Проектное финансирование: сущность, проблемы и перспективы развития - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Проектное финансирование: сущность, проблемы и перспективы развития

Гревцева К.Е. 1
1финансовый университет при правительстве рф липецкий филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проектное финансирование - разновидность инвестиционного кредита. Способ кредитования проектов, при котором возврат денежных средств осуществляется за счет денежного потока, генерируемого самим проектом, то есть без привлечения на цели погашения иных источников денежных средств.

Существенное отличие классического проектного финансирования от инвестиционного кредита состоит в том, что обеспечением (залогом) обязательств заёмщика при проектном финансировании выступает имущество (недвижимость, оборудование и прочее) самого проекта. Очень часто для проведения проектного финансирования создается специальное юридическое лицо и кредитору передается в залог акции (доли) данного юридического лица.

Данная схема очень часто применяется в девелопменте, а также при реализации крупных проектов. При этом практически всегда кредитор требует от инициатора проекта участия в проекте собственными средствами (обычно не менее 30% ).

Цель работы: изучить проектное финансирование: сущность, проблемы и перспективы развития.

Задачи работы:

Рассмотреть проектное финансирование и его особенности;

Изучить методы сущность, проблемы и перспективы развития проектного финансирования.

Объект исследования: проектный анализ.

Предмет исследования: особенности проектного финансирования.

Проектное финансирование: сущность, проблемы и перспективы развития.

В последнее время на отечественном рынке инвестиций стала ярко прослеживаться необходимость в столь привлекательном, как для инициаторов проектов, так и для кредиторов, виде финансирования, которое имеет название проектное финансирование.

Проектное финансирование это достаточно новый инструмент для мирового финансового рынка. Не смотря на успешную зарубежную практику применения этого инструмента, проектное финансирование в современной России развито достаточно слабо, причиной тому служит то обстоятельство, что применение проектного финансирования сопровождается целой вереницей недосказанности и проблемных моментов, о которых и пойдет речь в данной статье.

Сложности применения данного вида финансирования начинаются с его определения. Проектное финансирование не имеет единого общепринятого определения как в мировой так и в отечественной практике. Эксперты по данной тематике в своих трудах дают следующие определения проектного финансирования:

— целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного проекта без регресса или с частичным регрессом кредитора на заемщика: обеспечение — денежные потоки проекта;

— способ мобилизации различных источников финансирования и комплексного использования различных инструментов и оптимального распределения рисков (Бенджамин Эсти)» [9, с.86]

«Проектное финансирование предполагает обеспечение средствами непосредственно проекта, а не фирмы, выступившей ее инициатором. При этом источником средств для инвестора становится денежный поток, генерируемый конкретным проектом, а обеспечением финансирования в общем случае являются только те активы, которые были приобретены при его реализации» [7, с.356]

Обобщив все вышеизложенное можно сделать вывод, что проектное финансирование это особая форма долгосрочного кредитования с привлечением средств от одной или нескольких кредитных организаций в пользу специальной проектной компании, созданной для управления только этим проектом. Обеспечением по кредиту при этом являются денежные потоки и активы, непосредственно сгенерированные проектом или продуктами, которые были созданы в результате проектной деятельности.

Наличие специальной проектной компании является одним из ключевых условий при осуществлении проектного финансирования.

За время существования современной России крупных проектов, финансировавшийся по системе проектного финансирования, было очень мало. Однако хотелось бы упомянуть о самых известных и крупнейших проектах:

1. «Северный поток» — проект по строительству газопровода между Россией и Германией под строительство которого было привлечено 7,4 млрд. евро.

2. «Голубой поток» — проект по строительству газопровода между Российской Федерацией и Турцией, совокупные затраты составили 3,2 млрд. долларов США;

3. «Пулково» — строительство нового и ремонт существующего терминалов в аэропорту «Пулково», объем инвестиций составил более 1 млрд. евро.

4. «ТЭС Полярная» — строительство тепловой электростанции в городе Салехард, Ямало-Ненецком автономном округе, объем необходимого финансирования 420 млн. евро, 70 % необходимых денежных средств было привлечено в виде проектного финансирования Чешским экспортным банком. [11]

Помимо вышеупомянутых существует еще некоторое количество менее значимых и ресурсоемких проектов, реализуемых на территории и в интересах Российской Федерации.

Практически все проекты объединяет одна отличительная особенность, то, что кредиторы, осуществляющие проектное финансирование, в большинстве своем являются зарубежными. Данная проблема берет свои корни в особенностях Российского права, которое на сегодняшний день, к сожалению, в части проектного финансирования не является конкурентоспособным в сравнении с зарубежными институтами права.

И. А. Никонова указывает на то, что в современном Российском законодательстве нет четкого закрепления проектного финансирования и его понимание достаточно упрощенно [9].

