Современные реалии представляют собой крайне нестабильную экономическую ситуацию как на мировом рынке, так и на российском, в частности. Дополнительное негативное воздействие оказывают санкционные угрозы, подрывающие устойчивость отечественного бизнеса. В такой ситуации предпринимательский сектор решает задачи по поиску методов и средств для оптимизации затрат и управления бюджетом. Главной целью исследования является обоснование необходимости использования CPM-систем в корпоративном управлении на основе предполагаемого эффекта от её внедрения.
24 декабря 2018 г. был утверждён национальный проект «Цифровая экономика» на период с 2019 г. по 2024 г., одной из главных целей которого является создание экосистемы цифровой экономики России, а также использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями [1]. В разрезе реализации данного проекта на предприятиях внедряются различные системы для оптимизации рабочих процессов. К таким можно отнести CRM, ERP, CSRP и т.д. Наиболее актуальной из которых является CPM (Corporate Performance Management – система управления эффективностью предприятия). Данная технология объединяет процессы, метрики и методологии для измерения показателей работы предприятия и управления ими, также позволяет в кратчайшие сроки получить доступ к интересующей информации, на её основе разработать стратегию деятельности компании. CPM также известна, как управление эффективностью бизнеса (BPM) или управление эффективностью предприятия (EPM) [2].
На практике посредством CPM обеспечивается интегрированный подход к бизнес-планированию, бюджетированию и прогнозированию для финансов, продаж, маркетинга, операций и управления персоналом. Для поддержки CPM включает в себя следующие процессы управления: постановка целей и определение бизнес-модели; бюджетирование, планирование и прогнозирование; консолидация результатов и периодическое закрытие книг; отчётность о результатах внутренним и внешним заинтересованным сторонам; анализ производительности по сравнению с планом за предыдущие годы по подразделениям или продуктам;повторное моделирование посредством создания сценариев «что, если…» [2].
В настоящее время отечественный рынок CPM-систем развивается в хаотичном порядке. Так, в 2015 г. наблюдалась негативная тенденция за счёт снижения количества новых проектов, однако интерес к российским разработкам остался. К 2017 г. объем российского рынка ПО информационных систем управления предприятием вырос на 29,6% в долларах США. А в 2018 г. данные аналитики Intersoft Lab показали, что российский рынок потребителей CPM-систем вырос на 63 %. Специалисты считают, что главными причинами роста этого сектора в 2018 г. стали проекты автоматизации планирования, прогнозирования и управления бюджетом [4].
Однако если обратиться к открытым источникам данных, то можно увидеть, что основными потребителями CPM-систем на российском рынке являются крупнейшие компании, а в отраслевом разрезе – банки, предприятия ТЭК и торговые сети. При этом в зарубежных компаниях они являются востребованным инструментом для финансистов, работающих в ряде отраслей, за счёт наличия весомых преимуществ (Рис. 1).
Рис. 1. Рейтинг выгод от внедрения CPM-систем в иностранных компаниях [3].
Если же обратится к российским реалиям, то можно заметить, что компании, использующие эти системы, выделяют немного другие преимущества от их внедрения в деятельность предприятия (Рис. 2). Но в целом всё ещё соответствующие преимуществам, выделенным зарубежными компаниями.
Рис.2. Рейтинг выгод от внедрения CPM-систем в российских компаниях [3].
При этом российский рынок CPM характеризуется высокой конкуренцией, которая стимулирует рост качества продуктов и услуг с одной стороны и приводит к снижению их стоимости – с другой. В таких условиях, по словам экспертов рынка, выживает сильнейший, чей бизнес организован более эффективно, издержки ниже, а продуктовые инновации уникальны и позволяют результативно бороться и побеждать. Другими словами, ситуация стимулирует качественное развитие предложения на рынке СРМ, что является безусловным плюсом.
В процессе исследования выявлено, что по состоянию на июль 2016 г., собственная база проектов TAdviser содержит информацию о более 500 проектах внедрений систем управления эффективностью предприятия (CPM). При этом по отраслевому распределению большую долю по внедрению занимает сектор финансов (23%), торговли (21%) и госсекктор (13%). Автоматизация процессов и снижение затрат – это актуальные темы и для государственного сектора, и для частного бизнеса. Для многих отраслей СРМ – решение будет эффективным. Например, МТС, один из крупнейших мобильных операторов страны, с помощью CPM системы анализирует доходы и расходы компании в режиме онлайн [4].
