Нормативная база и виды прокурорского надзора - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Нормативная база и виды прокурорского надзора

Фаткутдинова А.И. 1
1ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И.Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государственная власть в соответствии с Конституцией РФ состоит из трех самостоятельных ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Органы прокуратуры не относятся ни к одной из них. Положения, касающиеся прокуратуры, включены в ст.129 главы 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ. В ней определены только общие принципы организации системы органов прокуратуры, порядка и назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации и иных прокуроров, но ничего не сказано о функциях прокуратуры, ее положении в системе органов государственной власти и конкретных полномочиях. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. [7, c.41]

Таким образом, закрепление в Конституции Российской Федерации специального раздела «Судебная власть и прокуратура» доказывает, что прокуратура не является частью судебной власти, не принадлежит к судебной системе и, в то же время, занимает особое положение среди органов государственной власти Российской Федерации.

По мнению Абдулина Р.С., именно этот особый конституционный статус современной российской прокуратуры дает ему право:

1) осуществлять надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, взаимодействуя с законодательной властью участвовать в законодательном процессе и, тем самым, способствовать единообразному исполнению законов на территории Российской Федерации;

2) надзирать за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Такой надзор способствует осуществлению исполнительной власти в рамках закона;

3) используя свое право предоставленное Законом о прокуратуре, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов и, тем самым, оказывают содействие судебной власти в обеспечении правосудия. [7, c.43]

В ст. 15 Конституции РФ закреплен принцип законности, утверждающий всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, [1] пронизывает все стороны жизни, содержания и действия права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

Органом, осуществляющим законность и порядок в Российской Федерации, является Прокуратура Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Под прокурорским надзором понимается осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства [2], осуществляемая посредством выявления и своевременного устранения нарушений закона, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

При этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, [2] надзирают за соблюдением Конституции Российской Федерации и за исполнением российских законов.

Абдулин Р.С. сравнивал современный федеральный закон «О прокуратуре» и Положение о прокурорском надзоре 1995 года. Исходя из этого был сделан вывод, что прокурорский надзор не распространяется на граждан, как, например, это было по Положению о прокурорском надзоре от 24.05.1955г. и Законом о прокуратуре СССР 1979 г. В то же время при обнаружении в действиях граждан признаков преступления, прокурор может и должен вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. [7, c.44]

Согласно федеральному закону «О прокуратуре» прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации [2]. Это законодательное установление является главным отличием прокурорского надзора от иных видов контроля, именуемых в некоторых случаях надзором, и осуществляемых такими государственными органами, как Роспотребнадзор, ветеринарный, пожарный надзор и др.

Основными нормативно-правовыми актами, определяющими принципы организации, деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов являются Конституция Российской Федерации [1], а также Федеральный закон от 17.01.1992 года №2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2], Уголовно-процессуальный кодекс РФ, [3] Гражданский процессуальный кодекс РФ, [4] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, [5] Кодекс об административных правонарушениях, [6] международно-правовые акты, относящиеся к деятельности прокуратуры, Указы Президента Российской Федерации по вопросам деятельности прокуратуры, приказы, указания, распоряжения и инструкции Генерального прокурора РФ.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

Надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Надзор за исполнением законов судебными приставами;

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами. [2]

Сущность и назначение надзора за исполнением законов главным образом составляет надзор органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в сфере исполнительной власти. В этой сфере чаще всего допускается местничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений законов, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению этих нарушений. [7, c.36]

По мнению Воронина С.А, осуществляя надзор за исполнением законов в сфере исполнительной власти, органы прокуратуры тем самым способствуют выполнению задач, стоящих перед обществом и государством, по всемерному удовлетворению потребностей граждан, повышению их материального благосостояния, обеспечению их прав и законных интересов. Иначе говоря, «прокуроры, осуществляя свои полномочия в сфере общего надзора, решают вместе с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства». [8, c.435]

Согласно Гумерову Р.Р. и Халиуллиной А.С. важнейшим направлением прокурорского надзора в сфере исполнительной власти является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами. [9, c.121]

Соблюдение прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности, защите ее от произвола и беззакония. Оно проявляется в точном выполнении предписываемых законом правил, определяющих правовой статус личности в государстве. [9, c.120]

Надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие – одно из приоритетных направлений прокурорской деятельности, соответственно структурно организованное, имеющее необходимые подразделения на всех уровнях прокурорской системы.

