Нами была предпринята попытка составить усредненный профиль студента первого курса бакалавриата направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (далее – СДО), ведь образовательные результаты студенчества взаимосвязаны с психологическими особенностями личности [1].
Эмпирической базой исследования выступил департамент психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ), г. Владивосток. В эмпирическом исследовании приняло участие 20 человек, а именно девушки в возрасте от 17 до 18 лет, обучающиеся на направлении подготовки СДО.
Согласно Д.Б. Эльконину [5] для данного возраста характерны следующие возрастные особенности:
социальная ситуация развития в юношеском возрасте проявляется в изменении характера учебной деятельности, появляется потребность в самообразовании, самосовершенствовании, формируется самопознание, увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»;
ведущей деятельностью юношеского возраста является учебно-профессиональная деятельность, предполагающая овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений, а также формируются профессиональные интересы и идеалы;
новообразованием юношеского возраста является профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций. Юноши и девушки среди многообразия секций, курсов, возможных профессий и хобби находятся в ситуации профессионального выбора.
ФГОС высшего образования [3] выделяет ряд компетенций, которыми должен обладать выпускник направления подготовки СДО: системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; производить деловую коммуникацию в устной и письменной формах; обладать толерантностью в социально-историческом, этическом и философском контекстах; самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение); создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Для исследования психологических особенностей студентов первого курса направления подготовки СДО и составления их усредненного профиля был применен психодиагностический комплекс «Профориентатор», разработанный под руководством А.Г. Шмелева [2].
Результаты обработки представлены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.
Т а б л и ц а 1 – результаты исследования по блоку «Интересы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Техника |
Наука |
Искусство |
Общение |
Бизнес |
Знак |
Природа |
Риск |
3,9 |
5,6 |
6,6 |
5,2 |
3,3 |
5,3 |
6,5 |
4,6 |
Из таблицы 1 видно, что в данном профиле более высокие значения в блоке «Интересы» выявлены по шкалам «Искусство» (6,6) и «Природа» (6,5). Из этого следует, что у студентов данного направления подготовки проявляется повышенный интерес к работе, связанной с творческой деятельностью (создавать, анализировать и оценивать предметы искусства, картины, музыку, литература), а также с природными объектами, животными, растениями, микроорганизмами, природными явлениями (биолог, ветеринар, врач). Можно предположить, что такой повышенный интерес студентов-дефектологов связан со сформировавшимися профессиональными интересами и идеалами.
Также видно, что по шкале «Наука» наблюдается значение выше среднего, что говорит об интересе к исследовательской деятельности, о направленности на сбор и анализ информации в различных предметных областях (исследователь, педагог, психолог).
Средние значения наблюдаются по шкалам «Общение», «Знак», и «Риск» что свидетельствует о средней выраженности интереса к взаимодействию с людьми, различными группами и коллективами (педагогические, медицинские, юридические профессии), к работе со знаками, схемами, графиками, текстами и документами. Испытуемого не пугают необычные и экстремальные условия, где требуется физическая или психологическая нагрузка (врач, спортсмен, спасатель).
Низкие значения наблюдаются по шкалам «Техника» и «Бизнес», что характеризуется низкой выраженностью интереса к техническим системам (например, эксплуатация и ремонт транспорта, техники, компьютера) и коммерческой деятельности.
К числу профессий, подходящих представителю данного профиля с учетом его интересов, относятся педагог, психолог, врач, биолог, генетик и другие, что соответствует выбранному направлению подготовки.
Т а б л и ц а 2 - результаты исследования по блоку «Личностные характеристики» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Активность |
Согласие |
Самоконтроль |
Эмоциональная стабильность |
5,1 |
6 |
5,8 |
4,5 |
Как мы видим в таблице 2, в блоке «Личностные характеристики» у студентов данного направления подготовки более высокое значение имеет шкала «Согласие» (6), а более низкое – «Эмоциональная стабильность» (4,5). Из этого следует, что выраженными чертами личности студента-дефектолога являются дружелюбие, бесконфликтность, стремление к сотрудничеству, готовность выслушать другого человека и оказывать помощь, а также организованность, целеустремленность, дисциплинированность, склонность к планированию и соблюдению правил. Кроме того, данному профилю свойственна активная социальная позиция, общительность, инициативность, решительность. Эмоциональная сфера данного профиля характеризуется такими качествами, как эмпатия, понимание переживаний другого человека, эмоциональность, тревожность, осторожность и бдительность. В целом, данные личностные черты благоприятствуют работе в сферах, указанных в блоке «Интересы».
