К вопросу о мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К вопросу о мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное развивающееся общество крайне обострило проблему качественной подготовки будущих специалистов (бакалавров), способных приобретать новые знания, разрабатывать принципиально новые решения поставленных задач. Необходимость развития современной системы образования определена развитием науки, техники и обширным применением инновационных технологий, поэтому одна из основных задач высшей школы – научить студентов самостоятельно находить нестандартные и актуальные решения в научно-исследовательской работе, аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты, так же собирать базу для дальнейшего развития человека и реализации его в профессиональной деятельности.

Для начала следует выделить определение понятия «мотивация». Х. Хекхаузен определяет мотивацию как процесс выбора между различными возможными действиями, [1]. Ф. Лютенс говорит о том, что мотивация — это процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения [2]. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М. Ш. Магомед-Эминов) [3]. Среди всех вышеприведенных определений можно выделить общие основополагающие явления. А именно — мотивация складывается из совокупности мотивов и процесса их активации в деятельности индивида.

В психологии выделяют несколько видов мотивов и мотиваций, но одной основной конкретной классификации не существует. Разные авторы приводят различные системы классификаций, основанные на личностных, профессиональных потребностях, источниках движущей силы, окружающей среды, влияющей на мотивацию индивидов и т. д. Тем самым выделяют: экстринсивную (внешнюю) мотивацию, связанную с внешними обстоятельствами влияющими на человека и интринсивную (внутреннюю) мотивацию, связанную с внутренними обстоятельствами влияющими на человека, положительную мотивацию, основанную на положительных стимулах, отрицательную мотивацию, основанную на отрицательных стимулах, материальную мотивацию, включающая в себя различные виды материального поощрения в виде премий, ценных подарков и т. д., нематериальную мотивацию, основанную на признании коллективом, нематериальные поощрения в виде почетных грамот и званий, мотив самоутверждения — стремление индивида укрепить себя в обществе, социуме, мотив власти — стремление индивида влиять на окружающих его людей, процессуально-содержательный мотив — стремление индивида выполнять определенную деятельность, которая ему нравится, устойчивая мотивация — мотивация, основанная на нуждах человека, индивидуальная мотивация, групповая мотивация, познавательная мотивация и т. д.[5]

Разберем меры пособляющие завлечь студентов в научную деятельность, на примере инициатив, реализуемых в «Уфимский государственный авиационный технический университет». За формирование студенческой и молодежной науки в университете отвечает помощник проректора по научной работе. Организованы и благополучно функционируют «Совет молодых учёных УГАТУ» и «Студенческое научное общество УГАТУ». Все вместе они создают и реализуют предложения по мотивации студентов к научной работе. Естественно, что одной из самых действенных мер, является материальное поощрение студентов, аспирантов и молодых учёных. Оно может реализовываться через материальную помощь по итогам семестра либо ежемесячной премией за особые заслуги. Имеются и дополнительные повышенные внутривузовские стипендии, выплачиваемые сверх обычной ежесеместровой (награждается до 10 % студентов университета, обучающихся на бюджетной основе).

Научно-исследовательская деятельность подразумевает участие в всевозможных конкурсах и грантах, часть средств которых направлено на поощрение грантополучателя. Среди таких программ следует отметить «У.М.Н.И.К.» (рассчитана на 2 года с финансированием 360 000 рублей в год). Студенты, систематично занимающиеся и разрабатывающие свои проекты при помощи консультантов из числа профессорско-преподавательского состава, имеют возможность участвовать в разнообразных молодёжных форумах , где есть шанс выиграть грант на исполнение своей научной разработки для дальнейшего её внедрения в производство.

Взаимная интеграция науки, бизнеса и производства является существенной целью НИОКР. Руководство ВУЗа поощряет организацию малых инновационных предприятий на своей базе, обеспечивая поддержку административно-информационными и материально-техническими ресурсами. В настоящее время в УГАТУ работают несколько предприятий, где активно сотрудничают студенты и преподаватели. Весьма успешные разработки имеют шанс получить дальнейшее исполнение уже на базе бизнес-инкубаторов или технопарков. Ещё одним типом возможного источника материального поощрения является привлечение студентов к выполнению хоздоговорных работ в форме научно-исследовательской работы. Этот подход дозволяет студентам использовать на практике приобретенные теоретические знания; получить опыт настоящей инженерно-конструкторской деятельности; пройти производственную или преддипломную практику. Значительную роль в материальном поощрении студентов за научную деятельность является организация бесплатных экскурсионных поездок в различные регионы России, в том числе и Черноморское побережье.

Подъём по карьерной лестнице естественное желание каждого гражданина (в том числе, и начинающего исследователя). Занятие научно-исследовательской работой уже в студенческие годы позволяет в будущем рассчитывать на бюджетное место в аспирантуре (защита диссертации и получение учёной степени кандидата наук), что будет основным плюсом при получении желаемой должности. Прикладное значение занятия наукой заключается в том, что при стабильном участии в всевозможных конкурсах, конференциях, олимпиадах и молодёжных форумах у студентов, во-первых, естественным образом пополняется портфолио; во-вторых, возрастает круг полезных знакомств (причём на межрегиональном уровне); в-третьих, улучшаются навыки работы с различного рода документацией (заявки, положения и т.д.).

Рекомендации к членству в разнообразные молодёжные организации (не только научные) является одной из мер нематериального поощрения студентов к привлечению их к исследовательской деятельности. Региональные молодёжные правительства и парламенты, общественные палаты, профессиональные сообщества и прочие общественные объединения систематично проводят набор в свой состав представителей одаренной молодёжи, в том числе активно занимающихся научной деятельностью. Членство в таких организациях приносит возможность выносить на рассмотрение общественности и власти исполнение своих научных разработок для настоящего сектора экономики с последующей их коммерциализацией. Следующей мерой нематериального стимулирования является рекомендации в различные кадровые запасы и управленческие школы.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Питер, 2013. — 65 с.

Маккензи Р.А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. М.; 1993. — 239 с.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

Васильев И. А. Научно-исследовательская деятельность студентов: диагностика проблем // Мониторинг. 2015. № 6(130). С. 164-169.]

Гурова Н.А. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(47). – Новосибирск: СибАК, 2014.

Просмотров работы: 11