Социальное воспитание. История и современность - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социальное воспитание. История и современность

Агибалова И.А. 1, Романова Н.С. 1, Клемантович И.П. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальное воспитание зародилось еще в условиях первобытности. В первобытных общинах воспитание инстинктивно носило коллективный характер, община выступала в роли совокупного воспитателя. Все дети воспитывались в духе подчинения личных интересов интересам общины, что соответствовало потребностям жизни древнего человека.

Первые упоминания о характере социального воспитания прослеживаются в трудах древнегреческого философа Платона, который рассматривал воспитание в русле других аспектов жизни и связывал возможность изменения общества с системой коллективного воспитания. Мыслитель также писал о том, что воспитанием должно заниматься государство, а не семья.

У восточных славян процесс воспитания детей (IV по IX в.в.) был неотделим от жизнедеятельности племени и происходил посредством включения детей в различные виды деятельности взрослых (трудовую, хозяйственную, ритуально-обрядовую и т.д.). В то время педагогический смысл несли обычаи, направленные на выработку бережного отношения к природе, результатам труда и почитание старших.

Подростки, которые достигали половой зрелости проходили подготовку, в процессе которой они учились охотиться и изготавливать орудия труда, развивать выносливость, дисциплину, а также приобщались к религиозным обычаям. Подготовка завершалась обрядом инициации, юноши доказывали перед племенем свою социальную и физическую зрелость.

Важные педагогические функции, кроме ритуалов, выполняли предания, песни, легенды, в которых накапливался опыт поколений, а высшим идеалом члена общины считались сила, самообладание, храбрость, трудолюбие и способность защититьродную землю от набегов чужеземных племен.

В VI веке с появлением общин у восточных славян были распространены такие формы воспитания как: кормильство, ремесленное ученичество, кумовство, гридницы и др. А развитие экономических процессов (VIII – IX в.в.) привело к выделению из коллектива - малой семьи, как самостоятельной хозяйственной ячейки. И воспитанием детей начинают заниматься отец и мать. Воспитание из всеобщего, становится семейно-сословным.

После принятия христианства в X веке, функцию воспитания и обучения берёт на себя церковь, выступая главным народным наставником. Киевские князья открывают училища, в которых всех детей (не зависимо от сословий) обучали по одинаковой программе. Основными предметами были письмо, грамматика, риторика, география, церковное пение, звёздознание.

Большую роль в воспитании в тот период играла литература – жития и поучения, которые учили жить соответственно нормам христианской этики. Наиболее известное «Завещание Владимира Мономаха детям».

Огромное внимание в воспитании подрастающего поколения киевский князь Владимир отводил развитию таких качеств как инициатива, активность, самодеятельность, трудолюбие, выработка прилежания и учтивости. И считал образование одним из важнейших средств воспитания детей. Значимое место отводилось воспитательному воздействию на детей личного примера взрослых, приучению детей к соблюдению общечеловеческих норм морали, воспитанию нравственности, через совершение добрых поступков по отношению к другим.

Огромное влияние на социальное воспитание в XVI веке оказывал «Домострой» - прообраз первой программы воспитания подрастающего поколения, написанный священником Сильвестром, настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля.

Воспитание по «Домострою» направлено на развитие у детей ответственности перед государством, церковью и родителями. Грамотность не является первостепенным условием воспитания и адресовывается духовному сословию и людям чиновным. Наивысшая цель воспитания - духовная мудрость. А методы воспитания – наказания (включая физические) иметоды подавления воли.

XVIII столетие считается периодом преобразования педагогических традиций в России. Назрела необходимость светского, государственного регулирования обучения и воспитания.

Реформы Петра I в области просвещения имели важное значение для развития этих процессов. Благодаря им появились государственные учебно-воспитательные, профессиональные учреждения, осуществляющие общее образование и профессиональную подготовку: Петербургская учительская семинария, Академия наук, женские светские учебные заведения. В губерниях открывались государственные начальные школы, обучающие детей 10 - 15 лет.

