Использование интерактивных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Использование интерактивных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста

Савельева Н.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Использование интерактивных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальным, поскольку они позволяют активно вовлечь детей в учебный процесс, во взаимодействие как с педагогом, так и со сверстниками. Также они позволяют развивать высшие психические функции в удобной и интересной для детей игровой форме.

Интерактивные упражнения – это набор заданий, которые можно выполнять непосредственно в сети Интернет в режиме онлайн. Интерактивные упражнения являются электронными средствами учебного назначения. Рассмотрим их классификацию.

По решаемым педагогическим задачам электронные средства учебного назначения делятся на:

средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

По функциям и организации образовательного процесса:

информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

поисковые (каталоги, поисковые системы).

По типу информации:

электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией;

электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией;

электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией;

электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией;

электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

По формам применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе:

урочные;

внеурочные.

По форме взаимодействия с обучаемым:

технология асинхронного режима связи - “offline”;

технология синхронного режима связи “online”.

По области методического обеспечения:

обучающие, сообщающие знания, формирующие умения и навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения;

тренажеры, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала;

информационно-поисковые и справочные, направленные на сообщение сведений и формирование умений и навыков по систематизации знаний;

демонстрационные, визуализирующие изучаемые объекты, явления и процессы с целью их исследования и изучения;

имитационные, представляющие определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;

лабораторные, позволяющие проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;

моделирующие, позволяющие моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

расчетные, автоматизирующие различные расчеты и другие рутинные операции;

учебно-игровые, предназначенные для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме[2].

Отметим, что, исходя из вышеперечисленных классификаций электронных средств учебного назначения, интерактивные упражнения относятся как к тренажерам, так и к учебно-игровым электронным средствам учебного назначения, поскольку с их помощью можно отрабатывать различные умения, закреплять пройденный ранее учебный материал, а также создавать различные учебные ситуации игрового характера.

Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Он осваивает мир вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. Малыш активно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию[3].

Об изменении действий восприятия на протяжении дошкольного возраста можно судить, наблюдая за тем, как дети разных возрастных групп знакомятся с новыми для них предметами. Трехлетние дошкольники, когда им дают новый предмет и просят рассказать, какой он, определить, для чего он может служить, сразу же начинают действовать с предметом, манипулировать им. Попыток рассмотреть или ощупать предмет у них не наблюдается; на вопросы о том, каков предмет, дети не отвечают. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, часто переходя к манипулированию. при словесном описании они называют только отдельные части и признаки, не связывая их между собой. У детей пяти и шести лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. Только к семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Этим детям уже не нужно держать предмет в руках, они успешно описывают его свойства, пользуясь только зрительным восприятием[3].

Развитие восприятия рисунка в дошкольном возрасте происходит по трем направлениям: во-первых, формируется отношение к рисунку как к отображению действительности; во-вторых, развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; наконец, совершенствуется интерпретация рисунка, то есть понимание его содержания. Для дошкольника картинка скорее повторение действительности, особый ее вид, чем изображение. Дети часто предполагают, что нарисованные люди или предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие. Постепенно эти предположения “угасают” и дошкольники начинают понимать, какие свойства предметов могут быть изображены, а какие нет. На собственном они убеждаются в том, что с нарисованными предметами нельзя действовать так, как с реальными[3].

В среднем дошкольном возрасте дети усваивают связь рисунка и действительности. Они правильно определяют сравнительную величину знакомых предметов на перспективных изображениях, говорят, что многоэтажный дом больше одноэтажного. Однако дети еще не владеют нормами и правилами изобразительного искусства, в соответствии с которыми строится рисунок[3].

Восприятие рисунка сопряжено с развитием способности к его интерпретации. Интерпретация сюжетных рисунков, понимание изображенных на них ситуаций, событий зависят как от правильности восприятия, так и от характера изображенного сюжета - его сложности известности ребенку, доступности пониманию. Дети с выраженным интересом относятся к рисункам, пытаются осмыслить, что на них изображено. Это проявляется в рассуждениях по поводу нарисованного. Если сюжет рисунка близок ребенку, он может достаточно подробно о нем рассказать, если же недоступен - просто перечисляет отдельные предметы. Интерпретация рисунка зависит от сложности композиции. Младший дошкольник не может охватить и осмыслить композицию, включающую много фигур или предметов. В подобном случае он отвлекается от содержания и начинает фантазировать, исходя из доминирования в его восприятии какой-либо отдельной детали[3].

