Усредненный профиль студента-первокурсника направления подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Усредненный профиль студента-первокурсника направления подготовки "Специальное (дефектологическое) образование"

Орлова Л.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нами была предпринята попытка составить усредненный профиль студента первого курса бакалавриата направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (далее – СДО), ведь образовательные результаты студенчества взаимосвязаны с психологическими особенностями личности [1].

Эмпирической базой исследования выступил департамент психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ), г. Владивосток. В эмпирическом исследовании приняло участие 20 человек, а именно девушки в возрасте от 17 до 18 лет, обучающиеся на направлении подготовки СДО.

Согласно Д.Б. Эльконину [5] для данного возраста характерны следующие возрастные особенности:

социальная ситуация развития в юношеском возрасте проявляется в изменении характера учебной деятельности, появляется потребность в самообразовании, самосовершенствовании, формируется самопознание, увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»;

ведущей деятельностью юношеского возраста является учебно-профессиональная деятельность, предполагающая овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений, а также формируются профессиональные интересы и идеалы;

новообразованием юношеского возраста является профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций. Юноши и девушки среди многообразия секций, курсов, возможных профессий и хобби находятся в ситуации профессионального выбора.

ФГОС высшего образования [3] выделяет ряд компетенций, которыми должен обладать выпускник направления подготовки СДО: системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; производить деловую коммуникацию в устной и письменной формах; обладать толерантностью в социально-историческом, этическом и философском контекстах; самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение); создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Для исследования психологических особенностей студентов первого курса направления подготовки СДО и составления их усредненного профиля был применен психодиагностический комплекс «Профориентатор», разработанный под руководством А.Г. Шмелева [2].

Результаты обработки представлены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.

Т а б л и ц а 1 – результаты исследования по блоку «Интересы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Шкалы

Техника

Наука

Искусство

Общение

Бизнес

Знак

Природа

Риск

 

3,9

5,6

6,6

5,2

3,3

5,3

6,5

4,6

Из таблицы 1 видно, что в данном профиле более высокие значения в блоке «Интересы» выявлены по шкалам «Искусство» (6,6) и «Природа» (6,5). Из этого следует, что у студентов данного направления подготовки проявляется повышенный интерес к работе, связанной с творческой деятельностью (создавать, анализировать и оценивать предметы искусства, картины, музыку, литература), а также с природными объектами, животными, растениями, микроорганизмами, природными явлениями (биолог, ветеринар, врач). Можно предположить, что такой повышенный интерес студентов-дефектологов связан со сформировавшимися профессиональными интересами и идеалами.

Также видно, что по шкале «Наука» наблюдается значение выше среднего, что говорит об интересе к исследовательской деятельности, о направленности на сбор и анализ информации в различных предметных областях (исследователь, педагог, психолог).

Средние значения наблюдаются по шкалам «Общение», «Знак», и «Риск» что свидетельствует о средней выраженности интереса к взаимодействию с людьми, различными группами и коллективами (педагогические, медицинские, юридические профессии), к работе со знаками, схемами, графиками, текстами и документами. Испытуемого не пугают необычные и экстремальные условия, где требуется физическая или психологическая нагрузка (врач, спортсмен, спасатель).

Низкие значения наблюдаются по шкалам «Техника» и «Бизнес», что характеризуется низкой выраженностью интереса к техническим системам (например, эксплуатация и ремонт транспорта, техники, компьютера) и коммерческой деятельности.

К числу профессий, подходящих представителю данного профиля с учетом его интересов, относятся педагог, психолог, врач, биолог, генетик и другие, что соответствует выбранному направлению подготовки.

Т а б л и ц а 2 - результаты исследования по блоку «Личностные характеристики» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Шкалы

Активность

Согласие

Самоконтроль

Эмоциональная стабильность

 

5,1

6

5,8

4,5

Как мы видим в таблице 2, в блоке «Личностные характеристики» у студентов данного направления подготовки более высокое значение имеет шкала «Согласие» (6), а более низкое – «Эмоциональная стабильность» (4,5). Из этого следует, что выраженными чертами личности студента-дефектолога являются дружелюбие, бесконфликтность, стремление к сотрудничеству, готовность выслушать другого человека и оказывать помощь, а также организованность, целеустремленность, дисциплинированность, склонность к планированию и соблюдению правил. Кроме того, данному профилю свойственна активная социальная позиция, общительность, инициативность, решительность. Эмоциональная сфера данного профиля характеризуется такими качествами, как эмпатия, понимание переживаний другого человека, эмоциональность, тревожность, осторожность и бдительность. В целом, данные личностные черты благоприятствуют работе в сферах, указанных в блоке «Интересы».