В период правления Петра I были созданы и напечатаны правила поведения «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», которые упреждались букварем, нравоучениями и включали правила поведения в различных ситуациях и нормы этикета [19, с.55-61]. В церковном образовании была организована сеть духовных семинарий и архиерейских школ.

Один из великих деятелей просвещения петровской эпохи М.В. Ломоносов сделал огромный вклад в развитие социального воспитания в России. Ученый определил воспитание основным фактором развития личности: «... Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются» [13, т. 7, с. 121]. Также он предупреждал, что ошибки в воспитании, могут привести «на неправый путь юношество, приступающее к наукам, в нежных умах вкореняют ложные понятия, которые после истребить трудно или и вовсе невозможно» [13, т. 7, с. 582].

Как сторонник индивидуального подхода, Ломоносов рекомендовал воспитывать детей с учетом их склонностей и способностей. Формирование в индивидууме высокой нравственности, трудолюбие, любви к наукам, знаниям являлось основной целью воспитания. М.В. Ломоносов стал основоположником педагогической этики, указывал на пример взрослого в процессе воспитания, уделял большое внимание справедливому отношению к ученикам, помощи и поощрению талантливых (способных) детей. И говорил о необходимости согласованности действий всех участников образовательного процесса [4].

Екатерина II во время своего правления пыталась утвердить систему сословного воспитания, открыв в Москве воспитательные дома, в которых давалось минимальное образование и владение ремеслом. Таким воспитанием Екатерина хотела создать третье сословие «образованных людей, способных служить отечеству».

Определение педагогике как науке о воспитании, среди русских ученых первым дал Н.И. Новиков, современник Екатерины II. Он настаивал на общественном воспитании, говорил о том, что ребенок должен иметь элементарные права, и, прежде всего, право на свободу [3, с. 98].

Во время правления Екатерины II православные идеалы воспитания стали составной частью идеалов формирования добродетельного гражданина. На первое место были выдвинуты задачи развития разума, а не образование сердца, обязательность безусловного следования православно-религиозной традиции была нарушена. Но возросшее внимание к внутреннему миру человека не привело к утверждению идеалов независимой личности. [10; 20].

В XIX веке императрица Мария Федоровна расширяет сеть сиротских домов и училищ, основывает новые заведения: училища благородных девиц, военно-сиротские воспитательные дома, опытные воспитательные дома для глухонемых и слепых детей, училища для солдатских дочерей, благотворительные больницы, повивальный институт, вдовьи дома.

В начале XX века появляются педагогические труды таких величайших педагогов как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский и др. Их педагогическая деятельность направлена на отмену сословных ограничений в образовании, создание собственных педагогических традиций и авторитета отечественной школы. В своих работах они обращались и к проблеме социального воспитания.

Так, учение К.Д. Ушинского, основанное на принципе народности, было связано с формированием в процессе воспитания гармонично развитой личности ребенка. Главной целью воспитания Ушинский считал развитие потребности и любви к труду. Для ее достижения необходимы качества, которые можно воспитать в индивидууме посредством внутренней духовной силы личного труда, который необходим и для тела человека, и для его души.

Впервые в России ученый С.Т. Шацкий создал детский клуб и летнюю колонию для детей и подростков, решающих ряд социально - педагогических проблем детства. В них детей спасали от дурного влияния улицы прививая привычку трудиться. Основой социальной педагогики по Шацкому являлись самообслуживание, самоуправление и постоянное занятие трудом. [10, с. 22-24].

В этот период в России создается институт детского суда, цель которого защита, социально-педагогическая помощь и охрана детства, координация действий других институтов социализации детей. Ученые и практики занимаются разработкой системы воспитательно-исправительных учреждений для беспризорных и нищих несовершеннолетних детей. Создаются специализированные центры на средства благотворительных организаций, которые оказывают помощь «малолетним преступникам».