В настоящее время данный вид финансирования законодательно регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложении», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «Об ипотеке» и Федеральный закон «О банкротстве». Но, к сожалению, ни один из вышеперечисленных документов не является регулятором для таких аспектов проектного финансирования как:

- законодательное закрепление термина «проектное финансирование»;

- отделение активов проектной компании от активов компании спонсора проекта;

- способы и пути предоставления активов проекта в качестве обеспечения по кредиту;

- возможности и способы реализации коллективных прав кредиторов;

- безопасность денежных потоков проекта;

- обеспечение целевого использования денежных потоков проекта;

- субсидиарность кредиторов;

- наличие эскроу счетов для контроля денежных потоков проекта со стороны кредиторов.

Эксперты считают, что в настоящее время все проекты, осуществляемые с помощью привлечения проектного финансирования, реализуются вопреки существующему законодательству [8].

Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону Министерством экономического развития Российской Федерации был подготовлен законопроект, позволяющий внести положительные изменения в действующее законодательство, что способствовало бы улучшению Российского инвестиционного климата [4].

К проекту федерального закона прилагается пояснительная записка, содержание которой разъясняет, что благодаря предполагаемым поправкам в Российском законодательстве должна появиться новая организационно-правовая форма юридического лица, которая будет называться «Специализированное хозяйственное общество» далее «СХО», которое будет выполнять функции схожие с функциями которые выполняют проектные компании при рассмотрении зарубежного опыта проектного финансирования [5]

В зарубежной практике проектная компания именуется SPV (special purpose vehicle), SPV — это специальная проектная компания, учрежденная спонсором (инициатором) проекта, которая осуществляет полное управление проектом. Именно через проектную компанию проходят все денежные потоки, генерируемые проектом, включая расчеты с кредиторами и инициаторами проекта. Проектная компания отвечает за реализацию работ по проекту на всех стадиях инвестиционного проекта [8, с.36].

В международной практике в состав проектной компании входит офис управления проектами или проектный офис, являющийся подразделением проектной компании, осуществляющий все необходимые действия для поддержки и координации работ по проекту, такие как нормативная и административная поддержка, обучение и инструктаж команды проекта и других сотрудников, обеспечение обмена информации, автоматизация документооборота, материальное обеспечение команды проекта, архивация и хранение документов и т. д.

По замыслу Минэкономразвития России у СХО в уставе должны быть прописаны все сделки, которые общество вправе осуществлять в рамках проекта, ради которого оно было учреждено, помимо перечисленных сделок, другие сделки общество будет совершать не вправе. Только СХО будет иметь право использовать в своем наименовании юридического лица слова «специализированное хозяйственное общество». Компании имеющие отличный от СХО организационно правовой статус, будут лишены права использования этих слов [5].

Данное обстоятельство позволит всем контрагентам СХО безошибочно определить, что Общество может совершать лишь ограниченный список сделок, что побудит контрагента к более детальному ознакомлению с уставом СХО.

Большое опасение со стороны кредиторов вызывал факт возможности реорганизации или ликвидации СХО с последующей сменой менеджмента и возможности потери для кредиторов прав на объект залогового обеспечения по кредиту или недостаточная для покрытия долга стоимость объекта залога, ввиду его незавершенности и невозможности выхода на запланированную проектную мощность. В свою очередь законодатель решил ограничить данную возможность путем наложения запрета на добровольную ликвидацию или реорганизацию Общества, если данное обстоятельство не предусмотрено уставом проектной компании, а также ограничить возможность сторон в части обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве СХО. Это позволяет значительно снизить риск недружественного поглощения СХО и прочих посягательств на активы проекта со стороны третьих лиц. В добавление к вышеизложенному законодатель настаивает на том, что абсолютно все имущество проекта должно выступать в качестве обеспечения по кредиту.

В ситуации когда объект, под которое было выделено финансирование, уже успешно построен и приносит планируемый доход с обеспечением по кредиту и возвратом средств, взятых проектной компанией в долг, проблем обычно не возникает, но как быть в самом начале инвестиционного проекта, когда объект инвестирования находится только на бумаги и нет четкого понимания полного объема будущих положительных, а зачастую и отрицательных денежных потоков?

Чтобы как-то урегулировать данное обстоятельство Минэкономразвития предлагает ввести следующее: до получения финансирования, компания инициатор проекта должна будет иметь уже заключенные договора или намеренья о их заключении с будущими пользователями объекта инвестирования или продуктов проекта, сгенерированных объектом, например, договора об оказании услуг, договора купли-продажи или договора аренды. Данные договора необходимо привязать к конкретному объекту недвижимости, который и будет выступать как главный объект обеспечения залога по кредиту. Для точной идентификации места объекта недвижимости планируется осуществлять ее по месту расположения земельного участка для строительства объекта, для этого в законодательство вносится норма, позволяющая зарегистрировать ипотеку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [5].

