Корректность выбора студентом профессии - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Корректность выбора студентом профессии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье приводятся результаты анализа задачи профессионального самоопределения абитуриентов, в частности мотивов и факторов, которые оказывают влияние на итоговый выбор профессии будущего студента. Оговариваются основные проблемы и ошибки, которые мешают корректному выбору будущей профессии.

Показаны решаемая автором задача, используемые средства для составления методики по выбору профессии.

1. Введение

Профессиональная деятельность в жизни человека занимает очень важное место, наряду с важней стороной жизни – семейными отношениями. От выбора профессии зависит очень многое: физическое и психологическое здоровье, осознание полезности обществу, финансовое благополучие и удовлетворенность собственной жизнью. Поэтому и проблема выбора профессии в современном обществе является особенно актуальной. По статистике, только половина занятого населения довольны своей работой.

«Тенденции развития современного общества, развитие компьютерных технологий, глобализация и информатизация затрагивают все сферы общественного устройства, в том числе и образование. Смысл, назначение и миссия современного образования – не просто получение базовых знаний и необходимых навыков и умений, - это выработка культурного кода, самостоятельного подхода к усвоению новых знаний, культурных ценностей, новых форм и видов деятельности» [1].

И именно после школы каждый человек предстает перед выбором дальнейшего профессионального пути в своей жизни, и выбор этот во многом является судьбоносным. Конечно, этот выбор имеет обратную силу, существует очень много примеров, когда люди кардинально меняли профессиональную сферу деятельности и на ранних курсах университета и даже в 40 лет, но нужно учитывать и время, которое было потрачено на этот неудачный опыт.

Поэтому, чтобы не ошибиться, абитуриентам нужно ответственно подходить к этому выбору и учитывать внешние и внутренние факторы при анализе альтернативных вариантов и выбрать лучший.

Данной темой занимались такие личности, как: Е.А. Климов, Дж.Голланд, А.Д. Сазонов, К.Леонгард, Н.С. Пряжников, О.Г. Филимонова, Л.Н.Кабардова, И.Л. Соломин. Они разработали различные методики, анкетирования, тесты для определения профессиональной сферы деятельности и составляли рекомендации по выбору человеком профессии.

2. Анализ задачи профессионального самоопределения

Рисунок 1. – Основные ошибки, возникающие при выборе профессии

Ошибок, которые могут возникнуть у абитуриента при выборе профессионального пути может возникнуть гораздо больше. Приведены только самые основные. Вкратце, суть каждого:

1) Выбор в пользу престижности профессии – многие абитуриенты стремятся выбрать самую престижную профессии. Но когда дело доходит до трудоустройства, возникают большие трудности. Юристов, экономистов очень много и людям, которые учились на таких специальностях просто ради того, чтобы получить корочку, никому не нужны. Нужно выбирать профессию, подходящую именно тебе.

2) Выбор Вуза за компанию – не стоит выбирать Вуз только лишь потому, что твой лучший друг планирует поступить туда или потому что Вуз находится рядом с местожительством лучших друзей. Пусть выбранный Вуз будет находиться на другом конце города, зато абитуриент станет более самостоятельным и ответственным.

3) Очень скользкая тема, когда родители навязывают профессию своему ребенку. Тут палка о двух концах. Навязанное мнение родителей может оказаться, как и хорошим, единственно верным, так и просто прихотью, желанием реализовать свои несбывшиеся мечты молодости.

4) Поклонение кумирам – существует огромное количество ребят и девчат, которые мечтают стать самой известной певицей, танцовщицей, хоккеистом, комиком. На самом деле такими становятся только единицы, и это особый дар. Вряд ли, он откроется у вас, даже если будете годами упорно работать в этом деле. Поэтому надо адекватно оценивать свои возможности и творческие способности можно развивать не в качестве основной работы, а как хобби, которое будет приносить неплохой заработок, со временем, возможно, превышающий основной доход.

5) Выбор высокооплачиваемой профессии – безусловно, все люди мечтают много зарабатывать. Но какой в этом смысл, если вы несчастны, у вас нет друзей, проблемы со здоровьем. Профессия должна приносить не только доход, но и радость за каждый прожитый день, осознание полезности обществу, удовольствие от общения с коллегами. Помимо этого, человек должен расти как личность и стать профессионал своего дела.

Таблица 1. Мотивы, влияющие на выбор профессии

Мотив

Вид мотива (внешний, внутренний)

Описание

Социальный

Внутренний

Занять место в обществе

Моральный

Внутренний

Возможность стать полезным обществу

Потребность в специалисте

Внешний

Профессии появляются, меняются и исчезают

Материальный

Внутренний

Высокооплачиваемая работа

Профессиональный

Внутренний

Стремление стать мастером своего дела

Познавательный

Внутренний

Изучение профессионально значимой информации

Утилитарный

Внутренний

Возможность работать в городе, работать недалеко от дома

Творческий

Внутренний

Возможность творчески развиваться

3. Программные решения для решения задачи профессионального определения абитуриентов

Наиболее известные и распространенные программные продукты (ИС) профессионального самоопределения представлены в виде перечня (рис. 2).

Рисунок 2. – Перечень существующих программ профессионального самоопределения [2]

Проведенный анализ существующих программных продуктов показал, что ни один из них не обладает достаточным уровнем качества предлагаемых рекомендаций по направлению дальнейшей учебы или конкретной специальности, а также не учитывает факторы, повлиявшие на выбор абитуриента. Знание таких факторов могло бы помочь скорректировать профессиональный выбор студента.

По этой причине автором предложена методика для профессионального самоопределения абитуриента.

Заключение

В результате полного, всестороннего анализа становится понятно, что чаще всего на выбор профессии влияет мнение родителей, влияние престиж, финансовое благополучие, интерес, знание профессии.

Анализ существующих программных продуктов для профессионального самоопределения позволяет сделать вывод о том, что не все из них являются бесплатным и что использую какую-то одну методику, сложно получить целостную картину о профессиональной пригодности человека.

Сделать правильный вывод можно только интегрируя несколько методик в единый комплекс, что сразу наталкивает на необходимость автоматизации процесса профессионального самоопределения.

Таким образом, автором статьи было решено разработать обобщенный алгоритм формирования рекомендаций по выбору профессии.

Список используемых источников

Иванова А.Д. Особенности методических и психолого-педагогических аспектов в преподавании «Педагогики и психологии высшей школы» для магистров технических специальностей / Современные проблемы науки и образования (рецензируемый ВАК). – 2015. – № 6. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23480 (дата обращения 27.09.2018).

Похорукова М. Ю. Сравнительный анализ существующих программ профессионального самоопределения // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/archive/130/36192/ (дата обращения: 01.12.2019).

Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. – Санкт Петербург: Речь, 2006. – 236 с.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia, 2004. – 301 с.

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2007.

Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся — М., 1988.

Просмотров работы: 21