Октябрьская революция 1917 года стала переломным моментом в развитии идей социального воспитания.Возникло множество направлений, открывающих новые перспективы в рассмотрении и решении проблем социальной защиты и помощи российским детям.

В 20-е годы появилось понятие «социальное воспитание», использовавшееся в сокращенном виде – «соцвос». Соцвосами называли государственные органы социально-правовой охраны детства, управления детскими и школьными учреждениями и др.

Второе значение термина «социальное воспитание» употреблялось для описания общественного воспитания. Единого толкования исследуемого понятия в то время не было.

Однако вскоре «социальное воспитание» приобретает классовый характер и связывается с происхождением человека. Под социальным воспитанием начинает подразумеваться воспитание социалистической личности, моральные, этические ценности заменяются коммунистической моралью.

А постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», борьба с рефлексологическими, культурно-историческими, биогенетическими и социогенетическими концепциями развития и формирования личности надолго «закрыла» в советской педагогике исследование социальных факторов, влияющих на процесс воспитания личности [17, c. 191]. На смену социальному воспитанию пришел термин «коммунистическое воспитание». Социальное воспитание фактически прекратило свое существование [8, c. 102-103].

В 50 – 60 годах осуществлялась научная разработка важнейших проблем воспитания, центральное место среди них занимали проблемы нравственного, патриотического и интернационального воспитания. Встали проблемы социально-педагогической защищенности детей и подростков, для решения которых организуется работа с детьми вне школы: открываются спортивные секции, кружки разной направленности, агитбригады, концертные группы, пионерские лагеря и т.д. Не обучающиеся несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста устраиваются на работу [3].

Развиваются школы-интернаты, призванные помочь в воспитании детей, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье или лишившихся попечения родителей [10]. Для позитивной социализации детей организуются внешкольные формы воспитательной работытрудовые объединения,детское техническое творчество,станции юных натуралистов и др. Они занимаются эстетическим и физическим воспитанием, организацией досуга, профилактикой безнадзорности и беспризорности детей и подростков.

В 70-х годах возрождается интерес к социальному воспитанию, связанный с актуализацией проблем развития социально-педагогических функций школы, социальной адаптации и социализации. В работах В.Г. Бочаровой, А.В. Мудрика, М.М. Плоткина и других ученых наряду с исследованиями общего характера накапливаются знания о конкретных составляющих социального воспитания.

Разрабатывается концепция детского коллектива, основы которой заложил педагог А.С. Макаренко. Согласно этой концепции детский коллектив – явление социально-педагогическое, связанное с приобщением детей к культуре, формированием высокой нравственности, развитием творческой индивидуальности личности [3].

К началу 80-х годов проявилась проблема социального сиротства. Увеличилось количество воспитанников интернатских учреждений - социальных сирот и детей, чьи родители решением суда были лишены родительских прав. Для решения этой проблемы открываются специальные школы и ПТУ для несовершеннолетних, основная задача которых заключается в социальной реабилитации и адаптации детей и подростков [3].

Попытка научно-методического анализа практики социального воспитания, послужила основанием для возрождения понятия «педагогика среды», появления термина «среда коллектива» и рождения социальной педагогики, как новой отрасли научных знаний.

В конце 80-х годов образовались различные научные школы, разрабатывающие теории и концепции воспитания. Ученые Л.А. Бондаревская, О.С. Газман, Л.И. Новикова и другие, привносят новый смысл в понимание воспитания, целью которого становится всестороннее развитие личности. Задачи воспитания: формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке, приобщение детей к системе ценностей, уважение к правилам, нормам, воспитание положительного отношения к труду. Коммунистическая идеология рушится, распускаются пионерская и комсомольская организации. Школа переименовывается в «образовательное учреждение», а внешкольные учреждения, которые выполняли функцию коммунистического воспитания детей, в «учреждения дополнительного образования». За школами закрепляются функции обучения детей, а воспитание полностью переносится на семью.

