СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ КОМПАНИИ «МЕГАФОН» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ КОМПАНИИ «МЕГАФОН»

Зеленский М.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Орловский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время, в период перехода экономики к рыночным отношениям, усиливается обособленность экономических субъектов, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает роль финансовой устойчивости предприятий. Все это в значительной степени увеличивает роль стратегического финансового анализа их состояния.

Эффективная деятельность компании в долгосрочном периоде, обеспечение высоких темпов его производства и повышения уровня конкурентоспособности в условиях рыночной экономики наиболее зависимы от уровня стратегического управления его финансовой деятельностью. Этот процесс осуществляется на всех стадиях жизненного цикла предприятия от момента его рождения до момента его ликвидации как самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Стратегический финансовый анализ представляет собой процесс изучения влияния факторов внешней и внутренней среды на эффективность реализации финансовой деятельности предприятия с целью определения особенностей и возможных направлений ее развития в перспективном периоде.

Главная цель стратегического финансового анализа заключается в оценке центральных воздействий на современное и будущее положение компании и изучение их специфического влияния на стратегический выбор.

Актуальность данной темы обусловлена рядом условий, главным из которых выступает интенсивность изменений факторов внешней финансовой среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, непосредственно зависящих от финансовой деятельностью компании, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового рынка, постоянность изменения государственной экономической политики и форм регулирования финансовой деятельности не дает возможности эффективно осуществлять управление финансами предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента.

Публичное акционерное общество «МегаФон» основано в августе 2001 года. Компания и её дочерние предприятия оказывают услуги во всех субъектах Российской Федерации, а также в республиках Южная Осетия, Абхазия и Таджикистан. Акции ПАО «Мегафон» дотируются на Московской бирже с 2012 года. «МегаФон» предоставляет своим клиентам обширный спектр цифровых услуг и мобильных приложений, финансовых услуг и услуг электронной коммерции, а также конвергентных ИТ-решений в сфере системной интеграции. Являясь лидирующей телекоммуникационной компанией, работающей на быстроразвивающихся рынках, главной первостепенной задачей ПАО «МегаФон» является необходимость поддерживания достаточного объема ресурсов и уровня гибкости, чтобы достигать операционных и финансовых целей.

Основная цель компании – способствовать росту дохода от клиента на протяжении всей истории его взаимоотношения с «МегаФоном» за счет предложения лучших, полезных и охватывающих все аспекты жизни абонента услуг.

Изучим воздействия на финансовую деятельность ПАО «МегаФон» различных факторов и состояния среды его функционирования. В связи с содержанием направлений и объектов стратегического финансового анализа цель его проведения состоит в изучении финансовой среды функционирования ПАО «МегаФон».

По данным PEST – анализа, представленного в таблице 1, можно увидеть, что из политических факторов макровооружения значительное влияние оказывают повышение налогов и ограничения импорта, что неблагоприятно сказывается на развитии компании. Сложившаяся экономическая обстановка также не способствует расширению бизнеса. Но благодаря изменению предпочтений потребителей и большой спрос на мобильные технологии возможно расширение деятельности ПАО «МегаФон».

Таблица 7 – PEST - анализ ПАО «МегаФон»

Факторы макровооружения

Влияние факторов

Политические

1. Повышение налогов.

2. Количественные и качественные ограничения на импорт.

3. Принятие новых законов в области коммуникаций, неблагоприятно сказывающихся на деятельности компании.

4. Влияние профсоюзов на деятельность компании.

Экономические

1. Экономический кризис и снижение доходов населения.

2. Значительные колебания курса валют.

3. Высокий уровень безработицы.

4. Высокий уровень инфляции.

5. Повышение цен на энергоресурсы.

Социальные

1. Изменение предпочтений потребителей в пользу продукции конкурентов.

2. Низкая социальная мобильность населения.

3. Изменение образа жизни потребителей, влекущая большой спрос на услуги сотовой связи и телекоммуникаций.

4. Высокая текучесть кадров.

Технологические

1. Быстрое развитие технологий.

2. Низкая степень доступа большого числа населения из-за высокой стоимости технологических ресурсов.

3. Высокие затраты на новые технологии.

По данным SWOT-анализ, представленного в таблице 2, исследуемая компания использует свои внутренние сильные стороны. Слабые стороны компании не являются её уязвимыми местами в конкуренции. Из стратегических соображений необходимо применить инновационные технологии для снижения издержек на обслуживание сети, что снизит цены на услуги и тем самым привлечет новых клиентов. Большая доля на рынке связи, большой спрос потребителей, разнообразные тарифные планы, широкая зона обслуживания дают компании реальные шансы на успех. Но менеджера должно беспокоить перенасыщение рынка, в связи с которым становится трудно привлечь новых абонентов. Необходимо привлечение новых абонентов путем выпуска выгодных для абонента тарифных планов.

Таблица 2 – SWOT - анализ для ПАО «МегаФон»

Стороны компании

Параметры сильных сторон компании

Параметры слабых сторон компании

 

Возможности:

развитие интернет-услуг позволит охватить большее количество абонентов;

выход на зарубежный рынок;

рост спроса на дополнительные услуги сотовой сети;

исчезновение с рынка связи услуг заменителей;

снижение цен на взаимодополняющие;

товары и услуги.

Угрозы:

перенасыщение рынка услугами сотовой связи;

появление новых законодательных актов, ограничивающих деятельность мобильных операторов;

ужесточение конкуренции между крупнейшими операторами;

отсутствие лояльных абонентов;

рост абонентской базы конкурентов.

Сильные стороны:

большая доля на рынке связи;

большой спрос потребителей за счет высокого качества услуг;

разнообразные тарифные планы;

широкая зона обслуживания;

хорошее финансовое состояние;

наличие свободных денежных средств;

большая зона покрытия.