Из таблицы 3 видно, что в данном профиле высокое значение по шкале «Абстрактная логика» (6,5), исходя из чего можно сделать вывод о том, что студенты-дефектологи обладают высокой способностью логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, мыслить на понятийном уровне, что необходимо в психологии и педагогике.

Т а б л и ц а 3 – результаты исследования по блоку «Интеллект» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Шкалы

Вычисления

Лексика

Эрудиция

Зрит. логика

Абстр. логика

Внимание

Общий балл

 

5,3

5,7

5,5

5,8

6,5

5,3

5,7

В целом у студентов-дефектологов интеллектуальные способности развиты на среднем уровне, соответствуют возрастным нормам. Широкий кругозор и общая осведомленность о разнообразных сферах действительности необходимы для большинства профессий, связанных с интеллектуальной деятельностью. Умение легко подбирать слова при общении с людьми и грамотно строить фразы особенно важно для гуманитарных профессий, связанных с общением с другими людьми.

Также студенты данного направления подготовки для своей возрастной группы обладают достаточно развитыми конструктивно-техническими способностями, пространственным и образным мышлением (умением мысленно повернуть объект, построить его проекцию на плоскость), востребованными в технических и творческих профессиях.

Студентам-дефектологам свойственен средний уровень развития вычислительных навыков и внимания. Такому человеку может быть непросто работать с числами, выполнять расчеты в уме, анализировать закономерности в числовых рядах, могут быть сложны задачи, связанные с техническим профилем, программированием и экономикой. Несмотря на наличие способности сосредоточиться, быть усидчивым и концентрировать внимание, могут возникать трудности в монотонной работе, требующей ответственности, организованности при жестких ограничениях по времени и в деятельности в экстремальных условиях.

Т а б л и ц а 4 – результаты исследования по блоку «Склонность к профилю обучения» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Шкалы

Инженерный

Физико-матем.

Естеств. науч.

Естеств.-технолог.

Творческий

Лингвистич.

Обществ.-гуманитар.

Финанс.-экономич.

Информ.-технолог.

 

4,9

5,8

6,4

5,5

6,8

5,6

5,9

4,7

5,3

Исходя из анализа результатов, представленных в таблице 4, видно, что в данном профиле имеются высокие значения по шкалам «Творческий» (6,8) и «Естественнонаучный» (6,4), а низкие – «Инженерный» (4,9) и «Финансово-экономический» (4,7). Из этого следует, что студенты данного направления подготовки в большей степени интересуются профессиями, предполагающими деятельность, связанную с творчеством (например, в области искусства), с природными качествами и объектами (например, в области медицины и биологии)

Т а б л и ц а 5 – результаты исследования по блоку «Тренинговые программы» комплекса «Профориентатор» (средние значения)

Шкалы

Общ.балл мотивац.

Мотивац.

Интел. развитие

Коммун. навыки

Лидерство и отношения

Самоорганизация

Эмоц. саморегуляция

 

5,1

2,6

2,9

3,7

5,1

4,5

3,8

Из таблицы 5 видно, что студенты данного направления подготовки имеют высокие значения по шкалам «Лидерство и отношения» (5,1) и «Общий балл мотивации» (5,1). Из этого следует, что точкой роста студентов-дефектологов является развитие лидерских и организаторских качеств, а именно умение воодушевлять и убеждать, побуждать людей к работе и действиям. Также им стоит поработать в целом над мотивацией к учебной деятельности.

Для анализа результатов эмпирического исследования были использованы методы математической статистики, а именно при помощи rs – коэффициента ранговой корреляции Спирмена [4] была определена связь между психологическими характеристиками, полученными в рамках блоков психодиагностического комплекса «Профориентатор».