Из таблицы 3 видно, что в данном профиле высокое значение по шкале «Абстрактная логика» (6,5), исходя из чего можно сделать вывод о том, что студенты-дефектологи обладают высокой способностью логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, мыслить на понятийном уровне, что необходимо в психологии и педагогике.
Т а б л и ц а 3 – результаты исследования по блоку «Интеллект» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Вычисления |
Лексика |
Эрудиция |
Зрит. логика |
Абстр. логика |
Внимание |
Общий балл |
5,3 |
5,7 |
5,5 |
5,8 |
6,5 |
5,3 |
5,7 |
В целом у студентов-дефектологов интеллектуальные способности развиты на среднем уровне, соответствуют возрастным нормам. Широкий кругозор и общая осведомленность о разнообразных сферах действительности необходимы для большинства профессий, связанных с интеллектуальной деятельностью. Умение легко подбирать слова при общении с людьми и грамотно строить фразы особенно важно для гуманитарных профессий, связанных с общением с другими людьми.
Также студенты данного направления подготовки для своей возрастной группы обладают достаточно развитыми конструктивно-техническими способностями, пространственным и образным мышлением (умением мысленно повернуть объект, построить его проекцию на плоскость), востребованными в технических и творческих профессиях.
Студентам-дефектологам свойственен средний уровень развития вычислительных навыков и внимания. Такому человеку может быть непросто работать с числами, выполнять расчеты в уме, анализировать закономерности в числовых рядах, могут быть сложны задачи, связанные с техническим профилем, программированием и экономикой. Несмотря на наличие способности сосредоточиться, быть усидчивым и концентрировать внимание, могут возникать трудности в монотонной работе, требующей ответственности, организованности при жестких ограничениях по времени и в деятельности в экстремальных условиях.
Т а б л и ц а 4 – результаты исследования по блоку «Склонность к профилю обучения» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Инженерный |
Физико-матем. |
Естеств. науч. |
Естеств.-технолог. |
Творческий |
Лингвистич. |
Обществ.-гуманитар. |
Финанс.-экономич. |
Информ.-технолог. |
4,9 |
5,8 |
6,4 |
5,5 |
6,8 |
5,6 |
5,9 |
4,7 |
5,3 |
Исходя из анализа результатов, представленных в таблице 4, видно, что в данном профиле имеются высокие значения по шкалам «Творческий» (6,8) и «Естественнонаучный» (6,4), а низкие – «Инженерный» (4,9) и «Финансово-экономический» (4,7). Из этого следует, что студенты данного направления подготовки в большей степени интересуются профессиями, предполагающими деятельность, связанную с творчеством (например, в области искусства), с природными качествами и объектами (например, в области медицины и биологии)
Т а б л и ц а 5 – результаты исследования по блоку «Тренинговые программы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)
Шкалы |
Общ.балл мотивац. |
Мотивац. |
Интел. развитие |
Коммун. навыки |
Лидерство и отношения |
Самоорганизация |
Эмоц. саморегуляция |
5,1 |
2,6 |
2,9 |
3,7 |
5,1 |
4,5 |
3,8 |
Из таблицы 5 видно, что студенты данного направления подготовки имеют высокие значения по шкалам «Лидерство и отношения» (5,1) и «Общий балл мотивации» (5,1). Из этого следует, что точкой роста студентов-дефектологов является развитие лидерских и организаторских качеств, а именно умение воодушевлять и убеждать, побуждать людей к работе и действиям. Также им стоит поработать в целом над мотивацией к учебной деятельности.
Для анализа результатов эмпирического исследования были использованы методы математической статистики, а именно при помощи rs – коэффициента ранговой корреляции Спирмена [4] была определена связь между психологическими характеристиками, полученными в рамках блоков психодиагностического комплекса «Профориентатор».