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. От выяснения наиболее простых связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию. К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях[3].

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками - словами, числами[3].

Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. При соответствующих условиях обучения оно становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления о соотношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и др. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важно для развития познавательных интересов ребенка[3].

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым к ним действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа) [3].

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок не ставит перед собой цели что-либо запомнить. Запоминание происходит независимо от его воли и осознания. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре. Однако непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала[3].

Воображение ребенка-дошкольника складывается в игре. На первых порах, в младшем дошкольном возрасте, оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Например, ребенок скачет верхом на палочке - в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса[3].

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения [Шаповаленко]. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста велико. Эльконин подчеркивал, что значение игры определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом [4]. Каково же влияние игры на развитие ребенка-дошкольника?

Развивается мотивационно-потребностная сфера. Формируются новые по содержанию социальные мотивы, в частности стремление к общественно значимой и оцениваемой деятельности. Возникает соподчинение, иерархия мотивов.

Развивается произвольность поведения. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания и произвольной памяти.

Развивается идеальный план сознания: стихийный переход от мышления в действиях к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию.

Развивается эмоциональная саморегуляция поведения ребенка.

Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, учебная деятельность, конструирование).

Игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания[4].

Опираясь на знания о закономерностях психического развития детей-дошкольников и их ведущую деятельность, мы можем создавать для работы с такими детьми интерактивные упражнения, при этом обращая внимание на возрастной контингент малышей и их индивидуальные особенности.

Приведем пример одного из таких упражнений, которое мы разработали с помощью веб-сервиса LearningApps.

Интерактивное упражнение “Где что растет?”

Упражнение направлено на развитие мышления ребенка, его способности к классификации и обобщению предметов. В данном задании необходимо распределить фрукты и овощи в зависимости от того, где они растут: на грядке или на дереве.

Алгоритм работы с данным упражнением:

Для того, чтобы начать выполнять упражнение, необходимо нажать ОК.

Далее появляется два поля: слева изображение грядок, справа плодовых деревьев. Картинки, которые необходимо классифицировать, появляются по центру.

Со стороны педагога ребенку необходимо дать инструкцию к выполнению задания: “Перед тобой картинки с изображением фруктов и овощей. Расставь их по группам на основании какого-то общего признака”.

Когда ребенок расположил картинки по группам, нажмите на галочку в правом нижнем углу экрана и вы увидите результат его работы. В случае, если ребенок выполнил задание правильно, карточки загорятся зеленым цветом и высветится слово похвалы. Если же наоборот, то карточки, которые расположены неверно, загорятся красным цветом и появится возможность исправить допущенную ошибку.

Таким образом, дошкольный возраст характеризуется пластичностью, гибкостью, восприимчивостью к внешним воздействиям. Социальная среда развития детей дошкольного возраста насыщена техническими средствами[1]. В связи с этим необходимо развитие компетентности педагогов в использовании электронных средств учебного назначения. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что интерактивные упражнения в условиях современной информационно-образовательной среды являются перспективными технологиями XXI века. Они способствуют не только всестороннему развитию детей, но и повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования[1].

Список литературы

Жбанникова О. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО в современных условиях [Электронный ресурс] / О.А. Жбанникова // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции “Воспитание и обучение детей младшего возраста”. Электрон. дан. - Научная электронная библиотека “КиберЛенинка”. - г. Ярославль, 2016г. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-doo-v-sovremennyh-usloviyah, свободный. Загл. с экрана.

Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб.-метод. пособие. Направления подгот. 44.03.01 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), уровень бакалавриата / А.В. Иванова, Т.А. Саркисян ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО - Югры “Сургут. гос. пед. ун-т”. - Сургут : РИО БУ “Сургутский государственный университет”, 2019. - 110, [1] с.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004. - 456 с.

Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2015. - 575 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

LearningApps - приложение web 2.0 для создания мультимедийных и интерактивных упражнений. Режим доступа: https://learningapps.org/

Просмотров работы: 227