В современном мире, чтобы бизнес был успешен, редко удается обойтись без использования информационных технологий. Информационная технология – это система методов и способов сбора, накопления, передачи, хранения, обработки и представления информации [1]. Информационные технологии в экономике, менеджменте и бизнесе позволяют переработать разрозненные исходные данные в классифицированные и обеспечить оперативный доступ к ней с целью принятия решений для улучшения результатов деятельности какого-либо предприятия. Все это, а также персонал, осуществляющий действия с данной информацией, образуют информационную систему.
Как известно, главной целью любого бизнеса является получение прибыли. Существующие на данный момент информационные системы могут быть разработаны так, что они будут способствовать в достижении этой цели. Такие системы, которые предназначены для обеспечения эффективного функционирования предприятия путем автоматизированного выполнения функций управления, называют корпоративными.
Корпоративные информационные системы (КИС) охватывают все уровни управления предприятием, а именно: операционный, функциональный и стратегический [2]. Эти уровни представлены в виде пирамиды на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровни управления предприятием, охватываемые КИС
Корпоративные информационные системы по своему составу представляет собой совокупность различных программно-аппаратных средств и специализированных приложений, интегрированных в информационную систему, которая решает конкретную задачу предприятия. Эта система помогает оперативно контролировать все виды деятельности предприятия и принимать оптимальные решения на всех уровнях управления.
Сегодня существует огромное количество разновидностей корпоративных информационных систем, и их все можно разделить на две большие категории (Рисунок 2): учетные системы, построенные на основе журнала хозяйственных операций, и системы управления производством, реализующие эффективное планирование всех ресурсов предприятия [3].
Рисунок 3 – Классификация КИС
Учетные системы делятся на локальные (так называемые «бухгалтерии», например: «1С: Предприятие», «Инфо-бухгалтер») и распределенные, которые способны поддерживать решения большого количества задач крупного предприятия (например, «SUN Systems», «Platinum», «Парус», «Галактика»). А системы управления делятся на «тяжелые», которые вбирают в себя всю возможную функциональность (например, «Oracle Application», «SAP R/3», «Microsoft Dynamics», «BAAN») и более специализированные – «легкие» (например, «Syteline ERP», «JD Edwards»).
Рассмотрим отдельно корпоративную информационную систему «Oracle Applications». Она включает в себя 55 интегрированных программных модулей, которые представляют функциональные решения в области управления финансами, кадрами, производством, сбытом и материально-техническим снабжением. На сегодняшний день клиентами корпоративных приложений «Oracle» является более 7 700 организаций и компаний в 79 странах мира. Известны внедрения на Магнитогорском металлургическом комбинате, ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Красноярскэнерго». Система полностью реализована в архитектуре Интернет и по многим параметрам не имеет аналогов на рынке корпоративных систем [4].
Пакет «Oracle Applications» можно условно разделить на несколько функциональных групп:
– управление финансами и бухгалтерией (Модули: Главная книга бухгалтера, Книга дебиторов, Книга кредиторов, Закупки, Основные средства. Они поддерживают многовалютность и одновременное ведение учета в соответствии с различными стандартами, а так же позволяют повысить эффективность работы предприятия.);
– управление производством, снабжением и сбытом (Модули: Модуль технологических карт, Модуль производственных мощностей, Модуль опытного производства, Управление затратами, Генеральные планы, Склад, Незавершенное производство, Планирование материальных затрат, Заказы. Они позволяют решить любые задачи по производственному планированию, управлению и контролю, по распределению готовой продукции и снабжению предприятия сырьем.);
– кадры (Модули: Отдел кадров, Зарплата. Они позволяют хранить любую информацию обо всех сотрудниках, в том числе их фотографические изображения и даже образцы подписей.);
– администрирование и конфигурирование системы (Модули: Управление объектной библиотекой, Системный администратор, модуль Предупреждения. Они позволяют оперативно отслеживать критичные для данного предприятия ситуации и оперативно на них реагировать.) [5].
Таким образом, система «Oracle Applications» существенно повышает внутреннюю управляемость предприятия, ее гибкость и устойчивость к внешним воздействиям, увеличивает эффективность и конкурентоспособность предприятия, обеспечивает получение достоверной информации о деятельности всех подразделений предприятия, а, в конечном счёте – повышает прибыльность бизнеса.
Список используемых источников:
1) Информационные технологии для бизнеса: [Электронный ресурс]. 2016. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6265427/ (Дата обращения: 20.12.2019).
2) Градусов Д.А., Шутов А.В., Градусов А.Б. Корпоративные информационные системы: [Учебное пособие]. 2014.
3) Грекул В.И. Управление внедрением информационных систем: [Электронный ресурс]. 2014. – Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/
itmngt/isimman (Дата обращения: 20.12.2019).
4) Корпоративная информационная система Oracle Applications: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/29771/informatika/korporativnaya_informatsionnaya_sistema_oracle_applications (Дата обращения: 21.12.2019).
5) Зарубежные ИСУП: [Электронный ресурс]. 2015. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/2393313/page:6/ (Дата обращения 21.12.2019).