УСРЕДНЕННЫЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

УСРЕДНЕННЫЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В сфере, связанной с социальной жизнью, особое внимание уделяется не только проблемам развития теории и практики социальной работы, но и личностным особенностям профессионала. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы изучения личностных особенностей молодых специалистов, которые вовлечены в профессию, непосредственно связанную с социальной работой.

На базе Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ) было проведено исследование, посвящённое анализу психологических особенностей студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа». Данные этого исследования можно использовать для улучшения программы обучения студентов с целью развития профессионально важных качеств будущего специалиста.

Исследование проводилось с помощью психодиагностических комплексов: «Профориентатор» на первом курсе и «Профкарьера» [1, c. 25]. на третьем,с участием обучающихся по направлению «Социальная работа» в количестве 26человек. В анализе использовались методы описательной статистики, включая средние, максимальные и минимальные значения, а также процентное соотношение.

Подавляющее большинство испытуемых – студенты женского пола, соотношение представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Доля юношей и девушек в выборке студентов

Такая сильная разница в количестве девушек и юношей может быть связана с общей спецификой данного направления, которое популярно больше среди женского пола [2, c. 56].

Согласно результатам исследования по программе «Профориентатор» по блоку «Интересы», представленными на рисунке 2,для данной выборки наиболее привлекательными для будущих социальных работников являются интересы «Искусство», «Общение» и «Природа».

Рисунок 2 – Результаты по блоку «Интересы» (средние значения)

Лидирующие позиции занимает «Природа» и «Искусство», что подтверждается большими, по сравнению с другими шкалами, минимальными и максимальными значениями, отраженными на рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты по блоку «Интересы» (максимальные и минимальные значения)

Интерес к искусству отражает склонность к работе с художественными образами (их создание, организация, оценка). Такие люди обычно отличаются сильной впечатлительностью, эмоциональностью, развитым воображением и образным мышлением. Повышенный интерес к природе может означать симпатию к животным, понимание их культурного значения для человека, интерес к жизни дикой природы. Возможна ориентированность в первую очередь на чувственное, эстетическое восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природным объектам.

Стоит также отметить, что у студентов отмечается низкий уровень привлекательности интереса «Техника», что можно видеть на рисунке 4.

Рисунок 4 – Результаты по шкале «Техника» (уровень выраженности)

Это можно объяснить превалирующим количеством среди респондентов девушек, которые не интересуются техникой.

В целом, основным у студентов, обучающихся на направлении подготовки «Социальная работа», является интерес к творческой работе, созданию нового на основе воображения, где особое внимание уделяется отсутствию ограничений и рамок для реализации творческого потенциала.

Это можно подтвердить наиболее выраженной, по сравнению с остальными шкалами, жизненной установкой «Творческая свобода» («Профкарьера»), результаты отражены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результаты по блоку «Жизненные установки» (средние значения)

Также это утверждается лидирующим положением творческого профиля по блоку «Склонность к обучению» («Профориентатор»), согласно представленным на рисунке 6 результатам.

Рисунок 6 – Результаты по блоку «Склонность к обучению» (средние значения)

В результатах данного исследования также нужно отметить интересную тенденцию в распределении данных по шкалам блока «Тип карьеры» («Профкарьера»). При том, что большая часть выборки имеет высокий творческий потенциал и очевидный интерес ко всему, что связано с творчеством, в выборе профессии они не отдают предпочтение творческим профессиям, как видно на рисунке 7.

Рисунок 7 – Результаты по шкале «Творческий тип карьеры» (уровень выраженности)

Большинство предпочитают статический тип карьеры, что отражено на рисунке 8.

Рисунок 8 – Результаты по блоку «Тип карьеры» (средние значения)

Это можно объяснить тем, что респонденты чётко разделяют интересы, хобби и профессиональную деятельность.

Несмотря на очевидный интерес к творчеству, в приоритете оказывается такая характеристика профессии, как «комфорт», что видно по результатам блока «Мотивация» («Профкарьера»), представленным на рисунке 9.

Рисунок 9 – Результаты по блоку «Тип карьеры» (средние значения)

Также из результатов видно, что хотя для респондентов важна творческая свобода, в представлениях о работе присутствуют рамки и правила. Студенты направления «Социальная работа» ориентированы на стабильный труд, обеспечивающий комфорт и безопасность. Не развита ориентация на карьерный рост, творческий характер работы и разнообразие задач.

Анализируя полученные результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

Студенты направления «Социальная работа» имеют выраженный интерес к творчеству, общению и к природе, низкий интерес к технике.

Будущие социальные работники хотели бы реализовывать свой творческий потенциал и воображение посредством осуществления творческой и коммуникативной деятельности, но при этом разграничивают это желание с будущей профессиональной деятельностью, так как в первую очередь заинтересованы в комфортном, безопасном и стабильном труде.

Список литературы

Дикова, В.В. Карьерное консультирование – инструмент прогнозирования профессионального будущего // Профессиональное образование и рынок труда. – 2016. – №2. – С. 24-27.

Кобазова, Ю.В. Влияние гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников [Текст] / Ю.В. Кобазова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №6. – С. 53-63

Просмотров работы: 4