Т а б л и ц а 6 – Результаты корреляционного анализа по блокам «Личностные характеристики» и «Склонность к профилю обучения»

Блоки и шкалы

Личностные характеристики

Активность

Согласие

Самоконтроль

Эмоциональная стабильность

Склонность к профилю обучения

Инженерный

0.17

0.06

0.14

0.06

Физико-математический

0.14

0.06

-0.18

-0.02

Естественно- научный

0.46*

0.46*

-0.18

0.37

Естественно-технологический

-0.05

0.22

0.15

0.08

Творческий

0.002

0.29

-0.58*

-0.21

Лингвистический

0.54*

-0.001

-0.31

-0.04

Общественно-гуманитарный

0.49*

-0.02

-0.41

-0.17

Финансово-экономический

0.36

-0.05

0.25

-0.02

Информационно-технологический

-0.02

0.13

0.08

-0.21

Примечание: уровень значимости * - p<0,05; ** - p<0,01, *** - p<0,001

По результатам корреляционного анализа, представленным в таблице 6, мы видим, что у студентов-дефектологов личностная характеристика «Активность» положительно связана со склонностью к профилям обучения «Естественнонаучный», «Лингвистический» и «Общественно-гуманитарный», то есть чем в большей степени личность проявляет активность в общении с другими людьми, стремиться знакомиться, завязывать новые связи, проявлять инициативу в общении, тем в большей степени у нее развита склонность к деятельности, связанной с природными качествами и объектами (эколог, стоматолог, педиатр, специалист по генетике и т.д.), а также развита склонность к овладению иностранными языками (журналист, переводчик, специалист по регионоведению, специалист по связям с общественностью и т.д.), к практической гуманитарной деятельности и к работе академических гуманитариев (психолог, преподаватель, искусствовед, редактор, актер, художник-график и т.д.).

Личностная характеристика «Согласие» студентов-дефектологов положительно связана со склонностью к профилю обучения «Естественно-научный», то есть, чем в большей степени личность склонна сотрудничать и соглашаться с другими, умеет встать на точку зрения другого, посочувствовать, тем в большей степени у нее развита склонность к деятельности, связанной с природными качествами и объектами (эколог, стоматолог, педиатр, специалист по генетике и т.д.).

Личностная характеристика «Самоконтроль» студентов-дефектологов отрицательно связана со склонностью к профилю обучения «Творческий», то есть, чем в большей степени личность умеет организовать себя в пространстве и времени и проявляет склонность к планированию своей деятельности, тем в меньшей степени у нее развита склонность к творческой деятельности (в области культуры и искусства).

Таким образом, можно сделать вывод, что личностные характеристики студентов направления подготовки специальное (дефектологическое) образования соответствуют выбранной ими профессии.

Т а б л и ц а 7 – Результаты корреляционного анализа шкал блока «Интересы»

Блоки и шкалы

Интересы

Техника

Наука

Искусство

Общение

Бизнес

Знак

Природа

Риск

Интересы

Техника

-

0.52*

0.05

-0.05

0.29

0.32

0.12

0.25

Наука

 

-

0.36

0.18

0.15

-0.01

0.6*

0.12

Искусство

   

-

0.39

-0.03

-0.69*

0.005

0.17

Общение

     

-

0.12

-0.35

0.16

0.19

Бизнес

       

-

0.33

-0.19

0.25

Знак

         

-

0.14

-0.16

Природа

           

-

0.03

Риск

             

-

Примечания: * - уровень значимости p< 0,05; ** - p< 0,01, *** - p< 0,001

Из таблицы 7 мы видим, что у студентов-дефектологов интересы «Знак» и «Искусство» отрицательно связаны, то есть, чем в большей степени выражен интерес к работе с буквами, цифрами, схемами, графиками, текстами, документами, естественными и искусственными языками, тем в меньшей степени человек интересуется творческой деятельностью (создание, анализ и оценка предметов искусства, живопись, музыка, литература).

Положительная связь интересов «Природа» и «Наука» у студентов СДО говорит о том, что чем в большей степени они проявляют интерес к работе, связанной с природными объектами, людьми, животными, растениями, микроорганизмами и природными явлениями, тем в большей степени студенты-дефектологи интересуются исследовательской деятельностью, проявляют направленность на сбор и анализ информации в различных предметных областях (например, исследователь, педагог, психолог).

Положительная связь интересов «Наука» и «Техника» у студентов-дефектологов показывает, что чем в большей степени они интересуются исследовательской деятельностью, проявляют направленность на сбор и анализ информации в различных предметных областях, тем в большей степени студенты-дефектологи интересуются техническими системами (например, эксплуатация и ремонт транспорта, техники, компьютера).

