На сегодняшний день сложно представить предпринимательскую деятельность, в которой нет места коммерческим структурам. Для обеспечения продаж товаров, коммерческие предприятия проводят исследования рынка, запускают рекламу, заключают договора с посредниками, банками и так далее. Однако, наиболее большие возможности предприятий открываются на выставках.
Выставочная деятельность в современных условиях осуществляется в форме выставок и ярмарок. Выставки представляют собой регулярно организуемые рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, на которых экспоненты представляют свои товары и услуги и реализуют их на основе выставочных образцов. В пределах выставки экспоненты выдвигают предложения товаров и услуг, стремясь проинформировать потенциальный клиентов о компании и ее продукции.
Рисунок 1 – Отличительные черты выставок
Согласно другому определению, выставка является одних из комплексных мероприятий по продвижению продукта, в котором заранее известно количество участников, срок и место проведения. В процессе выставочной деятельности не только представляют товары и услуги, а также заключают договора о продаже, сотрудничестве, партнерстве.
Однако, в наше время существует иная форма проведения выставок, в результате которой продажа товара осуществляется непосредственно в магазине или другой месте продаж.
Нельзя не отметить, что выставки, также являются, хорошим местом проведения опросов и исследований, которые включают в себя ряд задач (рисунок 2).
Рисунок 2 – Задачи маркетинговых исследований
Согласно статистическим данным, выделяют ряд целей, которые экспоненты и покупатели ставят перед собой, когда принимают участие в выставках (таблица 1).
Таблица 1 – Цели участия в выставочной деятельности
Установление новых деловых контактов |
53% |
Информация о новой продукции, тенденциях, системах, ценах |
44% |
Информация о продукции, системах, областях применения |
34% |
Поддержание имеющихся деловых контактов |
31% |
Переговоры о закупках |
28% |
Информация о ценах и условиях |
27% |
Дальнейшее обучение |
20% |
Сбор информации о конкурентах |
15% |
Завершающая покупка |
15% |
Первоначальная ориентация на рынке |
10% |
Что касается ярмарок, они представляют собой мероприятия, время проведения которых ограничено. На ярмарках экспоненты представляют, либо продают товары и услуги, а также распространяют информацию о своей компании и выпускаемой продукции. Как правило, сделки проходят в условиях острой конкуренции. Сделки на ярмарке осуществляются на реальный товар и проходят, как правило, в условиях острой конкуренции.
Следует выделить некоторые особенности ярмарок как одного из видов выставочной деятельности (рисунок 3).
Рисунок 3 – Главные особенности ярмарки
В результате сравнения выставок и ярмарок, можно утверждать, что провести какую-либо грань между данными понятиями достаточно сложно. Однако, следует заметить, что данные определения схожи друг с другом.
На современном этапе сложилась типология, которая использует определенные классификационные признаки выставок (таблица 2).
Таблица 2 – Классификация выставок
№ |
Классификационный признак |
Вид выставок |
1 |
Масштаб выставки |
Региональные |
Межрегиональные |
||
Национальные |
||
Международные |
||
2 |
По частоте проведения |
Периодические |
Ежегодные |
||
Сезонные |
||
3 |
По охвату отраслей |
Универсальные (общеотраслевые) |
Специализированные |
||
Многоотраслевые |
||
Отраслевые |
||
4 |
По составу посетителей |
С ограниченным составом посетителей |
Потребительские выставки |
||
Смешанные выставки |
||
5 |
По месту проведения |
Указываются конкретные города |
6 |
С коммерческих позиций |
Коммерческие |
Некоммерческие |
||
7 |
По времени функционирования |
Постоянное действующие |
Полугодие, год и более |
||
Временные – от двух недель до пяти месяцев |
||
Краткосрочные – от одного-пяти дней до двух недель |
||
8 |
По территориальному признаку |
Внутри страны |
За пределами страны |
||
9 |
По значимости для экономики |
Города/регионы/страны |
Национального значения – значимость для страны в целом |
||
Межрегионального значения – значимость для нескольких регионов страны |
||
Регионального значения – значимость только для одного региона страны |
||
Местного значения – значимость только для одного города или области |
||
10 |
Целевая направленность |
По осуществлению продаж/заказов |
Информационные/ознакомительные |
||
Проводимые в целом развитие коммуникации/контактов |
Результаты выставок для каждой из компаний могут быть абсолютно разными. Так, для одного предприятия она может оказаться результативной, для другой полностью провальной. Как показывает практика, только 60% экспонентов готовятся к выставкам и ярмаркам заблаговременно, в следствие чего добиваются поставленных целей.
