Психологический профиль студентов бакалавриата направления подготовки "История". - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Психологический профиль студентов бакалавриата направления подготовки "История".

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Направление подготовки "История" – это классическое гуманитарное образование, которое дает возможность постичь прошлое человечества с древнейших времен до недавнего времени. Данному направлению характерны навыки эрудиции и самоорганизации, способность адекватно анализировать современное историческое пространство через опыт прошлого[1].Какие личные навыки, интересы и типы карьеры характерны для представителей исторических факультетов? Для этого рассмотрим результаты исследования психологических особенностей студентов старших курсов направления «История» с использованием программного обеспечения «Профориентатор» [4] и «Профкарьера»[2].

В исследовании приняло участие 36 человек, из них 16 девушек и 20 юношей, что представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Соотношение юношей и девушек в выборке испытуемых (чел., %)

Структура интересов («Профориентатор») представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – результаты тестирования по блоку «Интересы» (средние значения)

Основными интересами для историков являются «Наука» и «Искусство». Подобная система интересов характерна для исторических направлений подготовки, которые являются аналитическими, наукоёмкими типами профессий[1]. Преобладающим фактором является изучение научной и энциклопедической литературы, а также архивных материалов. Помимо этого присутствует развитое воображение и образное мышление. Чуть меньший показатель у шкалы«Природа», которую можно охарактеризовать как интерес к работе с природными объектами. Наблюдается низкий процент интереса к бизнесу, это не удивительно, так как обладатели этой специальности нацелены на научную и исследовательскую работу, а не на получение прибыли. «История» является гуманитарной специальностью, поэтому научные и образовательные интересы будут преобладать над экономическими.

Структура личности («Профориентатор») отражена на рисунке 2.

Рисунок 3 – результаты тестирования по блоку «Личность» (средние значения)

Для историков характерна самостоятельная, монотонная деятельность, требующая внимательности и аналитического труда. Именно этим обуславливается низкая активность. Высокий показатель имеется по шкале «Согласие», которая выражает склонность к сотрудничеству, к компромиссу. Сюда можем отнести заинтересованность историков в педагогической деятельности, которая требует подобных навыков. Присущ высокий уровень самоконтроля, который выражается в самоорганизации и усидчивости.

Со структурой интеллекта («Профориентатор») можно познакомиться на рисунке 4.

Рисунок 4 – результаты тестирования по блоку «Интеллект» (средние значения)

Ожидаемой особенностью студентов-историков является высокий уровень эрудиции(72%), что характерно для профессий, связанных с интеллектуальной деятельностью. Характерна начитанность, которая способствует большому объему словарного запаса, а значит высокому уровню лексики и умению грамотно вести диалог с аудиторией. Способность логически мыслить и абстрактно представлять события, высокий уровень самоконтроля, умение концентрироваться на выполнении определенного вида заданий также свойственны студентам исторического направления.

В целом, на первом курсе ключевыми психологическими особенностями студентов-историков являются ярко-выраженная тяга к науке, высокая эрудиция, самоорганизация, эмоциональная саморегуляция, высокий интеллект, но низкая активность, характерная для данного типа профессии.

Историк участвует в поиске информации для исследований, не только в архивах, хранилищах, музеях, но и во время археологических раскопок, этнографических экспедиций, зарубежных командировок. Исследуя источники, он определяет их авторов, даты создания, анализирует содержание. Этот наблюдательный специалист устанавливает связи между уже известными данными и добытыми им сведениями. Выпускники, не связавшие себя с такого рода деятельностью, находят себя в педагогической сфере. Скорее всего, такие выпускники будут отличаться коммуникативными навыками, как и другие обладатели гуманитарных профессий.

Психодиагностический комплекс «Профкарьера» проводится на старших курсах, позволяет прогнозировать дальнейший профессиональный и карьерный рост, помогает определить путь студента после окончания высшего учебного заведения[4], выявить особенности мотивации испытуемых, а также их определённые характеристики, которые они могли бы проработать и развить.

Высокий процент творческой свободы показал желание к самобытности и исключительности выбранной профессии, что отображено на рисунке 5. Также преобладает важный аспект ответственности и кропотливости в подходе к выполнению поручений. Что касается активной целеустремленности, то низкие показатели могут быть свойственны для профессий интеллектуальной и образовательной сферы.

Рисунок 5- результаты тестирования по блоку «Жизненные установки» ( средние значения)

Что касается мотивации и тренингов, то исследование показывает, что испытуемые обладают высоким уровнем саморазвития и самопознания (рисунок 6) . Для них важен творческий интерес и коммуникативные навыки. Достаточно интересным является соотношение интеллектуального развития и эрудиции, первый показатель занимает практически предпоследнюю позицию, тогда как второй является одним из развитых навыков студентов-историков. Возможно, это связано с личной мотивацией в обучении, в котором нужно проявить фантазию и изобретательность, глубокий подход к делу, профессионализм и готовность прикладывать творческие усилия.

