Краеведение: национальные игры Кузбасса на уроках физической культуры - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Краеведение: национальные игры Кузбасса на уроках физической культуры

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время ведётся активная деятельность в сторону формирования патриотических качеств школьников как в урочное, так и во внеурочное время. Задача школы – не только давать знания детям по всем дисциплинам, но и воспитывать в них такие качества как патриотизм, толерантность, коллективизм. Всего этого можно достичь не только на внеурочных занятиях, но и на уроках физической культуры.

Такое воспитание следует начать через познание своей малой Родины, в нашем случае – Кузбасса.

На официальном сайте Администрации Кемеровской области дана общая информация о коренных народах Кузбасса – это шорцы, проживающие на юге Кемеровской области, бачатские телеуты, проживающие в Беловском и Новокузнецком районах, которые делятся на этнические общности.

В федеральном государственном образовательном стандарте предполагается использование культурно-этнических упражнений на уроках физической культуры с целью приобретения обучающимися двигательного опыта через освоение техники соревновательных упражнений из национальных видов спорта, народных игр.

Национально-региональный компонент предусматривает реализацию содержания, связанного с традициями и культурой региона, позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей Кузбасса, обеспечивает индивидуализацию обучения школьников в соответствии с особенностями их развития, интересов и способствует формированию уважительного отношения к культуре коренных жителей Кемеровской области.
Национально-региональный компонент – это дополнительная возможность формирования ценности здорового образа жизни у школьников, приобретения способов познания и преобразования самих себя.

Национальные игры направлены не только на формирование патриотических качеств и развитие коллективизма, но и соответствуют результатам обычных подвижных и малоподвижных игр на уроках физической культуры:

повышение двигательной активности обучающихся;

освоение способов физкультурной деятельности, которая ориентирована на сопряжённое развитие не только физических, но и психических качеств;

усвоение знаний об истории родного края, роли и значении национальных игр и видов спорта, совершенствование физического развития и укрепление здоровья;

физическую подготовку обучающихся к выполнению нормативных требований через использование национальных игр;

формирование мотивации к занятиям физической культурой посредством спортивных игр коренных народов Кузбасса.

Нужно отметить, что написано много технологических карт, отражающих данную тему. Можно проводить также актуальные в наше время интегрированные уроки, например, физической культуры с музыкой, математикой, ОБЖ, географией, литературой. Данные уроки можно проводить с 1 по 11 классы, но чем старше класс, тем сложнее у них преподавателю вызвать интерес.

Использование национальных игр позволяет дополнительно познакомить школьников с природной средой территории Кузбасса, с разнообразием флоры и фауны, которые во многом предопределили своеобразие исторического развития коренного населения. Если художественно - эстетическая сторона жизни коренных народов Кузбасса довольно широко и глубоко изучена, описана в историко-этнографической литературе, то физическая культура пока ещё остаётся малоизвестной страницей их истории. К сожалению, многие эмоционально - динамичные игры, физические упражнения стали постепенно забывать, поэтому современное поколение молодых людей не знает о них, а педагоги не используют как средство физического воспитания обучающихся. Одна из объективных причин такого положения - отсутствие научно обоснованных конкретных рекомендаций по организации и проведению спортивно - массовых мероприятий по национальным видам спорта, отсутствие учебно-методических пособий, несмотря на то, что уже не первый год в Кузбассе проводятся шорские национальные игры и состязания, спартакиады коренных народов Кемеровской области, информацию которых можно найти на официальном сайте Департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области.

Использование разнообразных форм и методов обучения в совокупности с включением национально-регионального компонента приводит к росту мотивации у обучающихся к занятиям физической культурой, что, безусловно, положительным образом отражается и на спортивных достижениях школьников. Благодаря такой мотивации можно сделать из учеников призёров и победителей городских соревнований по традиционным видам спорта – лыжным гонкам, стрельбе из пневматической винтовки, лёгкой атлетики.

Чтобы захватить большое количество учеников, можно создать проект на региональном уровне, в котором будут предусмотрены виды эстафет с использованием национальных игр коренных народов Кузбасса. В данном проекте для большей эффективности должны участвовать не только ученики, но и их родители, преподаватели.

Существует достаточное количество национальных игр коренных народов Кузбасса, вот несколько из них:

Телеутская игра «Плат кабыжарга» - «ловить платок»;

Татарская игра «Кто дальше бросит мяч»;

Кӱреш - борьба на поясах – традиционный вид борьбы у тюркских народов;

Телеутское название - «Агаш тартыжары», шорское название - «тайақ тартқаны» – перетягивание палки;

Камчы - состязание с плёткой;

Телеутское название – «уйадан адарга», шорское название – «соған адышқаны» - стрельба из лука;

Телеутское название – «таш адыжары», шорское название - таш таштағаны - бросок камня на дальность.

Таким образом, пропаганда традиций и культуры малых народов, проживающих на территории Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса у школьников, навыков исследовательской деятельности, активной гражданской позиции, а также активного участия в соревнованиях посредством такой дисциплины, как физическая культура. Ученики не только познают, на и развивают в себе физические качества.

На практике это можно проверить через написание и, в дальнейшем, реализацию проекта, который можно условно назвать «Занимательное краеведение», в сфере дисциплины физической культуры направленный на формирование ценности здорового образа жизни, интереса и мотивации к занятиям.

Просмотров работы: 106