Как мы говорили ранее, главными участниками выставочной деятельности являются экспоненты (производители) и посетители. Обычно посетителей делят на несколько разных групп (рисунок 4).
Рисунок 4 – Посетители выставки по отношению к экспонентам
Существует ряд параметров, по которому экспоненты выбирают эффективную ярмарку для посещения и участия. Подбор зависит в первую очередь от целей и задач, которые ставятся перед компанией на мероприятии.
Потенциальному экспоненту следует анализировать количественный и качественный состав посетителей выставки и ее байерский потенциал. Посетителю стоит обратить внимание на состав компаний-участников и заявленную экспозицию.
Чтобы понять, оправдывает выставка ожидания или нет, следует ответить на следующие вопросы:
Проходила ли выставка официальный аудит? Есть ли Свидетельство аудиторской проверки? Присвоены ли выставке почетные знаки UFI и РСВЯ?
Входит ли выставка в Общероссийский рейтинг выставок? Если да, какие места она занимает?
Проходила ли выставка аудит байерских возможностей посетителей выставки? На какую сумму по итогам прошлой выставки заключены контракты, в частности, по вашей товарной группе?
Патронируется ли данное мероприятие Торгово-промышленной палатой РФ?
Какие профессиональные ассоциации поддерживают выставку?
Как проходила рекламная кампания данной выставки?
Конечной целью участия в выставках и ярмарках является достижение определенных экономико–коммуникационных результатов посредством приобретения новых деловых клиентов и улучшения контактов с уже существующими партнерами.
Следует отметить, что результаты выставок будут формулироваться по-разному. Так, например на новых рынках цели могут ограничиваться презентацией компании и ее товаров, сбором информации о рынке, поиск новых покупателей, представителей и партнеров, и установление контактов с ними. На уже установившихся рынках продавцы добиваются увеличения объема продаж, развитие контактов с крупными покупателями и импортерами.
На основе конечной цели выводятся более конкретные, т.е. маркетинговые цели. Их сущность заключается в содействии достижению целей участия в конкретной выставке путем реализации эффективной маркетинговой деятельности. Из конечной цели выводятся более конкретные цели участия в выставке, в том числе маркетинговые цели.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что участие в выставках и ярмарках предоставляет компаниям огромные возможности для дальнейшей коммерческой деятельности. Выставки помогают привлечь большой поток клиентов в компанию, так как изначально представляют собой места для встреч поставщиков и потребителей. Участвуя в выставочной деятельности, предприятие создает вой образ у потенциальных и уже имеющихся клиентов, конкурентов и поставщиков. Следовательно, данные мероприятия являются и имиджевыми, поднимая престиж компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамс Р. Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 486 c.
Андрющенко В. И. Интенсификация деятельности в сфере выставочных технологий // Экономика и производство. - 2017. - N 2. - С. 46-48.
Борисова О.В. Бизнес-планирование деятельности предприятий торговли: Учебное пособие / О.В. Борисова. - М.: Академия, 2016. - 320 c.
Гусев Э. Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом: учеб.-метод. пособие. - М.: Дашков и Кш , 2016. - 514 с.
Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2016.
Лещенко М.И. Анализ финансового состояния и бизнес-план торговой организации потребительской кооперации: Учебное пособие / М.И. Лещенко. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 288 c.
Перепечко Л. Н. Анализ эффективности выставочной деятельности как составляющей части процесса трансфера технологий // Инновации. - 2008. - N 11. - С. 38-42.
Роль выставочной деятельности в бизнесе // [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=555387
Сафронова Н.Б. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. - М.:Дашков и К, 2017. - 296 с.
Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник / Б.Е. Токарев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2017. - 512 с.