В конце XX века социальное воспитание отражало социально-экономическую ситуацию и обострившиеся в обществе проблемы, такие как рост асоциальных явлений, падение уровня жизни населения, невысокий образовательный и культурный уровень взрослых и др.

В России появляется потребность в специалисте, занимающимся проблемами социальной помощи и поддержки детства. И в 1991 году вводится институт социальной педагогики. В системе профессионального образования утверждается новая специальность «социальная педагогика», а в штатное расписание образовательных учреждений вводится должность «социальный педагог». Открытие нового социального института дает огромный импульс для теоретических, методологических, научно-практических исследований в сфере деятельности новых кадров и в их подготовке [8; 9].

Научная школа члена-корреспондента Российской академии образования Анатолия Викторовича Мудрика «Социализация и воспитание» сыграла огромную роль в появлении и становлении социальной педагогики как отдельного направления в науке. Оно сформировалось на базе различных исследований воспитания обучающихся. На основе полученных данных Мудрик А.В. создал концепции социализации и социального воспитания, разработал программы по ряду курсов в области социальной педагогики и социального воспитания.

Россия возвращается в мировое образовательное пространство после 70-летнего перерыва. Издается переводная литература, изучается зарубежный опыт [3; 8; 14]. Организовываются профессиональные сообщества социальных педагогов, набирает силу волонтерское движение, которое оказывает помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная педагогика выстраивает свои теоретические концепции, создаются модели конкретной педагогической деятельности с использованием различных образовательных технологий.

Так, доктором педагогических наук И.П. Клемантович была разработана модель аксиологического развития личности, ее социализация в условиях развивающего направления в социальной педагогике. Модель аксиологического развития личности предполагает использование поэтапной организации процесса социализации на основе выбора способов решения важных задач - структурно-логические или проблемные технологии. В ней могут использоваться игровые технологии, дополняемые диалоговыми технологиями, создающими коммуникативную среду и расширяющими пространство сотрудничества в процессе социализации [12, c. 66-123].

Таким образом, в 90 – х годах социальная педагогика окончательно сформировалась не только как теоретическая и практическая область, но и как профессиональная сфера, ориентированная на подготовку квалифицированных кадров, стоящих на защите интересов детства.

В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности. Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность. Социальное воспитание направлено своевременное выявление, индивидуальный подход и эффективное решение проблем, возникающих у человека в обществе и профилактику асоциальных проявлений личности.

В современном мире, в век высоких технологий, социальное воспитание рассматривается в контексте киберсоциализации, являющейся мощным социализирующим вектором формирования смысложизненных ориентаций и современной социально активной жизненной позицией человека. В процессе киберсоциализации формируются навыки взаимодействия с социальной средой интернет-пространства, происходит становление социальных идеалов [7; 16].

Сейчас на всех уровнях системы образования широко используются информационно-коммуникативные технологии, также называющиеся «цифровым обучением». Переход к цифровому образованию является реальностью наших дней. Система цифрового образования поможет детям в будущем лучше ориентироваться в информационном мире. Так как цифровое обучение подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства будет сам стремиться к знаниям. Цифровое образование избавит человека от горы бумаг и книг, а планшет заменит рабочие тетради. Родителям не придется тратить деньги на канцелярию. Так как в цифровой системе работа педагога подразумевает лишь помощь, он задает направление, по которому развиваются ученики - работа учителей упростится.

Однако, в цифровом обучении речь о воспитании не идет совсем, хотя воспитание и обучение являются основными составляющими образования. Воспитание в контексте образования предполагает «социальную ситуацию развития», общение и межличностное взаимодействие участников образовательного процесса, переживание и проживание ими ситуаций нравственного выбора, на основе знания принятых в обществе моральных норм. Источником таких отношений, носителем морали и нравственности может быть только человек.