Рисунок 6 – результаты тестирования по блоку «Тренинговые программы» (средние значения)

Анализируя профессиональные интересы( рисунок 7), отметим, что желание к карьерному росту не развито, есть отдача и энтузиазм в выбранном направлении подготовки. В таком случае предполагается глубокая специализация в каком-то одном направлении или овладение знаниями и навыками из ближайших областей( Этнология, Археология и т.д.) Вторые по важности показатели «Предприниматель» и «Функционалист» говорят о нежелании заниматься какой-либо экономической и предпринимательской деятельностью на данный момент, но не исключают эту деятельность в будущем. Самый низкий показатель выражает незаинтересованность в административной деятельности, скорее всего испытуемым будет интересна творческая сфера деятельности.

Рисунок 7- результаты тестирования по блоку «Профессиональные интересы» ( средние значения).

У респондентов в блоке «Мотивация» выражены шкалы «Интерес», «Творчество», «Комфорт», что говорит о желании заниматься интересной творческой работой, но при этом делается акцент на нормированном рабочем дне и комфортном рабочем месте. Высокие показатели творчества говорят о потребности в самореализации и самовыражении. Возможно, стоит взять инициативу в реализации какого-то собственного проекта. Низкие показатели по шкале «Престиж» говорят о нежелании работы в каких-то крупных центрах, о стремлении к самостоятельной и независимой работе. Большинству характерна интроверсия, поэтому им не присущ корпоративный духи желание работать в большом коллективе.

Рисунок 8- результаты тестирования по блоку «Мотивация» (средние значения).

Изучение блока «Личность» даёт понять, что на данный момент респондентам рекомендуется работа, не связанная с большим трудовым коллективом, не требующая кардинальной смены деятельности. Такие люди проявляют себя в качестве хороших подчиненных и советчиков, если берутся за важное дело, то изучают его тщательно без поверхностного рассмотрения. Может наступить состояние стресса при смене места работы с долгим приспособлением к новому коллективу. Высокий показатель развитой интуиции говорит о нежелании заниматься одним и тем же делом, неинтересная работа быстро приедается и надоедает. Обладают правильными стратегиями развития, новыми идеями, которые помогут реализовать какие-то проекты, но при этом не являются инициаторами и организаторами. Для них немаловажным является социальная адаптация, возможно, в своей научной среде.

Рисунок 9- результаты тестировании по блоку «Личность» (средние значения)

Рассмотрение результатов по блоку «Типы карьеры» ( рисунок 10) поможет спрогнозировать будущую карьеру респондентов, обратить их внимание на определённую сферу.

Рисунок 10- результаты тестирования по блоку «Типы карьеры» (средние значения).

По материалам исследования лидируют статический и профессиональный типы карьеры. От работы студенты-историки стараются получить стабильность, безопасность и определённость в собственном будущем. Стремление к карьерному росту не развито, важен интерес к работе и комфортное ощущение себя в ней, удобная и стабильная обстановка на работе, хорошие условия труда, определенность и уверенность в будущем, интересная и увлекательная работа, возможность творчески реализовывать себя. Данный тип карьеры указывает на неготовность работать в условиях повышенного риска. Предпринимательский тип имеет низкие показатели и подтверждается незаинтересованностью в сфере бизнеса.

В целом, проведенное исследование показало, что респонденты стремятся быть специалистами в своей области, ориентированы на свои интересы, обладают развитой эрудицией(72%), мотивированы (83%), стремятся к творческой и стабильной работе, не нацелены на материальные ценности. Результаты психологических особенностей испытуемых соответствуют выбранному направлению подготовки. Можно отметить, что у студентов старших курсов с процессом обучения сформировались определенные профессиональные интересы.

Список литературы

Коньков Д.С. Цели и ценности исторического образования. //Вестник Томского государственного университета, 2008. - № 299. – С. 83- 87.

Методическое пособие по комплексу «Профкарьера».

Методическое пособие по комплексу «Профориентатор»

Мищенко В.А. Роль компьютерного тестового комплекса «Профориентатор» в формировании профессиональной мобильности студентов// Вестник Югорского государственного университета, 2015. - № 32. – С. 29-32.

Шмелев А.Г. Персоплан – психотехнический инструмент жизненного выбора. – В кн. Lifeline и другие. Новые методы психологии жизненного пути. Под ред. А.А.Кроника. – М: Прогресс, 1993, с.96-106.

Шмелев А.Г., Похилько В.И. ТЕЗАЛ – Автоматизированный тезаурус личностных черт. – Информатика и образование, 1988, С. 68-69.

Просмотров работы: 6