Российский софт бюджетного управления и планирования – более доступный, чем иностранные аналоги, на его использование не повлияют никакие санкции. Отечественный производитель предлагает в «одной коробке» совместимость, надёжность и безопасность. При этом, согласно данным базы проектов TAdviser, по количеству внедрений среди всех CPM-систем, представленных на российском рынке, лидирующие позиции занимают «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент», Oracle Hyperion Planning, «1С:Консолидация», продукты от Intersoft Lab и IBM – «Intersoft Lab: Контур» и IBM Cognos TM1 [5]. Исследование показало, что благодаря интеграции организационных целей, показателей и проектов компания способна сориентироваться на стратегических приоритетах и может сосредоточиться на ключевых факторах бизнеса.
С задачами по управлению эффективностью предприятия справляется OLAP-технология, которая используется в ряде современных CPM-систем. Лидеры мирового рынка CPM-систем с использованием OLAP-технологий – крупные международные игроки: IBM, Oracle, SAP. Российские специалисты активно разрабатывают собственный софт. Отдельные российские решения готовы конкурировать с западными. Среди них маркируют OLAP-технологию универсальной платформы «Планета.IBS», «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент», «BPlan», «Planior». По мнению экспертов, эти российские компании смогли предоставить комплексное решение для автоматизации задач по планированию, управлению бюджетом, анализу и прогнозированию.
Проводя анализ имеющихся на рынке программ повышения эффективности бизнеса, можно выделить преимущества от их использования. Так, например, «Планета» – универсальное решение на базе открытого кода для реализации задач класса CPM и BI, с возможностями интеграции с другими системами, встроенными WEB – и Excel – интерфейсами, системой управления правами и рабочими процессами [4].
Следующая программа, реализованная на платформе «1С:Предприятие 8.3», «Инталев: Корпоративный менеджмент», отличается удобным и практичным интерфейсом, позволяющим быстро перенастраиваться в зависимости от поставленных задач. Из составленных бюджетов, созданных в единой информационной базе первичных данных, пользователь может детализировать любой отчёт до отдельных сделок и операций. При этом существует возможность проводить учёт по нескольким планам счетов – RAP, GAAP, IAS или пользовательским стандартам [4].
Сравнивая с вышеуказанными платформами, наиболее экономический характер носит программа «BPlan». Работа в ней строится путём моделирования системы бюджетов, позволяя выполнять разработку, вносить изменения в бюджетную модель, производить подстройку под изменяющиеся условия ведения бизнеса, вводить новые направления в уже разработанную структуру бюджета, анализировать данные в бюджетах. Здесь же реализована возможность проведения детализации данных на более мелкие элементы [4].
В результате проведения исследования в области практического применения CPM-систем можно выделить ряд преимуществ по управлению бизнесом. Это успешная реализация: стратегии, позволяющей достигать целей, поставленных акционерами; бюджетирования, оптимизирующего расходы; прибыльности, если суметь найти те направления компании, которые приносят доход и не «проседают»; консолидированной отчётности в назначенные сроки; планирования и прогнозирования в перспективу.
CPM является необходимым инструментом для бизнеса. В связи с тем, что выполнение стратегии является приоритетной задачей для руководителей высшего звена сегодня, CPM – это способ помочь обеспечить выполнение стратегий. Так, облачное программное обеспечение CPM, основанное на преимуществах традиционного программного обеспечения EPM, упрощает и ускоряет развёртывание, снижает стоимость владения, повышает скорость инноваций и поддерживает расширенную совместную работу по всему предприятию. Это помогает организациям автоматизировать ручные задачи, ускорить ключевые финансовые процессы и улучшить согласованность между финансами и операциями.
Библиографический список
«Цифровая экономика РФ»[Электронный ресурс] // Официальный сайт «Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» [сайт]. – 2019 г. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 26.11.2019).
What is Corporate Performance Management (CPM)? [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Kepion» [сайт]. – 2019 г. – Режим доступа: https://www.kepion.com/articles/corporate–performance–management–cpm/ (дата обращения: 26.11.2019).
Что такое CPM–система и зачем она нужна финансовому директору [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Финансовый директор» [сайт]. – 2016 г. – Режим доступа: https://www.fd.ru/articles/158150–chto–takoe–cpm–sistema–i–zachem–ona–nujna–finansovomu–direktoru (дата обращения: 26.11.2019).
Российский рынок CPM–систем [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Планета.» [сайт]. – 2018 г. – Режим доступа: http://planetaibs.ru/news/rossiyskiy–rynok–cpm–sistem/ (дата обращения: 26.11.2019).
Corporate Performance Management, CPM (рынок России) [Электронный ресурс] // Официальный сайт «» [сайт]. – 2016 г. – Режим доступа:http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Corporate_Performance_Management,_CPM_(рынок_России) (дата обращения: 26.11.2019).