Введение
Управляющие системы. Прежде всего надо четко представить себе различие понятий «автоматическая», и «автоматизированная» система. Первая осуществляет только технологическое управление, вторая организационно-административное. Автоматизированная система управления - организация сложная. Проектируя ее, одновременно разрабатывают особые обеспечивающие подсистемы: информационные, математические, технические - комплекс условий, положений, методов, устройств, без которых система неэффективна, неработоспособна. При внедрении управляющей системы важно иметь четкую технологию управления, умело перевести на язык машин процессы принятия окончательных решений.Чтобы такую трудную задачу осуществить, в систему управления закладывают программу, которая учитывает все мыслимые ситуации и на каждую ситуацию содержит приказ об определенном действии.
Информационно-управляющая система (ИУС) предназначена для сбора, обработки и выдачи руководителям информации, необходимой для принятия управленческих решений и контроля их выполнения. Информационно-управляющая система - это постоянно действующая система взаимосвязи людей, технических средств и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля мероприятий, осуществляемых организацией.[1]
ИУС обычно включает подсистемы: 1) внутренней отчетности; 2) сбора внешней информации; 3) анализа информации
Классификация информационных систем
Информационно-управляющая система должна выдавать информацию о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем; отслеживать все существенные события внутри организации и вне ее. Общей целью ИУС является облегчение эффективного выполнения функций планирования, контроля и производственной деятельности. Самой важной ее задачей является выдача нужной информации нужным людям в нужное время. ИУС в организациях может состоять из ряда информационных систем, каждая из которых служит для принятия решений в определенной области.
Компьютеры и современные информационные технологии многократно повышают эффективность ИУС. Например, директор супермаркета может получать ежечасную, ежедневную, еженедельную или ежеквартальную информацию о том, какие товары продаются, по какой цене, в каких количествах, каковы остатки, что нужно заказать, каковы текущие затраты и доходы, какими они могут быть в следующем году и многое другое. Большая часть этой информации получается автоматически. Например, продажи и доходы фиксируются, когда кассир-контролер с помощью кассового аппарата считывает записанную на упаковке шифрованную информацию о товаре. [2]
Лицо любой информационной системы – это ее интерфейс. В ИУС это прежде всего функциональные (прикладные) модули, посредством которых пользователь входит ввиртуальный мир своей компании, отражающий ее реальное состояние в определенный момент времени. В современных ИУС, например, в самой популярной на сегодня системе SAPR/3, присутствуют следующие модули:
Materials Management (MM) – Управление материальными запасами (Снабжение). В модуле сгруппированы функции управления полным циклом материальных потоков начиная с их приобретения, внутреннего контроля складирования и заканчивая контролем и регистрацией действий всей организации по использованию материалов дляпроизводства конечной продукции.
Sales and Distribution(SD) – Продажаидистрибуция (Сбыт). Этот модуль используется для продажи и доставки продукции и сервисов компании покупателям и бизнес-партнерам. В модуле используется информация о продуктах и дебиторах.
Production Planning (PP) – Планирование производства (Производство). Этот модуль предназначен для поддерживания функции общего объема промышленного производства идругих мероприятий с целью наилучшим образом удовлетворить текущие запланированные уровни продаж (план продаж и прогнозов) на стыке основных целей бизнеса вчасти рентабельности, конкурентоспособности, сроков обслуживания клиентов. Одной из главных целей является создание темпов производства, которые позволят достичь цели руководства по удовлетворению спроса клиентов, сохраняя повышение или снижение запасов, а соответственно и издержек организации.
Plant Maintenance (PM) – Техническое обслуживание и ремонт оборудования (ТОРО). Поддерживает планирование, обработку и выполнение задач ТОРО. Позволяет оптимизировать график ремонтов, что, в свою очередь, снижает издержки от невыполнения плана производства и сбыта.
Quality Management (QM) – Управление качеством. Предоставляет возможность проводить инспекции качества закупок, исследований, производства и продаж, отслеживать результаты тестов для покупателей и для персонала, занимающегося инспектированием.
Financial Accounting (FI) – Бухгалтерскийучет (Финансы). Модуль предназначен для автоматизированного управления и отчетности. Внешняя отчетность, отчетность оприбылях и убытках, балансовые отчеты. Потоки расходов и доходов представлены в рамках одной организации. Содержит внутреннюю отчетность по центрам затрат.
Asset Accounting (AA) – Учет основных средств. Модуль предоставляет возможность для приобретения, обесценивания, оценки и списания активов. ИУС позволяет автоматизировать процесс контроля, в том числе и за амортизацией активов.
Human Resources (HR) – Управление персоналом. Модуль предназначен для ведения учета заработной платы, контроля рабочего времени и организации данных о персонале. Поддерживается планирование и контроль деятельности персонала.
