ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКАХ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКАХ

Князев Р.А. 1
1ИвГУ Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время мы можем наблюдать, что педагогам всё труднее работать с учениками в подростковом возрасте, подбирать подход к современным подросткам. В большей степени это происходит потому, что у педагогов складывается своё представление о том, какой должен быть ученик в подростковом возрасте. Это представление возникает на основе непосредственного восприятия подростков в прошлом, через опыт работы и общения с ними. И очень часто педагоги проецируют этот образ на современных подростков. Но практически у каждого нового поколения подростков происходит изменение взглядов на окружающий их мир, образ жизни и на своё поведение.

Современные подростки по-другому воспринимают мир, мыслят иначе, и могут проявлять агрессию, пренебрежение, когда педагоги начинают обучать и воспитывать их, исходя из своих представлений, не учитывая происходящие изменения в культуре подростков. Педагоги стараются что-то сделать в этой ситуации, скорректировать, изменить своих учеников, но современные подростки не хотят выполнять такие указания взрослых, при этом часто проявляя резко отрицательное отношение к требованиям взрослых, которое может перерасти в серьёзный конфликт. Чтобы подобных явлений происходило как можно меньше, мы должны изучить, какие представления у педагогов сложилось о современных подростках на данный момент и как они влияют на взаимодействие с ними?

Давайте узнаем, что такое представление? Роберт Семёнович Немов в своём психологическом словаре поясняет нам значение этого термина и даёт ему вот такое определение: «Представление – процесс и результат произвольного восстановления в памяти или в сознании человека образа какого-либо предмета, явления, ситуации, мысли, переживания и т. п.» [2, с. 310]. И поясняет, что это зачастую не всегда точный и, как правило, недостаточный образ соответствующего предмета, ситуации или события. Можно сказать, что практически каждый человек может иметь общее или своё представление о чем-либо или о ком-либо, но это далеко не значит, что он точно располагает всеми и полными знаниями о представленной им ситуации, явлении или человеке. Представления возникают не сами по себе. Они возникают в результате нашей прошлой практической деятельности, на основе нашего жизненного опыта, когда мы раньше встречались с объектом, явлением или человеком. При этом представления имеют очень важное значение не только для процессов памяти или воображения, они так же очень важны для всех психических процессов, протекающих у человека, которые обеспечивают его познавательную деятельность. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же, как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления [1, гл. 9 с. 235].

У педагога также формируются определённые представления о процессе обучения современных подростков. В результате своей педагогической деятельности у него появляется своя система представлений, свой внутренний «мир образов», через который он смотрит на новые ситуации общения и взаимодействия с учениками, события и явления, происходящие с ним.

Мы провели исследование по изучению представлений педагогов о современных подростках. Для исследования был выбран МБОУ лицей города Пучеж Ивановской области. В исследовании приняли участие 15 педагогов школы, все они учителя средних и старших классов. Кроме этого для подтверждения или опровержения результатов педагогов было задействовано 30 учеников подросткового возраста, которые приняли участие в анкетировании. При проведении исследования в работе была применена модифицированная методика «20 высказываний» М. Кун и Т. Макпартлэнд. Эта методика позволяет нам собрать первичную информацию, узнать об особенностях восприятия педагогами современных подростков и выявить, какими характеристиками педагоги описывают сложившийся у них образ подростка. Для проведения дальнейшего анализа познакомимся с результатами проведенной методики. Было отобрано 20 наиболее встречаемых определений современного подростка для дальнейшего составления общего образа представлений педагогов о современном подростке (см. таблицу).

Таблица

20 наиболее встречаемых определений подростка, данных педагогами

Определения данные педагогами

Кол-во педагогов

1

Очень активны

11

2

Теряют интерес к учёбе

10

3

Самостоятельные

10

4

Много любят гулять со сверстниками

9

5

Часто «сидят» в телефоне

9

6

Часто меняется настроение

9

7

Занимаются вредными привычками

9

8

Хамят

8

9

Занимаются разными увлечениями

8

10

Не слушаются

8

11

Конфликтуют с родителями

7

12

Отстаивают свою точку зрения

7

13

Нервно реагируют на разные ситуации

7

14

Взрослеют

6

15

Происходит перестройка в организме

6

16

Возраст 5-9 класс

6

17

Замкнутые

6

18

Общительные

5

19

Следят за модой

5

20

Сильно ждут каникул

4

Из таблицы мы видим, что наиболее встречаемое определение, которое выделяют педагоги в современных подростках, это их активность – 11 человек. По мнению педагогов, современные подростки стараются участвовать во многих мероприятиях, в жизни класса. Далее педагоги выделяют в подростках такое явление как потеря интереса к учебной деятельности – 10 человек. Им не хочется посещать занятия, делать работы, слушать и воспринимать новый материал. Это явление напрямую зависит от происходящих изменений, переживаемых подростком в этом возрасте. Как одну из положительных черт педагоги выделяют самостоятельность подростков – 10 человек. Педагоги отмечают рост поступков, ситуаций, в которых подростки стараются избегать посторонней помощи родителей и педагогов, предпочитая делать всё самим. Следующее определение, которое дают педагоги, – это то, что подростки много любят гулять со сверстниками – 9 человек. Мы можем с уверенностью сказать, что это одна из основных черт, которая может нам встретиться во всех характеристиках подростков: в компания сверстников проходит значительная часть жизни и общения подростка. Следующее определение отражает современную проблему, имеющуюся практически у всех современных подростков. Они часто «сидят» в телефонах – 9 человек. Педагоги поясняют, что телефон стал одним из основных увлечений современных подростков. Они заглядывают в него практически везде: на уроках, что часто приводит к конфликтам, на переменах, после уроков в свободное время и даже на прогулках. Как одну из важных педагоги выделяют такую черту, как частую смену настроения – 9 человек. Педагоги лояльно относятся к этой черте подростка, обуславливая это особенностями данного возраста.

