Современное развивающееся общество крайне обострило проблему качественной подготовки будущих специалистов (бакалавров), способных приобретать новые знания, разрабатывать принципиально новые решения поставленных задач. Необходимость развития современной системы образования определена развитием науки, техники и обширным применением инновационных технологий, поэтому одна из основных задач высшей школы – научить студентов самостоятельно находить нестандартные и актуальные решения в научно-исследовательской работе, аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты, так же собирать базу для дальнейшего развития человека и реализации его в профессиональной деятельности.
Для начала следует выделить определение понятия «мотивация». Х. Хекхаузен определяет мотивацию как процесс выбора между различными возможными действиями, [1]. Ф. Лютенс говорит о том, что мотивация — это процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения [2]. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М. Ш. Магомед-Эминов) [3]. Среди всех вышеприведенных определений можно выделить общие основополагающие явления. А именно — мотивация складывается из совокупности мотивов и процесса их активации в деятельности индивида.
В психологии выделяют несколько видов мотивов и мотиваций, но одной основной конкретной классификации не существует. Разные авторы приводят различные системы классификаций, основанные на личностных, профессиональных потребностях, источниках движущей силы, окружающей среды, влияющей на мотивацию индивидов и т. д. Тем самым выделяют: экстринсивную (внешнюю) мотивацию, связанную с внешними обстоятельствами влияющими на человека и интринсивную (внутреннюю) мотивацию, связанную с внутренними обстоятельствами влияющими на человека, положительную мотивацию, основанную на положительных стимулах, отрицательную мотивацию, основанную на отрицательных стимулах, материальную мотивацию, включающая в себя различные виды материального поощрения в виде премий, ценных подарков и т. д., нематериальную мотивацию, основанную на признании коллективом, нематериальные поощрения в виде почетных грамот и званий, мотив самоутверждения — стремление индивида укрепить себя в обществе, социуме, мотив власти — стремление индивида влиять на окружающих его людей, процессуально-содержательный мотив — стремление индивида выполнять определенную деятельность, которая ему нравится, устойчивая мотивация — мотивация, основанная на нуждах человека, индивидуальная мотивация, групповая мотивация, познавательная мотивация и т. д.[5]
Разберем меры пособляющие завлечь студентов в научную деятельность, на примере инициатив, реализуемых в «Уфимский государственный авиационный технический университет». За формирование студенческой и молодежной науки в университете отвечает помощник проректора по научной работе. Организованы и благополучно функционируют «Совет молодых учёных УГАТУ» и «Студенческое научное общество УГАТУ». Все вместе они создают и реализуют предложения по мотивации студентов к научной работе. Естественно, что одной из самых действенных мер, является материальное поощрение студентов, аспирантов и молодых учёных. Оно может реализовываться через материальную помощь по итогам семестра либо ежемесячной премией за особые заслуги. Имеются и дополнительные повышенные внутривузовские стипендии, выплачиваемые сверх обычной ежесеместровой (награждается до 10 % студентов университета, обучающихся на бюджетной основе).
Научно-исследовательская деятельность подразумевает участие в всевозможных конкурсах и грантах, часть средств которых направлено на поощрение грантополучателя. Среди таких программ следует отметить «У.М.Н.И.К.» (рассчитана на 2 года с финансированием 360 000 рублей в год). Студенты, систематично занимающиеся и разрабатывающие свои проекты при помощи консультантов из числа профессорско-преподавательского состава, имеют возможность участвовать в разнообразных молодёжных форумах , где есть шанс выиграть грант на исполнение своей научной разработки для дальнейшего её внедрения в производство.
Взаимная интеграция науки, бизнеса и производства является существенной целью НИОКР. Руководство ВУЗа поощряет организацию малых инновационных предприятий на своей базе, обеспечивая поддержку административно-информационными и материально-техническими ресурсами. В настоящее время в УГАТУ работают несколько предприятий, где активно сотрудничают студенты и преподаватели. Весьма успешные разработки имеют шанс получить дальнейшее исполнение уже на базе бизнес-инкубаторов или технопарков. Ещё одним типом возможного источника материального поощрения является привлечение студентов к выполнению хоздоговорных работ в форме научно-исследовательской работы. Этот подход дозволяет студентам использовать на практике приобретенные теоретические знания; получить опыт настоящей инженерно-конструкторской деятельности; пройти производственную или преддипломную практику. Значительную роль в материальном поощрении студентов за научную деятельность является организация бесплатных экскурсионных поездок в различные регионы России, в том числе и Черноморское побережье.
Подъём по карьерной лестнице естественное желание каждого гражданина (в том числе, и начинающего исследователя). Занятие научно-исследовательской работой уже в студенческие годы позволяет в будущем рассчитывать на бюджетное место в аспирантуре (защита диссертации и получение учёной степени кандидата наук), что будет основным плюсом при получении желаемой должности. Прикладное значение занятия наукой заключается в том, что при стабильном участии в всевозможных конкурсах, конференциях, олимпиадах и молодёжных форумах у студентов, во-первых, естественным образом пополняется портфолио; во-вторых, возрастает круг полезных знакомств (причём на межрегиональном уровне); в-третьих, улучшаются навыки работы с различного рода документацией (заявки, положения и т.д.).
Рекомендации к членству в разнообразные молодёжные организации (не только научные) является одной из мер нематериального поощрения студентов к привлечению их к исследовательской деятельности. Региональные молодёжные правительства и парламенты, общественные палаты, профессиональные сообщества и прочие общественные объединения систематично проводят набор в свой состав представителей одаренной молодёжи, в том числе активно занимающихся научной деятельностью. Членство в таких организациях приносит возможность выносить на рассмотрение общественности и власти исполнение своих научных разработок для настоящего сектора экономики с последующей их коммерциализацией. Следующей мерой нематериального стимулирования является рекомендации в различные кадровые запасы и управленческие школы.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Питер, 2013. — 65 с.
Маккензи Р.А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. М.; 1993. — 239 с.
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
Васильев И. А. Научно-исследовательская деятельность студентов: диагностика проблем // Мониторинг. 2015. № 6(130). С. 164-169.]
Гурова Н.А. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(47). – Новосибирск: СибАК, 2014.