Industry Solutions (IS) –Отраслевыерешения. Сегодня ИУС является масштабируемой и гибкой и может быть адаптирована с учетом конкретных потребностей каждого бизнеса. Примеры: Аэрокосмическая сфера и оборона (Aerospace and Defense), Банкинг (Banking), Телекоммуникации (Telecommunication).
Project System (PS) – Управление проектами. Предоставляет возможность планировать, управлять и определять стоимость проектов. Общие задачи решаются с помощью управления ресурсами, ответственными людьми и деньгами в рамках определенного графика проекта и отношения задач. Своего рода расширенный аналог российской системы Project Expert.[3]
Функциональное назначение модулей корпоративной ИУС
Проблематика построения корпоративных информационно-управляющих систем (КИУС) за последние годы привела к созданию самостоятельного направления науки об управлении и развитию целой отрасли наукоемких технологий.
Последние годы отмечены качественным расширением понятия «система», широко используемого в международных комитетах и профессиональных сообществах, ориентированных на информационные технологии. На современном этапе под системой понимается «комплекс, состоящий из процессов, технических и программных средств, устройств и персонала, обладающий возможностью удовлетворять установленным потребностям или целям». Следует сказать, что это определение достаточно близко к определению понятия «автоматизированная система», приведенного в ГОСТ 34.003-90 (Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Термины и определения): «в процессе функционирования автоматизированная система представляет собой совокупность технических средств, организационно-методических и технологических документов и специалистов, использующих их в своей профессиональной деятельности». [4]
Информационная система предназначена для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации потребителям и состоит из следующих основных компонентов:
• программного обеспечения;
• информационного обеспечения;
• технических средств;
• обслуживающего персонала.
Экономическими предпосылками создания и использования КИУС являются:
• обеспечение гибкости рыночной стратегии;
• эффективное взаимодействие с партнерами;
• эффективная работа с клиентами;
• эффективное управление ресурсами и процессами;
• оперативное получение достоверной информации;
• анализ больших информационных объемов.
В современных условиях руководителей предприятий интересует:
• агрегация данных (а не обилие конкретных значений);
• динамика, перспективы, тенденции (а не статика);
• корпоративные решения (а не решения для подразделений);
• минимальные затраты на поиск требуемой информации;
• полнота и непротиворечивость информации;
• аналитические срезы для поддержки принятия решений.
С их стороны к корпоративным системам в современных условиях предъявляются следующие требования:
• решение всего комплекса задач бизнеса;
• сбалансированная стоимость владения;
• широкие функциональные возможности;
• быстродействие и гибкость;
• безопасность.
Современный уровень развития информационных технологий, со своей стороны, позволяет обеспечить:
• функциональную полноту;
• масштабируемость – система должна учитывать растущие потребности предприятия;
• гибкость – система должна настраиваться на изменения бизнес-процессов и внешней среды;
• стандартизацию и мобильность – компоненты системы должны функционировать на различных аппаратных и системных платформах, а также быть взаимозаменяемыми компонентами аналогичной функциональности;
• информационную безопасность;
• экономическую эффективность;
• независимость – с одной стороны, предприятие не должно попадать в зависимость от поставщиков, с другой – не иметь собственного штата разработчиков.[5]
Виды корпоративных ИС
ERP (Enterprise Resource Planning System)
Современные ERP появились в результате почти сорокалетней эволюции управленческих и информационных технологий. Предназначены они главным образом для построения единого информационного пространства предприятия (объединение всех отделов и функций), эффективного управления всеми ресурсами компании, связанными с продажами, производством, учетом заказов. Строится ERP-система по модульному принципу и, как правило, включает в себя модуль безопасности для предотвращения как внутренних, так и внешних краж информации.
Проблемы же возникают в основном из-за неправильности работы или изначального построения плана внедрения системы. Например, урезанные инвестиции в обучение персонала работе в системе существенно снижают эффективность. Поэтому внедряют ERP-системы как правило не сразу в полном объеме, а отдельными модулями (особенно на начальной стадии).
CRM (Customer Relationship Management System)
Широко распространенным в последнее время стал класс систем по управлению взаимоотношениями с клиентами. CRM-система помогает автоматизировать работу предприятия с клиентами, создать клиентскую базу и использовать ее в целях эффективности своего дела. Ведь успех компании, независимо от ее размера, зависит от способности глубже понять потребности покупателей и тенденции рынка, а также реализовать возможности, возникающие на различных этапах взаимодействия с клиентами. Такие функции как автоматизация бизнес-процессов по взаимоотношению с клиентом, контроль абсолютно всех сделок (здесь важно отследить наиболее важные и сложные сделки), постоянный сбор информации о клиентах и анализ всех этапов реализации сделок являются главными обязанностями систем этого класса.
CRM - уже давно не новинка для российского рынка, и ее использование становится обычным бизнес-проектом компании.