Реализация проекта возможна лишь в случае добросовестного исполнения проектной компанией своих обязательств перед кредиторами. Однако что делать в случае неисполнения компанией, ответственной за проект, своих обязательств или исполнения их в объеме, в результате которого объект инвестирования не в состоянии покрыть обязательства и влечет за собой возникновение убытков со стороны кредиторов?

На этот случай законодатель предоставит возможность кредиторам осуществить замену неблагонадежной проектной компании на другую, которую кредиторы считают более добросовестной. Замена будет осуществляться путем передачи обязанностей по всем договорам заключенным в рамках проекта новой проектной компании, что позволит продолжить работу по проекту со старыми подрядчиками, поставщиками, агентами и прочими заинтересованными сторонами. Для реализации вышеизложенного предполагается внесение изменений в 24 главу Гражданского кодекса Российской Федерации, которое обеспечит законодательство нормами позволяющими осуществлять передачу всех прав и обязанностей по договору в целом, третьим лицам.

Проектное финансирование преимущественно применяется в случае, когда для реализации инвестиционного проекта необходим значительный объем средств и компания инициатор проекта (спонсор) не располагает необходимым размером активов, которые могли бы выступить в качестве залога по традиционному кредиту.

Для реализации возможности успешного применения проектного финансирования в отечественной практике необходимо внесение соответствующих поправок в действующее российское законодательство и придания проектному финансированию юридического статуса. Вышеперечисленные поправки в российское законодательство, в случае их доработок и успешного принятия, открывают достаточно хорошие перспективы для успешного развития проектного финансирования на территории Российской Федерации. Учитывая достаточно большой инвестиционный потенциал, проектное финансирование откроет новые горизонты для увеличения темпа экономического развития России, что обеспечит значительный рост ВВП, увеличение уровня жизни и обеспечит Государство новыми рабочими местами.

Заключение

Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации.

Под «проектом» обычно понимается уникальное предприятие (мероприятие), предполагающее скоординированные действия его участников. С целью увеличения инвестиционной привлекательности России, все большую актуальность приобретает реализация инвестиционных проектов с помощью проектного финансирования. В проекте, который принято считать реализующимся на условиях проектного финансирования, задействованы как минимум три участника:

1) проектная компания. Она создается специально для проекта, отвечает за его реализацию и обычно не имеет ни финансовой истории, ни имущества для залога.

2) инвестор, вкладывающий средства в собственный капитал проектной компании. Инвестор, с одной стороны, редко ограничивается лишь денежными вкладами и получением прибыли.

3) кредитор. Помимо того, что проектная компания, получающая кредит, не имеет ни залогов, ни поручителей в традиционном понимании этих терминов, доля заемного капитала в проектном финансировании значительно выше, чем в обычных корпоративных кредитах и средняя сумма, предоставляемая кредитором, составляет 70-80% всех капитальных затрат проекта.

В настоящей работе проведен анализ практики применения проектного финансирования в Российской Федерации, выявлены острые проблемы, препятствующие развитию отечественного проектного финансирования, дана оценка имеющейся законодательной базе. Сделан вывод о том, что для успешной реализации проектного финансирования в России необходимо внести поправки в действующее законодательство и придать проектному финансированию юридический статус.

Список литературы

1. Батяева А. Динамика портфеля заказов и поведения промышленных предприятий. // Вопросы экономики. – 2018. – №12. – с.125 – 136.

2. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. // Вопросы экономики. – 2015. – №7. – с.104 – 114.

3. Водянов А. Смирнов А. Шанс на инвестиционный подъем и трудности его реализации. // Российский экономический журнал. – 2018. – №11 – 12. – с.10 – 21.

4. Гуржиев В. Факторы инновационной направленности инвестиций. // Экономист. – 2019. – №2. – с.11 – 18.

5. Ендровицкий Д.А. Анализ и оценка эффективности инвестиционной политики коммерческих организаций. – Воронеж: Изд-во ВГУ,2011. – 288с.

6. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 144с.

7. Лукасевич И. Я. Инвестиции: Учебник. — М: Вузовский учебник: Инфра-М: 2018. — стр. 356–359

8. Новицкий Н.А. Ориентиры инвестиционной и инновационной политики // Экономист. – 2018. – № 3.

9. Никонова И. А. Проектный анализ и проектное финансирование — М: Альпина Паблишер 2019. — стр.77–121.

10. Лукасевич И. Я. Инвестиции: Учебник. — М: Вузовский учебник: Инфра-М: 2018. — стр. 356–359

Интернет-ресурсы

11.Крупнейшие проекты с привлечением проектного финансирования в России и в мире // Исследования рынка РБК 25.06.2018 режим доступа: http://marketing.rbc.ru/articles/25/06/2013/562949987553142.shtml (дата обращения 15.12.2019)

Просмотров работы: 174