Принцип индивидуализации, оставление обучающегося наедине с компьютером, ещё больше усилит отрыв обучения от воспитания. В школе ребенок получает не только знания, но и учится взаимодействовать с обществом, обретает друзей. Информационная система значительно снизит уровень социализации. Существует и другая опасность: свёртывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, что приведет к индивидуализму и одиночеству. Важно найти баланс между использованием возможностей компьютера и живым общением педагога и обучающихся [6].

Классическое социальное воспитание и воспитание в контексте киберсоциализации взаимосвязаны, могут успешно дополнять и даже подменять друг друга, при определённых условиях (инвалидность или период болезни человека, проживание в отдаленном регионе и др.) обеспечивая комплексное воспитание. Но они неравнозначны и не должны рассматриваться как полноценные альтернативы друг другу [7; 16].

Подводя итог, отметим, что проблемы социального воспитания особенно обостряются в период переломных моментов и глобальных перемен в обществе. И сегодня, когда каждый день делаются новые открытия, меняющие жизнь человека, проблемы социального воспитания начинают волновать не только исследователей, но и политиков и родителей.

Несмотря на широкое и повсеместное использование, термин «социальное воспитание» до сих пор не имеет общепринятого значения. Однако именно благодаря социальному воспитанию человек усваивает общепринятые нормы (культурные, нравственные) и правила поведения, которые позволяют ему успешно реализовываться и функционировать в социуме.

Список литературы:

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учеб. пособие для студентов педагогических ВУЗов. М.: Academa, 2000. - 173 с.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. – 367 с.

3. Басов, Н. Ф. История социальной педагогики: учеб. пособие для академ. бакалавриата/ Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - 3-е изд. - М.: ИздательствоЮрайт, 2018. - 250 с.

4. Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. Москва – Архангельск: Изд-во, 2005. – 298 с.

5. Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме. // Педагогика, 2016. – № 3 (с. 3 - 16).

6. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus", 2019. №1(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа. –

http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019

7. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании. Монография / Под ред. В.А. Плешакова. Норильск: Ред.-изд. отдел ФГБОУВПО "НИИ", 2012. – 244 с.

8.Галагузова М.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Под общ. ред. М.А. Галагузовой - 2-е изд. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с

9. История социальной педагогики: Становление и развитие зарубежной социальной педагогики: Учебник для ВУЗов / Под ред. В. И. Беляева. М.: Гардарики, 2003. - 255 с.

10. История социальной педагогики : учеб. пособие для студ. фак-та социальной работы спец-ти 031300 «Социальная педагогика». / Авт.-сост. И. А. Федотова. — г. Балашов: изд. «Николаев», 2008. - 144 с.

11. Клемантович И.П. Социальная педагогика. История социально – педагогической мысли и практики (курс лекций) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. - № 11-1. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –

URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4339 (дата обращения: 21.12.2019).

12. Клемантович И.П. Основы социально педагогической деятельности. Учебное пособие. РИЦ, МГОПУ им. М.А. Шолохова. Москва. 2004. – 259 с.

13. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: В 11 т. Т. 7. Труды по филологии, 1739-1758 гг./ Гл. ред. С. И. Вавилов. АН СССР, М.; Л.: изд-во Акад. наук СССР, 1952.– 993 с.

 

14. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – 2-е изд., перераб. - М.: МПСИ, 2009. – 568 с.

15. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ: Воронеж: МОДЭК, 2010. – 624 с.

16. Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования. // Вестник ПСТГУ, 2014. - Вып. 4 (с. 9-22).

17. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов: Монография. - Новосибирск: Наука, 2007. – 377 с.

18. Ромм Т. А., Богданова Е. В. Социальное воспитание в трансформирующемся обществе. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 278 с.

19. Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия /Под редакцией И.А. Петровой. Москва – Волгоград, 2003. – 208 с.

20. Стародубцев М.П. Взгляды Екатерины II на воспитание «новой породы» дворянства как основа образовательной политики. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. № 164 (с. 180-189).

Просмотров работы: 742