В сфере, связанной с социальной жизнью, особое внимание уделяется не только проблемам развития теории и практики социальной работы, но и личностным особенностям профессионала. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы изучения личностных особенностей молодых специалистов, которые вовлечены в профессию, непосредственно связанную с социальной работой.
На базе Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ) было проведено исследование, посвящённое анализу психологических особенностей студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа». Данные этого исследования можно использовать для улучшения программы обучения студентов с целью развития профессионально важных качеств будущего специалиста.
Исследование проводилось с помощью психодиагностических комплексов: «Профориентатор» на первом курсе и «Профкарьера» [1, c. 25]. на третьем,с участием обучающихся по направлению «Социальная работа» в количестве 26человек. В анализе использовались методы описательной статистики, включая средние, максимальные и минимальные значения, а также процентное соотношение.
Подавляющее большинство испытуемых – студенты женского пола, соотношение представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Доля юношей и девушек в выборке студентов
Такая сильная разница в количестве девушек и юношей может быть связана с общей спецификой данного направления, которое популярно больше среди женского пола [2, c. 56].
Согласно результатам исследования по программе «Профориентатор» по блоку «Интересы», представленными на рисунке 2,для данной выборки наиболее привлекательными для будущих социальных работников являются интересы «Искусство», «Общение» и «Природа».
Рисунок 2 – Результаты по блоку «Интересы» (средние значения)
Лидирующие позиции занимает «Природа» и «Искусство», что подтверждается большими, по сравнению с другими шкалами, минимальными и максимальными значениями, отраженными на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результаты по блоку «Интересы» (максимальные и минимальные значения)
Интерес к искусству отражает склонность к работе с художественными образами (их создание, организация, оценка). Такие люди обычно отличаются сильной впечатлительностью, эмоциональностью, развитым воображением и образным мышлением. Повышенный интерес к природе может означать симпатию к животным, понимание их культурного значения для человека, интерес к жизни дикой природы. Возможна ориентированность в первую очередь на чувственное, эстетическое восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природным объектам.
Стоит также отметить, что у студентов отмечается низкий уровень привлекательности интереса «Техника», что можно видеть на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результаты по шкале «Техника» (уровень выраженности)
Это можно объяснить превалирующим количеством среди респондентов девушек, которые не интересуются техникой.
В целом, основным у студентов, обучающихся на направлении подготовки «Социальная работа», является интерес к творческой работе, созданию нового на основе воображения, где особое внимание уделяется отсутствию ограничений и рамок для реализации творческого потенциала.
Это можно подтвердить наиболее выраженной, по сравнению с остальными шкалами, жизненной установкой «Творческая свобода» («Профкарьера»), результаты отражены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Результаты по блоку «Жизненные установки» (средние значения)
Также это утверждается лидирующим положением творческого профиля по блоку «Склонность к обучению» («Профориентатор»), согласно представленным на рисунке 6 результатам.
Рисунок 6 – Результаты по блоку «Склонность к обучению» (средние значения)
В результатах данного исследования также нужно отметить интересную тенденцию в распределении данных по шкалам блока «Тип карьеры» («Профкарьера»). При том, что большая часть выборки имеет высокий творческий потенциал и очевидный интерес ко всему, что связано с творчеством, в выборе профессии они не отдают предпочтение творческим профессиям, как видно на рисунке 7.
Рисунок 7 – Результаты по шкале «Творческий тип карьеры» (уровень выраженности)
Большинство предпочитают статический тип карьеры, что отражено на рисунке 8.
Рисунок 8 – Результаты по блоку «Тип карьеры» (средние значения)
Это можно объяснить тем, что респонденты чётко разделяют интересы, хобби и профессиональную деятельность.
Несмотря на очевидный интерес к творчеству, в приоритете оказывается такая характеристика профессии, как «комфорт», что видно по результатам блока «Мотивация» («Профкарьера»), представленным на рисунке 9.
Рисунок 9 – Результаты по блоку «Тип карьеры» (средние значения)
Также из результатов видно, что хотя для респондентов важна творческая свобода, в представлениях о работе присутствуют рамки и правила. Студенты направления «Социальная работа» ориентированы на стабильный труд, обеспечивающий комфорт и безопасность. Не развита ориентация на карьерный рост, творческий характер работы и разнообразие задач.
Анализируя полученные результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
Студенты направления «Социальная работа» имеют выраженный интерес к творчеству, общению и к природе, низкий интерес к технике.
Будущие социальные работники хотели бы реализовывать свой творческий потенциал и воображение посредством осуществления творческой и коммуникативной деятельности, но при этом разграничивают это желание с будущей профессиональной деятельностью, так как в первую очередь заинтересованы в комфортном, безопасном и стабильном труде.
Список литературы
Дикова, В.В. Карьерное консультирование – инструмент прогнозирования профессионального будущего // Профессиональное образование и рынок труда. – 2016. – №2. – С. 24-27.
Кобазова, Ю.В. Влияние гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников [Текст] / Ю.В. Кобазова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №6. – С. 53-63