Как воспользоваться возможностями?

использовать имеющиеся свободные денежные средства для развития интернет-покрытия в России;

разработать более гибкие тарифные планы для абонентов, выезжающих за границу, или часто использующих определенные сервисы, смс, интернет и другие;

выпускать взаимодополняющие товары и услуги по более низким ценам, чем у конкурентов.

Как нейтрализовать угрозы?

осваивать новые рынки;

бороться с конкурентами.

Слабые стороны:

большие издержки на обслуживания сети;

высокая цена услуг;

однородность рекламы для всех сегментов потребителей;

высокая текучесть кадров.

Что может помешать воспользоваться возможностями?

недостаток финансовых средств для выхода на зарубежный рынок из-за больших издержек на обслуживание сети;

конкуренция на зарубежных рынках;

снижение цен на взаимодополняющие товары и услуги из-за больших издержек на обслуживание сети.

Самые большие опасности для компании:

недостаток сотрудников из-за высокой текучести кадров;

уход абонентов к другим операторам сотовой связи в связи с высокой ценой услуг.

Далее проведем SNW-анализ ПАО «МегаФон». Для этого выделим сильные, слабые и нейтральные стороны рассматриваемой компании.

К сильным параметрам можно относятся:

обучение персонала;

условия труда;

мотивация и стимулирование персонала;

информационное обеспечение»

организационная структура предприятия;

территориальное расположение;

ценовая политика;

стратегия развития предприятия и т. д.

К нейтральным сторонам относятся следующие позиции:

текучесть кадров;

квалификация персонала;

социальный пакет;

ассортимент выпускаемой продукции;

заработанная плата.

К слабым сторонам относятся:

финансовая устойчивость предприятия;

зависимость от поставщиков.

Далее проведем анализ конкурентных сил в отрасли по Портеру, представленного в таблице 3. можно сделать вывод, что угроза возникновения на рынке сотовой связи сильных новых конкурентов существует, но крайне слабая, так как компания является одним из крупнейших операторов сотовой связи России по объему выручки и количеству абонентов. Вероятность появления товаров-субститутов, представляющих реальную угрозу сотовой связи также крайне мала. При предоставлении конкурентами услуг сотовой связи по более низким ценам, абоненты сразу переходят на их услуги, поэтому «МегаФон» предоставляет услуги сотовой связи по более низким ценам, чем у конкурентов. Так как ПАО Мегафон является одним из крупнейших операторов сотовой связи России по объему выручки и количеству абонентов, то компания имеет только одного серьезного конкурента.

Параметр

Значение

Описание

Направления работ

Угроза со стороны товаров-заменителей

Слабый

У мобильных сетей и Интернета в настоящее время не существует товаров-заменителей с таким же качеством.

Повышать качество и снижать цену предоставляемых услуг.

Угрозы внутриотраслевой конкуренции

Средний

Рынок мобильных сетей характеризуется средним уровнем насыщения, высокими темпами роста, продукция на рынке унифицирована по основным качествам, но отличается по дополнительным достоинствам, есть условия роста цен только в целях покрытия роста затрат.

Компании нужно прикладывать больше усилий для удерживания своих позиций на рынке. Основная задача компании - достигать как можно большего результата имеющимися ресурсами.

Угроза со стороны новых конкурентов

Средний

Низкая вероятность появления новых сильных игроков. На данном рынке уже существует несколько сильных игроков, которые держат большую часть рынка. Но в тоже время данный рынок характеризуется высокими темпами роста и отсутствием ограничений со стороны государства.

В целях поддержки существующего уровня следует осуществлять постоянное наблюдение за предложением конкурентов и появлением новых игроков.

Угроза потери текущих клиентов

Высокий

Объем продаж компании равномерно распределен между всеми клиентами. Услуги компании частично уникальны, есть отличительные характеристики, важные для клиентов. Покупатель всегда будет переключаться на услуги конкурентов с более низкой ценой на тарифы.

Необходимо выпускать более дешёвые и разнообразные тарифные планы, чем у конкурентов.

Угрозы для компании со стороны поставщиков

Слабый

Стабильность со стороны поставщиков

Сохранение стабильных отношений с поставщиками.

Таким образом, был проведен стратегический финансовый анализ ПАО «МегаФон» с использованием четырех методов. Удалось рассмотреть и оценить центральные воздействия на современное и будущее положение ПАО «МегаФон» на рынке и определить их специфическое влияния на стратегический выбор компании. Факторы макровооружения в большей степени оказывают негативное влияние на развитие исследуемой организации. Компании необходимо использовать ее сильные стороны и возможности, чтобы нейтрализовать угрозы. На товарном ранке ПАО «МегаФон» занимает лидирующие позиции и имеет слабые угрозы со стороны конкурентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бурлачков В. К. Финансы: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. А. Слепова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 336 с.

2. Васильева Л. С. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.С. Васильева. — М.: КноРус, 2019. — 273 с.

3. Герасимова В. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / В.Д. Герасимова, Л. Р. Туктарова, О. А. Черняева. — М.: КноРус, 2018. — 505 с.

4. Давыденко И. Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / И. Г. Давыденко. — М: КноРус, 2019. — 374 с.

5. Камышанов П. И. Финансовый и управленческий учет и анализ: учебник / П. И. Камышанов, А. П. Камышанов. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 592 с.

6. Киселева Н. П. Методология статистического анализа конъюнктуры финансового рынка: монография / Н. П. Киселева, О. Г. Третьякова. — М.: КноРус, 2019. — 185 с.

7. Косова Л. Н. Методы стратегического анализа хозяйственной деятельности организации: учебное пособие / Л. Н. Косова. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2018. — 78 с.

Просмотров работы: 1721