Т а б л и ц а 6 – Результаты корреляционного анализа по блокам «Личностные характеристики» и «Склонность к профилю обучения»
Блоки и шкалы |
Личностные характеристики |
||||
Активность |
Согласие |
Самоконтроль |
Эмоциональная стабильность |
||
Склонность к профилю обучения |
Инженерный |
0.17 |
0.06 |
0.14 |
0.06 |
Физико-математический |
0.14 |
0.06 |
-0.18 |
-0.02 |
|
Естественно- научный |
0.46* |
0.46* |
-0.18 |
0.37 |
|
Естественно-технологический |
-0.05 |
0.22 |
0.15 |
0.08 |
|
Творческий |
0.002 |
0.29 |
-0.58* |
-0.21 |
|
Лингвистический |
0.54* |
-0.001 |
-0.31 |
-0.04 |
|
Общественно-гуманитарный |
0.49* |
-0.02 |
-0.41 |
-0.17 |
|
Финансово-экономический |
0.36 |
-0.05 |
0.25 |
-0.02 |
|
Информационно-технологический |
-0.02 |
0.13 |
0.08 |
-0.21 |
Примечание: уровень значимости * - p<0,05; ** - p<0,01, *** - p<0,001
По результатам корреляционного анализа, представленным в таблице 6, мы видим, что у студентов-дефектологов личностная характеристика «Активность» положительно связана со склонностью к профилям обучения «Естественнонаучный», «Лингвистический» и «Общественно-гуманитарный», то есть чем в большей степени личность проявляет активность в общении с другими людьми, стремиться знакомиться, завязывать новые связи, проявлять инициативу в общении, тем в большей степени у нее развита склонность к деятельности, связанной с природными качествами и объектами (эколог, стоматолог, педиатр, специалист по генетике и т.д.), а также развита склонность к овладению иностранными языками (журналист, переводчик, специалист по регионоведению, специалист по связям с общественностью и т.д.), к практической гуманитарной деятельности и к работе академических гуманитариев (психолог, преподаватель, искусствовед, редактор, актер, художник-график и т.д.).
Личностная характеристика «Согласие» студентов-дефектологов положительно связана со склонностью к профилю обучения «Естественно-научный», то есть, чем в большей степени личность склонна сотрудничать и соглашаться с другими, умеет встать на точку зрения другого, посочувствовать, тем в большей степени у нее развита склонность к деятельности, связанной с природными качествами и объектами (эколог, стоматолог, педиатр, специалист по генетике и т.д.).
Личностная характеристика «Самоконтроль» студентов-дефектологов отрицательно связана со склонностью к профилю обучения «Творческий», то есть, чем в большей степени личность умеет организовать себя в пространстве и времени и проявляет склонность к планированию своей деятельности, тем в меньшей степени у нее развита склонность к творческой деятельности (в области культуры и искусства).
Таким образом, можно сделать вывод, что личностные характеристики студентов направления подготовки специальное (дефектологическое) образования соответствуют выбранной ими профессии.
Т а б л и ц а 7 – Результаты корреляционного анализа шкал блока «Интересы»
Блоки и шкалы |
Интересы |
||||||||
Техника |
Наука |
Искусство |
Общение |
Бизнес |
Знак |
Природа |
Риск |
||
Интересы |
Техника |
- |
0.52* |
0.05 |
-0.05 |
0.29 |
0.32 |
0.12 |
0.25 |
Наука |
- |
0.36 |
0.18 |
0.15 |
-0.01 |
0.6* |
0.12 |
||
Искусство |
- |
0.39 |
-0.03 |
-0.69* |
0.005 |
0.17 |
|||
Общение |
- |
0.12 |
-0.35 |
0.16 |
0.19 |
||||
Бизнес |
- |
0.33 |
-0.19 |
0.25 |
|||||
Знак |
- |
0.14 |
-0.16 |
||||||
Природа |
- |
0.03 |
|||||||
Риск |
- |
Примечания: * - уровень значимости p< 0,05; ** - p< 0,01, *** - p< 0,001
Из таблицы 7 мы видим, что у студентов-дефектологов интересы «Знак» и «Искусство» отрицательно связаны, то есть, чем в большей степени выражен интерес к работе с буквами, цифрами, схемами, графиками, текстами, документами, естественными и искусственными языками, тем в меньшей степени человек интересуется творческой деятельностью (создание, анализ и оценка предметов искусства, живопись, музыка, литература).
Положительная связь интересов «Природа» и «Наука» у студентов СДО говорит о том, что чем в большей степени они проявляют интерес к работе, связанной с природными объектами, людьми, животными, растениями, микроорганизмами и природными явлениями, тем в большей степени студенты-дефектологи интересуются исследовательской деятельностью, проявляют направленность на сбор и анализ информации в различных предметных областях (например, исследователь, педагог, психолог).
Положительная связь интересов «Наука» и «Техника» у студентов-дефектологов показывает, что чем в большей степени они интересуются исследовательской деятельностью, проявляют направленность на сбор и анализ информации в различных предметных областях, тем в большей степени студенты-дефектологи интересуются техническими системами (например, эксплуатация и ремонт транспорта, техники, компьютера).
