Опыт различных государств в сфере инвестирования позволяет нам выделить список наиболее оптимальных критериев, характеризующих успешный инвестиционный рынок. Базовыми критериями характеристики инвестиционного рынка являются: размеры и степень развитости местного рынка; наличие природных ресурсов и географическое положение страны; доступность рабочей силы; валютные риски; защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика инфраструктура и услуги.
На примере этих критериев выделяем проблемы, препятствующие успешному инвестированию в России. Притоку национального и иностранного капитала в инвестиционную сферу существенно мешает постоянные политические конфликты, нестабильный уровень инфляции, неточность законодательства в отношении инвестиционной деятельности, недостаточная развитость сферы производства, отсутствие необходимой информации.
Рассмотрим инвестиционную ситуацию на сегодняшний день. Российская Федерация в течении 3 лет, начиная с 2014 г. перестала входить в число 25 самых привлекательных для инвестиций стран, лидером списка инвестиционной привлекательности стали США, Китай и Великобритания. В 2016 г. уровень прямых иностранных инвестиций снизился более чем в 3 раза, причем существенная часть денег была направлена в экономику в первом полугодии. Во втором полугодии инвесторы начали быстрый вывод денег обратно. С учетом этого можно сделать вывод о том, что инвесторы сократили число крупных прибыльных проектов, наиболее привлекательных для крупных капиталовложений. И несмотря на то, что внутри страны есть интересные проекты, они зачастую небольшие, либо не настолько крупные, чтобы привлекать инвесторов со всего мира. Для увеличения доли инвестиционной привлекательности и приобретения финансовых средств для проектов на территории России нужно вести четко организованную формально продуманную инвестиционную политику, направить взгляд инвесторов, на наиболее выгодные регионы страны.
Согласно статистики, размер инвестиций, привлекаемых в Российскую экономику, растет, даже несмотря на отрицательный эффект от введения экономических санкций. Вопреки ожиданиям экспертов, в 2017 году был отмечен бурный рост инвестиций на несколько процентов. Данную аномалию связывают с реализацией таких крупных проектов, как строительство Крымского моста и проведение чемпионата мира по футболу. Прошлый год отметился быстрым ростом инвестиций в:
- Пищевую промышленность
- Индустрию и производство химических продуктов;
- Добычу полезных ископаемых;
- Сельское хозяйство, охоту и рыболовство.
За исследуемый период времени, прямые иностранные инвестиции в отечественную экономику падали. Так, если на 2016 год их объем составлял 32539 млн. дол. США, то уже в 2018 году их сумма составила 1996 млн. дол. США, что в процентном соотношении составило 94,16 %. Великобритания, Сингапур, Швейцария — основные страны-инвесторы в Российскую экономику.
Инвестиционная политика служит не только для увеличения финансового потенциала страны, но и для улучшения уровня жизни, создания новых рабочих мест, а также для развития производства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Возникает необходимость в более тесном сотрудничестве между сектором бизнеса и государства. Государственно-частное партнерство является одним из основных направлений развития инвестиционной деятельности. В такой ситуации государство играет роль партнера, обладающего средствами и властью, а использование частного капитала позволяет органам власти решать стратегические экономические вопросы региона или муниципалитета без дополнительных расходов бюджета, а также повышает его конкурентоспособность.
- Необходимо создать определенную характеристику для всех регионов государства, чтобы сделать их более привлекательными для инвесторов. Примером такой характеристики служат города специальность которых: курортная деятельность, туристический бизнес, историческая составляющая и производственная.
- Создать комплекс мер по снижению инвестиционного риска во всех регионах РФ и страны в целом.
- Активно внедрять инновации и новые технологии, развивать инновационную деятельность в экономике.
- Создать хорошо функционирующую систему мер государственного влияния на инвестиционную привлекательность отдельных регионов с учетом их определенных отличительных черт данных регионов. Разделение экономических инструментов и стимулов для увеличения инвестиционной привлекательности муниципальных образований, способствует более эффективному направлению и перераспределению средств для инвестирования, в том числе и бюджетные средства, предназначенные для развития экономики любого выбранного региона, что является одной из основных экономико-политических функций региональных властей.
- Необходимо создать в ряде регионов зоны специального экономического статуса, в деятельность которых будут вовлекаться отечественные и зарубежные инвесторы с целью быстрого развития. На данный момент создание свободных экономических зон, т.е. территорий с льготным режимом налогообложения и технополисов - районов специализирующихся на развитии в технологиях и внедрении новых разработок в различных областях в регионах, имеющих высокий интеллектуальный потенциал и хорошее инфраструктурное обустройство.
Выделяют несколько групп воздействия на частные инвестиционные решения: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе в основном относятся инструменты, которые создают общеэкономический климат инвестиций: изменение процентной ставки, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.
Основными инструментами микроэкономического управления инвестициями являются меры, напрямую воздействующие на объемы фондов, которые остаются в руках предприятия. Амортизационный фонд и прибыль — основные источники финансирования внутренних инвестиций
На основе анализа, делаем вывод, что инвестиционный рынок к концу 2018 года имел определенные трудности, которые связаны с внешнеэкономической и внешнеполитической ситуацией в мире и участии в ней России. В связи с этим для успешного вливания новых инвестиций России нужно внедрить следующий комплекс мер:
- совершенствование законодательства;
- разработка новых способов привлечения инвесторов и защиты их экономических интересов;
- модернизация инструментов управления финансовым рынком;
- предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции на фондовом рынке;
- формирование положительной репутации российской фондовой биржи.
Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод о важности механизма привлечения масштабных инвестиций, соблюдения и реализации принципов корпоративного управления.
Список использованной литературы:
1. Азатян М. О. Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций в РФ [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 10-14. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11698/ (дата обращения: 11.12.2019).
2. Ковальчук М. В., Коновалов А. В., Пенкина А. М. Инвестиции в Российской Федерации: проблемы и тенденции развития // Молодой ученый. — 2019. — №43. — С. 172-175. — URL https://moluch.ru/archive/281/63266/ (дата обращения: 11.12.2019).
3. Митчина Т. Е., Курлова А. С. Инвестиционная деятельность в России // Молодой ученый. — 2019. — №47. — С. 222-224. — URL https://moluch.ru/archive/285/64304/ (дата обращения: 11.12.2019).
4. Рысухина Д. В., Коровин В. Е. Современные проблемы повышения инвестиционной привлекательности российской экономики // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/archive/112/28843/ (дата обращения: 11.12.2019).
5. Унгаева И. Ю., Базаров Б. Ю. Инвестиционный климат — ключ к развитию страны // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 124-126. — URL https://moluch.ru/archive/252/57865/ (дата обращения: 11.12.2019).