКИС - институт физической культуры и спорта не включён в программу соревнований) в количестве 647 человек: 317 юношей и 330 девушек от 18 до 22 лет. Программа многоборья включала 3 вида:
Бег на 100 м, для оценки быстроты, в частности, скоростно – силовой подготовленности;
Бег на 2 км – девушки, 3км – юноши, для оценки общей выносливости;
Прыжок в длину с места, для оценки взрывной силы.
Рис 1. Данные результатов, полученных при исследовании студентов
Как мы видим на рис.1 такой норматив, как бег на 100 м у девушек выполнен на оценку «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», что говорит, либо недостаточной обучающей составляющей, либо о мало приложенных усилиях самих студентов в учебном процессе. Однако у юношей с одной стороны преобладает положительная статистика, которая показывает, что есть часть, выполняющих данный норматив на «отлично» и «хорошо», с другой в противовес много учащихся, не укладывающихся в предлагаемые нормы.
Так же на рис 1. очень четко мы видим, что выносливость у данных студентов находится на низком уровне. Многие обучающиеся не способны сдать данный вид. Преподавателям следует проработать вопросы по развитию выносливости, так как это одно из физических качеств, которое можно ещё развивать.
Рассматривая последний вид, прыжок в длину с места, можно сделать вывод о том, что юношам легче всего выполнить данный норматив на оценку «отлично». У девушек наоборот прослеживается увеличение количества не сдавших этот вид.
Таким образом, выявлено, что вопрос об эффективности физического воспитания остается открытым. По результатам исследования можно точно сказать, что студенты недостаточно подготовлены по нескольким показателям – нормативам. Обучение должно проходить параллельно и гармонично с другими сферами деятельности. Преподавателям необходимо включать в подготовку новые, интересные методы развития физических навыков и знаний в области физической культуры и спорта, чтобы интерес исходил от них и «заражал» всех остальных. Либо обновлять кадры, которые смогут внести разнообразия в студенческую жизнь. Тогда повысится уровень здоровой физкультурно – спортивной жизни в вузах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Шилько В. Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно – орентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис. ... док. пед. наук / В. Г. Шилько. М., 2003. 47 с.
Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. С. 383-387.
Бальсевич В. К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физич. культуры. 2003. № 5. С. 19 — 22.
Казначеев С.В. Опыт преподавания физической культуры в нефизкультурном вузе / С.В. Казначеев, О.В. Лопатина, Ж.Ю. Боголюбова // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технического университета: сб. материалов Международной научно-методической конференции, 3-7 февраля 2014 г., Новосибирск: СГГА, 2014. С. 165-169.