Т а б л и ц а 8 – Результаты корреляционного анализа блоков «Личностные характеристики» и «Интересы»
Блоки и шкалы |
Личностные характеристики |
||||
Активность |
Согласие |
Самоконтроль |
Эмоц. Стабильность |
||
Интересы |
Техника |
-0.33 |
-0.17 |
-0.26 |
-0.049 |
Наука |
-0.009 |
0.04 |
-0.25 |
0.35 |
|
Искусство |
0.22 |
-0.28 |
-0.12 |
0.21 |
|
Общение |
0.24 |
-0.12 |
-0.14 |
0.53* |
|
Бизнес |
0.045 |
-0.37 |
0.17 |
0.08 |
|
Знак |
-0.24 |
0.19 |
0.09 |
-0.25 |
|
Природа |
0.16 |
0.15 |
-0.17 |
0.33 |
|
Риск |
0.33 |
-0.32 |
-0.17 |
-0.18 |
Примечания: * - уровень значимости p< 0,05; ** - p< 0,01, *** - p< 0,001
Как видно из таблицы 8, у студентов-дефектологов личностные характеристики «Эмоциональная стабильность» и «Общение» положительно связаны, то есть, чем в большей степени студент-дефектолог склонен к эмоциональности, эмпатии, пониманию переживаний другого человека, тревожности, осторожности и бдительности, тем в большей степени он проявляет интерес к работе с взаимодействием с людьми, различными группами и коллективами (педагогические, медицинские, юридические профессии).
Т а б л и ц а 9 – Результаты корреляционного анализа блоков «Интересы» и «Интеллект»
Блоки и шкалы |
Интеллект |
|||||||
Вычисления |
Лексика |
Эрудиция |
Зрит. логика |
Абстр. логика |
Внимание |
Общий балл |
||
Интересы |
Техника |
-0.23 |
-0.01 |
0.08 |
0.002 |
-0.052 |
-0.44 |
-0.19 |
Наука |
-0.09 |
-0.14 |
0.17 |
-0.05 |
-0.007 |
-0.22 |
0.13 |
|
Искусство |
-0.09 |
-0.17 |
0.14 |
-0.03 |
0.09 |
-0.31 |
-0.103 |
|
Общение |
-0.27 |
-0.032 |
0.08 |
-0.18 |
0.21 |
-0.25 |
-0.15 |
|
Бизнес |
0.003 |
0.026 |
-0.07 |
-0.01 |
0.09 |
-0.12 |
0.008 |
|
Знак |
-0.03 |
0.29 |
0.05 |
0.12 |
-0.11 |
0.12 |
0.11 |
|
Природа |
0.07 |
0.19 |
0.26 |
0.13 |
0.26 |
-0.017 |
0.19 |
|
Риск |
0.23 |
0.31 |
0.18 |
0.29 |
0.29 |
0.05 |
0.28 |
Примечания: * - уровень значимости p< 0,05; ** - p< 0,01, *** - p< 0,001
По результатам корреляционного анализа, представленным в таблице 9, мы видим, что у студентов-дефектологов не выявлено статистически значимых связей шкал по блокам «Интеллект» и «Интересы», что, возможно, может быть обусловлено небольшим объемом выборки.
Таким образом, можно сделать вывод, что разносторонние интересы и развитые способности дают возможность студентам-дефектологам в равной степени рассматривать различные области будущей профессиональной деятельности. Сочетание и взаимосвязь интересов, личностных характеристик и склонностей к профилю обучения подтверждают то, что усредненный профиль студента направления подготовки СДО характеризуется творческими способностями, направленностью на сбор и анализ информации, умением логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, эмпатией, общительностью, отзывчивостью, стрессоустойчивостью, инициативностью, решительностью, бдительностью.
В целом можно сказать, что студентам данного направления подготовки подходят педагогические, психологические и медицинские профессии, так как в ходе исследования были выявлены ярко выражение особенности личности студентов-дефектологов, предполагающие обучение на выше перечисленных профессиях. В частности, можно сказать, что студенты-дефектологи ориентированы на активное взаимодействие и сотрудничество с людьми, внимательно относятся к переживаниям другого человека, стремятся оказать помощь человеку, открыто выражают свое сочувствие, при этом они стремятся с разных сторон проанализировать ситуацию, чтобы принять ответственное решение, творчески подходят к выполнению деятельности, проявляют направленность к изучению физических и психологических процессов в организме человека.
Список литературы
Бубновская, О.В. Взаимосвязь особенностей мотивационно-личностной сферы и образовательных результатов студенчества // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. – С. 357-359.
Методическое пособие Диагностический комплекс «Профориентатор», Центр тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 N 123 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50363)
Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
Эльконин, Д.Б. Психология развития в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 3-е – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 416 с.