Большинство экспертов оценивают российский рынок CRM-систему в $50-70 млн. и говорят о его постоянном росте. Нынешний отечественный рынок характеризует фаза накопления компаниями опыта по применению CRM в своем бизнесе.
Наиболее активно CRM применяют компании финансового, телекоммуникационного (в том числе тройка операторов мобильной связи России) и страхового рынка.
MES (Manufacturing Execution System)
Системы класса MES предназначены для производственной среды предприятия. Системы этого класса отслеживают и документируют весь производственный процесс, отображают производственный цикл в реальном времени. В отличие от ERP системой,которая не оказывает непосредственного влияния на процесс, с помощью MES становится возможным корректировать (или полностью перестраивать) процесс столько раз, сколько это потребуется. Иначе говоря, системы такого класса предназначены для оптимизации производства и повышения его рентабельности.
Собирая и анализируя данные, получаемые, например, от технологических линий, они дают более детальное представление производственной деятельности предприятия (от формирования заказа до отгрузки готовой продукции), улучшая финансовые показатели предприятия. Все главные показатели, которые входят в основной курс экономики отрасли (отдача основных фондов, оборот денежных средств, себестоимость, прибыль и производительность) детально отображаются в ходе производства. Специалисты называют MES мостом между финансовыми операциями ERP-систем и оперативной деятельностью предприятия на уровне цеха, участка или линии.
EAM (Enterprise Asset Management)
Система управления основными фондами предприятия, позволяющая сократить простои оборудования, затраты на техобслуживание, ремонты и материально-техническое снабжение. Представляет собой необходимый инструмент в работе фондоемких отраслей (энергетических, транспортных, ЖКХ, добывающей промышленности и ВС).
Основные фонды — это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, перенося свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию. В бухгалтерском и налоговом учете отраженные в денежном выражении основные фонды называются основными средствами.
Исторически EAM-системы возникли из CMMS-систем (еще одного класса ИС, управления ремонтами). Сейчас модули EAM входят также в состав крупных пакетов ERP-систем.
HRM (Human Resource Management)
Система управления персоналом - одной из важнейших составляющих частей современного менеджмента. Основная цель таких систем - привлечение и удержание ценных для предприятия кадровых специалистов. HRM-системы решают две главные задачи: упорядочение всех учетных и расчетных процессов, связанных с персоналом, и снижение процента ухода сотрудников. Таким образом, HRM-системы в определенном смысле можно назвать «CRM-системами наоборот», привлекающими и удерживающими не покупателей, а собственных сотрудников компаний. Разумеется, методы здесь применяются совершенно иные, но общие подходы схожи.
Функции HRM-систем:
Поиск персонала;
Подбор и отбор персонала;
Оценка персонала;
Обучение и развитие персонала;
Управление корпоративной культурой;
Мотивация персонала;
Организация труда.[6]
Использование корпоративных ИС
Благодаря стремительному развитию информационных технологий наблюдается расширение области их применения. Если раньше чуть ли неединственной областью, в которой применялись информационные системы, была автоматизация бухгалтерского учета, то сейчас наблюдается внедрение информационных технологий во множество других областей. Эффективное использование корпоративных информационных систем позволяет делать более точные прогнозы и избегать возможных ошибок в управлении. Из любых данных и отчетов о работе предприятия можно извлечь массу полезных сведений. Информационные системы как раз и позволяют извлекать максимум пользы из всей имеющейся в компании информации. Именно этим фактом и объясняются жизнеспособность и бурное развитие информационных технологий — современный бизнес крайне чувствителен к ошибкам в управлении, и для принятия грамотного управленческого решения в условиях неопределенности и риска необходимо постоянно держать под контролем различные аспекты финансово- хозяйственной деятельности предприятия (независимо от профиля его деятельности). Поэтому можно вполне обоснованно утверждать, что в жесткой конкурентной борьбе большие шансы на победу имеет предприятие, использующее в управлении современные информационные технологии. Рассмотрим наиболее важные задачи, решаемые с помощью специальных программных средств:
Бухгалтерский учет
Управление финансовыми потоками
Управление складом, ассортиментом, закупками
Управление производственным процессом
Управление маркетингом
Документооборот
Использование КИУС с точки зрения бизнеса обеспечивает увеличение доходности, повышение конкурентоспособности, улучшение качества обслуживания клиентов, снижение времени выпуска новых продуктов, полноту и непротиворечивость информации. С позиций технологии достигается консолидация данных и приложений, осуществляется естественная замена устаревших унаследованных систем. Однако эффективность системы в первую очередь зависит от того, насколько широко она охватывает все сферы деятельности современного предприятия.
