Навык выразительного чтения необходим учителю как при подготовке к уроку литературного чтения, так и при обучении детей выразительному прочтению различных жанров литературы. Правильное интонационное прочтение текста ведёт к понимаю его смысла, заложенного автором. Это вызывает у обучающихся интерес к чтению и различные эмоции.
Одним из лирических произведений является стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» [1, с. 64], изучаемое в 3-ем классе начальной школы по программе «Школа России». Стихотворение пронизано весёлыми, радостными эмоциями и заставляет слушателей забыть о своих проблемах и окунуться в волшебство прихода зимы.
Главными персонажами стихотворения являются мальчик и его мама. Автор представлен самим мальчиком, который описывает все прелести зимы. Мальчика можно охарактеризовать как впечатлительного (радуется приходу зимы), внимательного (описывает снег, иней), суеверного (верит в народные приметы) и уверенного в безотказности матери на его просьбу покататься на салазках. Мама выступает любящей и понимающей.
Стихотворение построено с помощью хорея (чередование нечетного ударного и четного безударного слогов), что при чтении придает некоторую легкость и непринуждённость.
Стихотворение состоит из трёх строф.
В первой строфе автор показывает радость ребёнка от прихода зимы. Он смотрит в окно, обращаясь к матери («Мама! Глянь-ка из окошка...») и вспоминая народную примету, связанную с приходом зимы («Знать, вчера недаром кошка/ Умывала нос…»). Логическое ударение следует сделать на слова «мама», показывая желание непременно поделиться своими впечатлениями (читать громко); и «окошко», указывая на место наблюдения. Слово «недаром» также следует выделить логически и прочитать протяжно, показывая то, что приметы сбываются. Выделяя слово «грязи», делаем акцент на том, что зима скрыла ее под снегом («одело») и всё вокруг «посветлело, побелело». Использование олицетворения («весь двор одело») указывает на волшебство прихода зимы. Перечисляя глаголы также следует поставить логическое ударение на них, повышая тон («одело», «посветлело», «побелело»). Фраза; «Видно, есть мороз!..» – указывает на вывод мальчика, сделанный по результатам увиденного из окна, поэтому логическое ударение следует сделать на слово «есть».
Во второй строфе используется много эпитетов, с помощью которых слушатели могут представить себе зимний пейзаж (не колючий, светло-синий иней; свежей, белой, пухлой ватой). На данных словах следует поставить логическое ударение, что помогает сделать стихотворение интересным и завораживающим, показывая красоту зимней природы. Ребенок желает поделиться своими впечатлениями хоть с кем-нибудь, поэтому призывает маму посмотреть в окно («Погляди хоть ты!»). Следовательно, следует выделить фразу «хоть ты». Во фразе «Словно кто-то тороватый…» используется сравнение, поэтому следует выделить логическим ударением слово «тороватый» [2, с. 1182], которое означает щедрый, ловкий. Во фразе «Все убрал кусты!» можно поставить логическое ударение на слово «все», показывая тщательность проделанной работы. Строфу следует читать медленно, наблюдательно, завораживающе, средним тоном.
В третьей строфе показано желание мальчика поскорее насладиться зимними забавами («За салазки, да и в гору…»). Устаревшее слово «салазки» [2, с. 1025] означает маленькие ручные санки. Во фразе «Уж теперь не будет спору…» следует логически выделить «не будет» и прочитать протяжно, предвосхищая исход. Мальчика переполняют радостные эмоции («Весело бежать…», выделить логическим ударением слово «весело»). Он представляет себе, как будет катиться с горы, но, чтобы пойти гулять, сначала ему нужно спросить разрешения у мамы. Ребенок уже чувствует, что мама ему не откажет, а наоборот поддержит («Правда, мама?»; «Ну, скорей гулять!»), поэтому фразу «а сама» следует прочитать медленно, протяжно, указывая на проявление инициативы со стороны матери, а логическое ударение следует поставить на слова «правда», «скорей». Строфа читается с радостью, восторгом, предвосхищено.
Проанализировав стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», составим примерный план, на который можно опираться при подготовке к выразительному чтению данного произведения.
Примерный план может выглядеть следующим образом:
Основная идея: любование зимним пейзажем.
Образы: ребёнок – впечатлительный, внимательный, суеверный, уверенный; мама – любящая, понимающая.
Сюжет: ребёнок делится радостными впечатлениями, связанными с приходом зимы.
Построение сюжета:
А) завязка – «Мама! глянь-ка из окошка...»;
Б) кульминация – «Правда, мама? Не откажешь…»;
В) развязка – «Ну, скорей гулять!».
Задача чтения: передать детям красоту зимнего пейзажа, вызвать чувство восхищения зимней природой, любование ей.
Части произведения:
«Народная примета».Задача: вызвать у детей чувство восторга, радости от прихода зимы, познакомить детей с народной приметой.
«Величие зимы». Задача: передать детям красоту и волшебство зимнего пейзажа, познакомить детей со значениями новых слов.
«Некогда скучать». Задача: передать слушателям желание ребенка поскорее насладиться зимними забавами, а также вызвать чувство одобрения этого желания со стороны его мамы; познакомить детей со значениями новых слов.
Приведем полный текст стихотворения с разделением на речевые такты и указанием на изменение голоса (его повышение и понижение).
↑Мама! (воскликнуть)/ Глянь-ка из окошка↓/ —
Знать/, вчера ↑недаром(протяжно) кошка/
Умывала нос↓/:
↑Грязи нет,↓/ весь двор ↑одело/,
↑Посветлело/, ↑побелело↓/ —
Видно/, ↑есть мороз. ↓//
(читать с удивлением, восхищением, громко)
↑Не колючий/, светло-синий/
По ветвям развешан иней/↓ —
↑Погляди хоть ты! ↓/
Словно кто-то ↑тороватый/
Свежей/, белой/, пухлой ватой/
Все убрал кусты↓//.
(читать наблюдательно, завораживающе, средним тоном)
↑Уж теперь не будет(протяжно) спору/↓:
За салазки/, ↑да и в гору/
Весело бежать! ↓/
↑Правда, мама?/ Не откажешь/↓,
↑А сама(протяжно), наверно, скажешь/↓:
↑«Ну/, скорей гулять!» ↓//
(читать предвосхищено, радостно, ожидающе, средним тоном)
Примечания: ↑ – повышение голоса; ↓ – понижение голоса; мама – выделение слова логическим ударением; / – короткая пауза; // – длинная пауза.
Список использованных источников:
1. Климова, Л. Ф. Литературное чтение, 3 кл., учеб. : в 2 ч / Л. Ф. Климова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.
2. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2011. – 1360 с.