Вместе с тем педагоги выделили и негативные определения: хамят – 8 человек, не слушаются – 8 человек, конфликтуют с родителями – 7 человек, нервно реагируют на разные ситуации – 7 человек. Немаловажной чертой, на которую педагоги обращают особое внимание, является появление у подростков вредных привычек (отметили 9 человек), таких как употребление алкоголя, курение, иногда даже употребление наркотических веществ в старшем подростковом возрасте. Педагоги выделяют это явление как наиболее опасное в этом возрасте. Они говорят об обязательном проведении работы по профилактике распространения этого явления. Подростки, пытаясь подражать взрослым, нередко перенимают у них вредные привычки, не задумываясь о том, что в дальнейшем будет происходить с их здоровьем.

Такие характеристики, как отстаивание подростками своей точки зрения (7 человек) и стремление подростков следовать за модой (5 человек) педагоги оценивают неоднозначно. Некоторые из них считают эти черты нормой данного возраста, припоминая, что и сами такие в детстве были такие, а некоторые считают такие черты ошибочными, зачастую приводящими к серьёзному конфликту с педагогом.

Проводя анализ результатов методики, мы столкнулись с одним интересным явлением. Практически одинаковое количество педагогов считают, что подростки замкнутые – 6 человек и общительные – 5 человек. Это явление можно объяснить тем, что данный возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении взрослого с подростком. «Закрытость» заключается в желании подростка оградить свой внутренний мир. Он старается защитить его от постороннего давления, которое происходит на еще не сложившиеся представления о себе, защитить свой образ Я. В периоды «открытости» подросток, наоборот, очень нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих с ним разными ситуациями.

В дальнейшем исследовании мы использовали опросник «Изучение склонностей подростков», составленный в процессе исследования. Он применялся для выявления реальных склонностей современных подростков, характеристик, которые они себе приписывают.

Так отвечая на первый вопрос «Вам нравится учиться в школе?» большинство подростков (60%) высказали, что не любят учиться в школе, и лишь 13,4% ответили, что им нравится учиться в школе, остальные 26,6% не определились. Подростки сами подтверждают, что не любят обучаться в школе, ссылаясь на скучное проведение времени, ненужность большинства информации, которая преподаётся в школе. Но в то же время отвечая на второй вопрос «Раньше у вас было больше желания учиться?» 43,4% утверждают, что младших классах им было более интересно обучаться, чем сейчас. А 33,3% подростков утверждают, что не наблюдают особых изменений считая, что и сейчас они обучаются с тем же интересом, как и раньше. Однако 26,6% утверждают, что сейчас им стало более интересно учиться, чем сейчас.

При рассмотрении вопроса: «Как вы проводите своё личное время?». 62 % подростков предпочитают проводить своё свободное время гуляя на улице с друзьями, 23,3% любят заниматься спортом, посещать разные кружки, 13,4% проводить время за играми в компьютере и 7% стараются заниматься в свободное время учёбой. Однако стоит заметить, что, отвечая на вопрос «Вы любите гулять?» хоть большинство (71%) и ответили, что любят гулять каждый день, всё же большое количество подростков – 29% предпочитают играть в компьютер или телефон. Продолжая эту тему, хочется уделить внимание следующему вопросу «Как часто вы любите пользоваться интернетом для развлечений?» 57% считают, что это лучшее место для проведения свободного времени, 13,4% считают, что пользуются им редко только для уроков и 29% считают, что всё же лучше отправиться на прогулку или поиграть на улице с друзьями. Здесь мы можем наблюдать проявление некой зависимости от современных технологий. Они стали играть большую роль в жизни современных подростков, зачастую заменяя занятия прошлых поколений подростков: игра с друзьями на улице, посещение разных кружков и т.д. Во время нашего исследования учителя не раз просили уделить этому вопросу особое внимание.

В ходе исследования мы уделили место и вопросу, на который в предыдущей методике нас просили обратить внимание педагоги: «Занимаетесь ли вы вредными привычками? (употребление алкогольных напитков, курение)» Несмотря на столь малый возраст мы можем наблюдать огорчающие результаты. 17% подростков заявили, что, считают это нормальным явлением так как они уже вполне взрослые, 54% подростков ответили, что пробовали заниматься вредными привычками, но больше ими не увлекаются. В общей сложности получаются неутешительные результаты – 71 % испытуемых в столь молодой возраст уже напрямую познакомились с вредными привычками. Этой проблеме современным педагогам и родителям необходимо уделить особое внимание.

Проводя исследование по изучению представлений педагогов о современных подростках, мы смогли изучить общий образ педагогов о современных подростков. Анализируя результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что педагоги больше всего характеризуют этот образ негативными чертами, однако не стоит упускать из внимания, что также педагоги выделяют и большое количество положительных черт. Подводя общий итог исследования можно с уверенностью сказать, что педагоги отчётливо представляют образ современного подростка, а значит могут успешно с ним взаимодействовать.

Список литературы

Маклаков А.Д. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.

Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.

Просмотров работы: 10