При создании КИУС единственно правильным решением для предприятия является четкая расстановка акцентов – не подгонка задач предприятия под возможности конкретного решения (то есть решение проблем производителей систем), а выбор решения, соответствующего задачам бизнеса (то есть достижение собственных целей). Такая постановка вопроса требует проведения целого комплекса трудоемких и длительных исследовательских работ, предваряющих покупку лицензий или выдачу заданий программистам, а именно:
• проверки соответствия существующего положения дел с уже имеющимися на предприятии информационными системами целям и задачам бизнеса;
• разработки концепции создания КИУС;
• выявления, формирования и анализа требований к КИУС;
• выбора компонентов КИУС, наиболее полно удовлетворяющих этим требованиям, и т. д.
Рассмотрим перечисленные задачи более подробно.
Целью этого мероприятия является оценка функциональности и техническая оценка имеющихся на предприятии программных комплексов на предмет перспектив дальнейшего развития и использования в составе КИУС. В ходе проверки должна быть получена характеристика состояния информатизации, включающая идентификацию существующих информационных систем и поддерживаемых ими бизнес-процессов, описание технологической архитектуры и используемых программно-технических средств, квалификацию пользователей и степень их удовлетворенности. Также должны быть рассмотрены вопросы взаимодействия со смежными системами, обеспечения информационной безопасности комплекса, аппаратного обеспечения, условий эксплуатации и состояния эксплуатирующей службы. В качестве ресурсной части необходимо рассмотреть квалификационный, численный состав всей ИТ-службы, а также ее структуру.
Текущее состояние информатизации должно быть проанализировано с точки зрения эффективности ее использования и перспектив развития. При этом должны быть идентифицированы пробелы в покрытии информационными системами наиболее существенных бизнес-процессов, а также оценена степень соответствия существующей системы управления развитием и использованием информационных технологий основным требованиям бизнеса.
Итоговый документ (отчет) должен содержать общую характеристику объекта и техническую оценку по каждой из анализируемых программных систем. Общая характеристика объекта должна включать:
• перечень имеющихся на предприятии прикладных программных комплексов и их общие описания;
• структуру ИТ-службы, ее цели и задачи, роли и численность персонала, обслуживающего каждую из программных систем;
• состояние и состав эксплуатируемого системного программного обеспечения;
• состояние и состав аппаратного обеспечения;
• информационную безопасность эксплуатируемых систем.
По каждой из анализируемых программных систем должно быть представлено:
• состав подсистем и перечень функций системы;
• схемы информационных взаимодействий с другими системами;
• степень покрытия бизнес-процессов предприятия функциональностью системы;
• направления и приоритетность развития функциональности системы;
• оценка методологии создания системы;
• оценка архитектурных решений, использованных в системе (общая оценка архитектуры, оценка информационной модели – схемы базы данных, оценка реализации базовых функциональных элементов);
• оценка характеристик системы (масштабируемость системы, устойчивость к внесению изменений, степень интегрируемости системы в комплексное решение, степень документированности и отчуждаемости системы);
• общая оценка системы и выводы о ее возможном использовании при построении КИУС.
Основными задачами, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных ИУС, являются следующие:
обеспечивать создание корпоративных ИУС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика;
гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта;
поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы;
обеспечивать преемственность разработки, т.е. ИУС пользование в разрабатываемой ИУС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий). [7]
Заключение
Задачи современной компании стали сегодня гораздо шире, чем просто управление отдельными проектами - появляется необходимость перехода на принципиально новый уровень корпоративного управления проектами, который, прежде всего, предполагает неделимость, неразрывную связь всех проектов ведущихся в компании по всем направлениям. Неразрывность таких разнородных проектов обусловлена не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в корпоративные программы позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и производственной базе.
Список литературы
«Информационно-управляющая система» [Электронный ресурс].https://students-library.com/library/read/77817-informacionno-upravlausaa-sistema(дата обращения - 03.12.2019).
«Системное информационно-управляющее обеспечение контроля и контроллинга» [Электронный ресурс].https://lib.sale/osnovyi-menedjmenta-besplatno/sistemnoe-informatsionno-upravlyayuschee-52754.html(дата обращения - 03.12.2019).
«Цели и задачи информационно-управляющей системы» [Электронный ресурс]. http://infomanagement.ru/referat/39/11(дата обращения - 04.12.2019).
«Информационно-управляющая система» [Электронный ресурс].http://samag.ru/archive/article/3137(дата обращения - 04.12.2019).
«Методика создания корпоративных систем» [Электронный ресурс].https://econ.wikireading.ru/44142(дата обращения - 04.12.2019).
«Виды корпоративных информационных систем» [Электронный ресурс].https://lektsii.com/1-119749.html(дата обращения - 04.12.2019).
«Области применения и примеры реализации информационных технологий управления корпорацией» [Электронный ресурс].http://ebooks.semgu.kz/content.php?cont=r;1615(дата обращения - 04.12.2019).