В современной школе педагог-психолог – важнейший специалист, способствующей выстраиванию адекватных взаимоотношений между всеми участниками образовательно процесса. В функциональные обязанности специалиста входит работа с учащимися, педагогами и администрацией, а также с родителями. Несомненно, педагог-психолог способен помочь родителям и детям выстроить позитивные отношения, найти общий язык, что особенно актуально в отношении детей подросткового возраста, так как этот возраст характеризуется повышенной конфликтностью, возбудимостью и противоречивостью, что, безусловно, влияет на характер детско-родительских отношении. В этом возрасте особое внимание стоит уделять развитию эмоциональной сферы, так как подростки чаще всего сталкиваются с тем, что им сложно понимать, контролировать свои эмоции, а также выстраивать отношения с другими людьми.
В данной статье мы рассмотрим особенности просвещения родителей по вопросу развития эмоционального интеллекта подростков.
Работа с родителями – один из важнейших пластов в деятельности педагога-психолога в школе, включающий в себя, как консультативную деятельность, так и элемент просвещения[5]. Специфика общения педагога-психолога с родителями подростков состоит в том, что взрослые, как правило, не понимают перемен, которые происходят в их ребенке. Так как подростковый возраст характеризуется большими изменениями, затрагивающими все сферы личности, ранее понятный, послушный и добрый ребенок становится неизвестным «соседом». Большинство родителей отмечает, что их ребенок «неожиданно» закрылся от них, проявляет агрессию и не желает выполнять требования. Многие также отмечают, что ранее спокойный подросток становится чрезмерно эмоциональным, плаксивым или же, наоборот, будто бы теряет все чувства.
Для наибольшего погружения в проблему необходимо отметить специфику эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Неадекватность в оценке ситуации и выбор деструктивных способов реагирования (агрессия, слезы, истерика), повышенная возбудимость, сложности в идентификации своих чувств и чувств партнеров по общению – все это непосредственным образом влияние на поведение подростка[1]. В данный период, по нашему мнению, особенно важно проводить работу по развитию эмоционального интеллекта. Изучением данного феномена занимались многие ученые, одними из первых начали работу ученые Дж.Майер[6] и П.Сэловей[6], отмечавшие важность данного конструкта в развитии личности, наряду с развитием общего интеллекта. Эмоциональный интеллект включает в себя способности к осознанию, понимаю своих эмоций и эмоций окружающих в процессе общения, а также контролю эмоциональных состояний [6].
Одной из особенностей общения в подростковом возрасте является смена приоритета взаимодействия с родителями на общение со сверстниками, так как дети в этом возрасте склонны к потребности в неформальном общении, которая нередко не реализуется. Неудовлетворенность общения с родителями также может негативно влиять на поведение подростка, вплоть до появления девиационных тенденций[2]. Одним из факторов профилактики девиантного поведения можно считать эмоционально-доверительное общение подростка с родителем период эмансипации [4]. Именно поэтому необходимо уделять внимание возможности развития эмоционального интеллекта подростков родителями.
При проведении работы по просвещению важно грамотно сочетать теоретическую и практическую форму представления информации. Так как помимо знаний о специфике подросткового возраста и взаимодействия подростков с родителями, необходимо сформировать у родителей умение общаться с повзрослевшим ребенком.
Исходя из этого, мы предлагаем рассмотреть следующие рекомендации педагогу-психологу в плане организации просвещения родителей. Во-первых, педагогу-психологу важно грамотно организовать саму встречу с родителями, это можно реализовать на собраниях или же предложить проведение «Школы для родителей». Во-вторых, стоит отметить, что стиль взаимодействия для данного формата встреч подойдет неформальный, доверительный, так как для приобретения навыков развития эмоционального интеллекта родителям необходимо самим уметь слушать и понимать свои эмоциональные состояния. В-третьих, как мы отмечали ранее, важно грамотно сочетать теоретический материал и практику. Важным этапом будет проведения информирования родителей об особенностях подросткового возраста, специфики общения, а также предоставление общей информации об эмоциональном интеллекте и способах его развития. Развитие эмоционального интеллекта подростка, выполняемое родителями, не может нести в себе академический, обучающий характер взаимодействия родителя и ребенка. Необходимо сформировать такую атмосферу в семье, когда развитие эмоциональной сферы ребенка будет происходить как бы «само собой». Другими словами, важнейшим элементом будет именно трансляция адекватного поведения родителями, выражением ими чувств, использованием конструктивных способов выражения эмоций.
Немаловажным этапом в работе будет являться приобретение родителями навыков выражения эмоций, взаимодействия со сложным подростком. Здесь особенно актуальным будет проведение тренингов и разбор конкретных ситуаций с поиском решения. Групповая работа родителей, как ожидается, будет способствовать наибольшему раскрытию участников, так как нахождение в группе дает возможность почувствовать, что объективно большая часть родителей сталкивается с подобными проблемами. Основным методом, которому необходимо обучить родителей подростков, на наш взгляд, является активное слушание, способствующее возможности подростка поделиться своими чувствами со слушающим, внимательным родителем [3]
Таким образом, родители с помощью педагога-психолога также могут участвовать в развитии эмоционального интеллекта своих детей. Роль же специалиста в этом случае помочь родителям с помощью просвещения и тренингов использовать потенциал доверительных детско-родительских отношений в развитии эмоциональной сферы подростка.
Литература
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000,- 624с.
Бандура, А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М.:2000. – 284 с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.:ЧеРо, 2004. — 240 с.
Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие. – СПб.: Питер. 2004. - 480 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.,1995.
Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence, 1993. P. 433— 442.