Т а б л и ц а 8 – Результаты корреляционного анализа блоков «Личностные характеристики» и «Интересы»

Блоки и шкалы

Личностные характеристики

Активность

Согласие

Самоконтроль

Эмоц. Стабильность

Интересы

Техника

-0.33

-0.17

-0.26

-0.049

Наука

-0.009

0.04

-0.25

0.35

Искусство

0.22

-0.28

-0.12

0.21

Общение

0.24

-0.12

-0.14

0.53*

Бизнес

0.045

-0.37

0.17

0.08

Знак

-0.24

0.19

0.09

-0.25

Природа

0.16

0.15

-0.17

0.33

 

Риск

0.33

-0.32

-0.17

-0.18

Примечания: * - уровень значимости p< 0,05; ** - p< 0,01, *** - p< 0,001

Как видно из таблицы 8, у студентов-дефектологов личностные характеристики «Эмоциональная стабильность» и «Общение» положительно связаны, то есть, чем в большей степени студент-дефектолог склонен к эмоциональности, эмпатии, пониманию переживаний другого человека, тревожности, осторожности и бдительности, тем в большей степени он проявляет интерес к работе с взаимодействием с людьми, различными группами и коллективами (педагогические, медицинские, юридические профессии).

Т а б л и ц а 9 – Результаты корреляционного анализа блоков «Интересы» и «Интеллект»

Блоки и шкалы

Интеллект

Вычисления

Лексика

Эрудиция

Зрит. логика

Абстр. логика

Внимание

Общий балл

Интересы

Техника

-0.23

-0.01

0.08

0.002

-0.052

-0.44

-0.19

Наука

-0.09

-0.14

0.17

-0.05

-0.007

-0.22

0.13

Искусство

-0.09

-0.17

0.14

-0.03

0.09

-0.31

-0.103

Общение

-0.27

-0.032

0.08

-0.18

0.21

-0.25

-0.15

Бизнес

0.003

0.026

-0.07

-0.01

0.09

-0.12

0.008

Знак

-0.03

0.29

0.05

0.12

-0.11

0.12

0.11

Природа

0.07

0.19

0.26

0.13

0.26

-0.017

0.19

Риск

0.23

0.31

0.18

0.29

0.29

0.05

0.28

Примечания: * - уровень значимости p< 0,05; ** - p< 0,01, *** - p< 0,001

По результатам корреляционного анализа, представленным в таблице 9, мы видим, что у студентов-дефектологов не выявлено статистически значимых связей шкал по блокам «Интеллект» и «Интересы», что, возможно, может быть обусловлено небольшим объемом выборки.

Таким образом, можно сделать вывод, что разносторонние интересы и развитые способности дают возможность студентам-дефектологам в равной степени рассматривать различные области будущей профессиональной деятельности. Сочетание и взаимосвязь интересов, личностных характеристик и склонностей к профилю обучения подтверждают то, что усредненный профиль студента направления подготовки СДО характеризуется творческими способностями, направленностью на сбор и анализ информации, умением логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, эмпатией, общительностью, отзывчивостью, стрессоустойчивостью, инициативностью, решительностью, бдительностью.

В целом можно сказать, что студентам данного направления подготовки подходят педагогические, психологические и медицинские профессии, так как в ходе исследования были выявлены ярко выражение особенности личности студентов-дефектологов, предполагающие обучение на выше перечисленных профессиях. В частности, можно сказать, что студенты-дефектологи ориентированы на активное взаимодействие и сотрудничество с людьми, внимательно относятся к переживаниям другого человека, стремятся оказать помощь человеку, открыто выражают свое сочувствие, при этом они стремятся с разных сторон проанализировать ситуацию, чтобы принять ответственное решение, творчески подходят к выполнению деятельности, проявляют направленность к изучению физических и психологических процессов в организме человека.

Список литературы

Бубновская, О.В. Взаимосвязь особенностей мотивационно-личностной сферы и образовательных результатов студенчества // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. – С. 357-359.

Методическое пособие Диагностический комплекс «Профориентатор», Центр тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 N 123 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50363)

Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.

Эльконин, Д.Б. Психология развития в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 3-е – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 416 с.

Просмотров работы: 6