Луговик В.Ф., Быков А.В., Захаров Е.В. выделяют проблему определения предмета надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Хотя ряд ученых рассматривали данный вопрос, но ее все еще нельзя назвать решенной. Именно данная проблема влечет превышение должностных полномочий сотрудниками прокуратуры в форме вмешательства в организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности, а также попытках незаконного привлечения оперуполномоченных и руководителей оперативных служб к административной ответственности.

Однако федеральный закон «О прокуратуре РФ» предметом надзора в данной отрасли определяет соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. [2]

Органы прокуратуры следят, чтобы оперативно-розыскная деятельность, выполняемые оперативные и оперативно-розыскные мероприятия проводились на основании и в соответствии с законодательством. Ни одно преступление не должно остаться не раскрытым и ни один преступник не должен оказаться не наказанным. Неуклонно должен соблюдаться порядок и сроки рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, и своевременно, в соответствии с законом, возбуждаться уголовные дела. [11]

Достижение названных задач зависит от неуклонного соблюдения работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов дознания и следователями требований Уголовно-процессуального кодекса и иных законов.

Особенности же данного вида надзора заключаются в том, что здесь прокурор имеет предусмотренные законом властные полномочия и вправе отменять принимаемые решения, давать обязательные указания, полномочия прокурора определяются не только и Федеральным законом «О прокуратуре РФ», но и также Уголовно-процессуальным кодексом и другими федеральными законами. [11]

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» выделен в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.

В данной отрасли предметом надзора являются законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. [2]

В предмет прокурорского надзора согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» входит соблюдение органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля, юридическими лицами Конституции РФ и исполнение ими законов, соответствие законам принимаемых этими субъектами правовых актов. [2]

Лапердин С.А. подчеркивал в своих трудах, что сущность прокурорского надзора заключается в обеспечении должного правового режима деятельности поднадзорных организаций. Работники прокуратуры РФ не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в хозяйственные споры между коммерческими структурами, участвовать в предпринимательской деятельности. [10]

Воронин С.А. в своих трудах писал: «Важно при этом иметь в виду, что основным направлением прокурорского надзора является проверка исполнения законов в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственного контроля, соответствие законам принимаемых ими правовых актов». [8, c.434] Однако, проверяя исполнение законов в деятельности указанных органов в той или иной сфере, прокурор при наличии сигналов вправе проверить и подконтрольные или подведомственные им организации.

Умышленное невыполнение поднадзорным органом либо должностным лицом требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет административную ответственность в соответствии со ст.17.7 КоАП РФ. [6]

Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности, а, следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры. Отсюда следует вывод о необходимости не просто сохранения, но и усиления надзорной функции прокуратуры. Функция надзора наиболее полно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Будучи ведущей и определяющей, данная функция оказывает значительное влияние на реализацию всех других функций прокуратуры.

Использованная литература

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1-ФЗ - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=330150&fld=134&dst=100109,0&rnd=0.302803562405374#06085768197807284.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2001. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // "Российская газета", N 220, 20.11.2002. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ , 29 июля 2002, № 30 - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

Абдулин Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. пос. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. - 354 с.

Воронин С.А. Надзорная функция прокуратуры (теоретический аспект) // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 5. - С. 433-438.

Гумеров Р.Р., Халиуллина А.С. Прокурорский надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. - 2016. - Режим доступа: http://csu.kz/pour/kalzhanov/u/.pdf

Лапердин С.А. Общий прокурорский надзор как вид надзора // Студенческий вестник: научный журнал. № 6(6). Часть 1. - М., Изд. «Интернаука», 2017. - С. 33-37.

Луговик В.Ф., Быков А.В., Захаров Е.В. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью в уголовно-исполнительной системе. - Москва: ФКУ НИИ ФСИН России, 2016. - 142 с.

Просмотров работы: 232