Изучение лидерских качеств у старшеклассников - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Изучение лидерских качеств у старшеклассников

Шмаков С.С. 1, Пшеничнова И.В. 1
1ИвГУ, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Лидер (от англ. leader – ведущий) – член группы за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях.

Попытку создания ряда характеристик, впервые предпринял С. Бирд, в 1940 году, в книге «Социальная психология». Список характеристик лидера, составленный С. Бирдом, содержал 79 характеристик.

В 1948 году Р. Стогдилл сделал обзор 124 исследований и отметил, что изучение личностных качеств лидеров по-прежнему приводит к противоречивым результатам. Тем не менее наряду с социальным статусом он выделил ряд наиболее присущих лидерам черт.

В 1954 году Е. Боргатта выдвинул концепцию «великого человека». В его исследовании участвовали группы из трёх человек, которые выполняли схожие задания. Учитывались лидерские способности, социометрическая популярность человека и степень участия в решении групповых задач. После завоевания положения лидера в первой группе, человек сохранял свою позицию и при прохождении исследования в других двух группах, то есть стал «великим человеком», так как имел успешную основу для лидерства.

Приоритет в разработке поведенческого подхода к лидерству принадлежит К. Левину, который вместе со своими коллегами провел эксперимент, оказавший значительное влияние на последующее развитие концепции лидерства. В его эксперименте приняли участие три группы подростков, которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители групп демонстрировали разные стили руководства-лидерства. Исследователей интересовало, как стиль поведения лидера связан с эффективностью деятельности трех групп. Стили руководства, которые демонстрировались взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: «авторитарный», «демократический» и «попустительский».

Исходя из множества существующих определений понятия «лидер», можно выявить основные признаки, по которым его можно охарактеризовать:

Принадлежность к группе: лидер – именно член группы, он находится «внутри», а не «над» группой.

Положение в группе: лидер пользуется в группе авторитетом и имеет более высокий статус.

Совпадение ценностных ориентаций: нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.

Воздействие лидера на группу: влияние на поведение и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей.

Источник выдвижения лидера в группе: лидера, как правило, избирают путём голосования.

Наше исследование лидерских качеств у старшеклассников проводилось на базе МБОУ «Вознесенская СОШ №3», с. Вознесенье Савинского района Ивановской области. В исследовании участвовали обучающиеся 8-9 классов. Количество испытуемых составило 30 человек. Для выявления лидерских качеств использовалась методика Е. Жарикова и Е. Крушельницкого. Исследование проводилось в индивидуальной форме, каждый из обучающихся отвечал на вопросы самостоятельно.

Методика состоит из 50 вопросов, на которые можно дать как однозначный ответ «Да» или «Нет», так и пометки «+» и «-», обозначающие склонение в сторону альтернативного варианта при затруднении выбора ответа.

В результате тестирования было выявлено, что у учащихся восьмого класса уровень лидерских качеств развит достаточно слабо: 80% учащихся признали лидерами других. Общий уровень лидерских проявлений в классе составил 20% опрошенных.

Тестирование также было проведено и в девятом классе, в результате которого было выявлено, что общий уровень проявления лидерских качеств девятиклассников составляет 43% учащихся. При этом в девятом классе часть опрошенных, в отличие от восьмого, признала лидерами себя.

Как было установлено в ходе работы, в наиболее узком понимании лидерство – это один из компонентов общих качеств структуры группы – естественно возникающий с развитием группы как коллектива. Лидер – член группы, который в наибольшей степени влияет на формирование групповых интересов.

Благодаря проведению эмпирического исследования было выяснено, что лидерство среди старшеклассников развито слабо. Причиной этому могут служить различные представления школьников о полноценном лидере.

Исходя из результатов исследования нами было установлено, что, с точки зрения старшеклассников, лидер должен несколькими основными качествами:

- Умение командовать классом.

- Быть успешным в учебной деятельности.

- Быть активным как в учебной, так и во вне учебной деятельности.

На основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что развитие лидерских качеств учащихся со стороны классных руководителей осуществляется слабо. Для это необходимо предоставлять учащимся возможность проявлять предводительские способности во время учебной деятельности. Классный руководитель должен конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности учащегося, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.

Просмотров работы: 52