О роли вузов в повышении востребованности выпускников на современном рынке труда - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

О роли вузов в повышении востребованности выпускников на современном рынке труда

Филоненко Н.В. 1
1Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Молодой кадровый потенциал, подготавливаемый в системе вузовского образования, составляет важнейшую часть социальной и экономической структуры общества. Именно молодежь в ближайшем будущем будет играть ключевую роль в развитии различных сегментов экономики России.

Обеспеченность новыми кадрами является необходимым условием для перехода к инновационной экономике и модернизации отечественной промышленности. Подготавливаемые вузами ресурсы должны будут реализовывать все этапы инновационной деятельности, быть готовыми эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять в производство новые идеи, программы и проекты.

В тоже время, вызывает серьезную озабоченность проблема значительного числа незанятых выпускников вузов и низкая степень использования молодых трудовых ресурсов, что, в конечном итоге, отражается на снижении эффективности национальной экономики.

Возникновение данной проблемы обусловлено целым рядом причин, связанных с отменой государственного распределения выпускников учреждений профессионального образования, отсутствием механизма системного анализа востребованности выпускников вузов на рынке труда, отсутствием планового государственного запроса на подготовку специалистов конкретных профессионально-квалификационных профилей как по стране, в целом, так и по отдельным регионам, высокой динамикой, неравномерностью и неустойчивостью в востребованности специалистов на рынке труда, слабой связью профессионального образования и кадрового рынка. Сейчас рынок труда и рынок образования развиваются скорее как два отдельных сегмента рынка, которые мало взаимодействуют между собой [1] , [6].

Работодатели предъявляют к выпускникам требования в области профессионального образования, определенных личностных характеристик, конкретных знаний из области будущей профессии, готовности к достижению высоких результатов и личностному росту [4]. В тоже время, они недостаточно информированы о компетентностях выпускников, формируемых в рамках прохождения обучения на ступенях бакалавриата и магистратуры. Наибольшее внимание при решении о приеме на работу соискателя обращается на наличие опыта у претендента.

Довольно часто у работодателей отсутствуют программы поддержки молодых специалистов, не обеспечивается в должной мере адаптация приходящих на работу выпускников к новому рабочему месту. Нет грамотного сопровождения новых кадров, что, в конечном итоге, создает искусственные барьеры в освоении профессии, вынуждает выпускников буквально «по наитию» осваиваться в новой для них профессиональной среде или уходить с нового места работы [6].

Особую роль в повышении профессиональной востребованности выпускников у работодателей должны играть и высшие учебные учреждения, которые, по ряду имеющихся параметров и характеристик, далеки от роли ресурса, эффективно помогающего в трудоустройстве выпускников. Анализ различных работ показывает, что сложившаяся в России система подготовки специалистов не отвечает в должной мере общим тенденциям развития мировой образовательной системы. Высока инерционность процесса подготовки специалистов в вузах, не соответствующая стремительно изменяющимся запросам отечественной экономики в новых кадрах [3].

В результате из вузов выходят молодые специалисты, не обладающие необходимыми навыками самоопределения на рынке труда и развития трудовой карьеры, без умения вести переговоры с работодателями по вопросам трудоустройства. Выпускники, обладающие завышенной самооценкой собственного профессионально-квалификационного уровня и высоким уровнем притязаний на должности и оклады.

Тем самым, девальвируется профессиональное образование, которое не дает необходимых гарантий выпускнику в последующей профессиональной самореализации и устройстве на работу. Государство, в свою очередь, несет дополнительные бюджетные расходы на осуществление выплат пособий по безработице незадействованной молодежи, других социальных пособий, расходует финансовые средства на подготовку и переобучение выпускников. Страдает экономический сегмент - производство, бизнес, не получающие ценный кадровый ресурс в лице готовых молодых специалистов.

В тоже время, показатель трудоустройства выпускников является одним из ведущих при проведении ежегодного мониторинга вузов, демонстрируя кадровую обеспеченность конкретного региона, востребованность молодых специалистов на местах, исполнение роли вуза как поставщика качественных кадровых ресурсов, сопровождающего и поддерживающего звена в определении и будущей успешности профессиональной судьбы выпускаемого специалиста. Занятость выпускника показывает важное конкурентное преимущество вуза перед другими образовательными учреждениями, выступает важным свидетельством устойчиво положительной репутации вуза среди работодателей.

Необходимость усиления внимания со стороны вуза подготовке конкурентоспособного молодого специалиста, создание условий для его эффективного трудоустройства отвечает высоким государственным запросам и требованиям, отраженным в таких документах как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», закон Российской Федерации «Об образовании», приоритетный национальный проект «Образование».

Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что главная задача образовательной политики России заключается в обеспечении высокого качества профессионального образования за счет его фундаментальных основ и практической направленности на актуальные запросы рынка труда, государства и общества. Процесс непрерывного взаимодействия образовательных организаций и представителей реального сектора экономики, в который включены государственные структуры, наука, работодатели, родители выступает обязательным условием достижения стратегических целей модернизации системы профессионального образования Российской Федерации [2].

Актуальность проблематики роли вуза в трудоустройстве выпускников, их последипломного сопровождения отражена в работах З.В. Бабкиной, А.И. Еремкина, Э.К.Замерхановой, В.С. Ивановой, Е.П. Илясова, А.Е. Котляра, В.В. Лебедева, В.А. Михалько, П.П. Никифоровой, Г.Г. Руденко, О.А. Румянцева, А.Я. Савельева, В.А. Худякова и других исследователей.

Вопросы правового регулирования деятельности вуза в области содействия занятости и трудоустройства выпускников отражены в целом ряде нормативных документов, принятых в разное время на уровне федеральных профильных структур: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1283 от 12.05. 1999 «О создании Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2287 от 19.06.2002 «Об утверждении состава рабочей группы по вопросам содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», письмо Федерального агентства по образованию № 351/12-15 от 02.03.2010 «О предоставлении информации о деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и т.д.

Начиная с 2009 года, Министерство высшего образования и науки РФ осуществляет мониторинг состояния рынка труда, связанного с ожидаемым трудоустройством выпускников через региональные органы исполнительной власти, постоянно совершенствуя методику и инструментарий мониторинга.

Целевые показатели трудоустройства выпускников представлены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы, согласно которой к концу назначенного периода удельный вес выпускников учреждений профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности, должен составлять 60% от общей численности.

Тем самым, становится все более очевидным усиление роли вуза в создании эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, их адаптации к профессиональной деятельности, создание механизма партнерского взаимодействия вуза с работодателями и быстрого ориентирования на запросы рынка. Необходим прямой диалог вузов с конкретными работодателями для выявления наиболее значимых профессиональных компетенций, конкретных параметров описания требований к претендентам, согласования компетенций, которыми должны обладать выпускники, создания банка вакансий, организации практик, стажировок, семинаров, конференций, круглых столов, ярмарок вакансий и т.д.

Важным в этом аспекте является организация оперативного информационного обмена между вузами и работодателями, внедрение на базе высшего учебного заведения информационных технологий, обеспечивающих последующее постдипломное сопровождение выпускников, разработка соответствующего методического сопровождения выпускников, создание единых и четко взаимосвязанных методологических и информационных основ управления процессами трудоустройства студентов в вузе, разработка соответствующих сервисов, отвечающих за постдипломное сопровождение выпускников.

Список литературы

Иванова В.С. Стратегии трудоустройства выпускников вузов. Вестник науки Сибири. 2016. №1 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-trudoustroystva-vypusknikov-vuza (дата обращения: 21.09.2019).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://government.ru/info/6217/(дата обращения: 23.09.2019).

Криворучко В.А., Шапихова Н.Е. Разработка интерактивного модуля информационной системы для успешного трудоустройства выпускников университета. URL: http://www.rusnauka.com/20_AND_2014/Informatica/1_174027.doc.htm (дата обращения: 21.09.2019).

Кутейницына Т.Г. Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций // СИСП. 2011. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-spetsialista-kriticheskoe-prochtenie-otechestvennyh-publikatsiy (дата обращения: 27.09.2019).

Никулина Ю.Н. Роль бизнеса в подготовке молодых специалистов для инновационной экономики региона // Вестник ОГУ. 2014. №4 (165) С.102-108.

Самерханова Э.К., Смирнова Е.А. Информационное обеспечение постдипломного сопровождения выпускников вуза// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 56. – Ч. 1. – 380 с. (С.204-211).

Филоненко Н.В. Организация постдипломного онлайн сопровождения выпускника вуза // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <ahref="https://scienceforum.ru/2018/article/2018005350">https://scienceforum.ru/2018/article/2018005350</a> (дата обращения: 30.10.2019).

Просмотров работы: 30