СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Симонов С.В. 1, Плешанова В.А. 1, Шустикова Ю.В. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ (Орловский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время существует большое количество публикаций по корпоративной социальной ответственности, а также большое количество определений этого термина. Существует несколько определений корпоративной социальной ответственности:

 «Под социальной ответственностью мы подразумеваем подход к бизнесу, который реализует информационную прозрачность и этическое поведение, уважение к группам заинтересованных сторон и обязательства по обеспечению дополнительной экономической, социальной и экологической ценности» (Глобальный договор ООН).

«Корпоративная социальная ответственность означает этическое и социально-ответственное отношение к заинтересованным сторонам. Заинтересованные стороны существуют как внутри, так и за пределами фирмы» (Майкл Хопкинс, автор «Планетарной сделки: вопросы корпоративной социальной ответственности»).

«Корпоративная социальная ответственность - это концепция, с помощью которой компании интегрируют социальные и экологические проблемы в свои деловые операции и в свои отношения с заинтересованными сторонами на добровольной основе» - Европейская комиссия [5, с. 391].

Корпоративная социальная ответственность традиционно ассоциируется с крупными компаниями, в основном из-за общей фразы «ТНК» (транснациональные корпорации), но принципы социально-ответственного поведения также должны быть присущи малому и среднему бизнесу, что является важным и социально-значимым сегментом любой экономики.

Обращаясь к истории России, мы видим, что благотворительность и меценатство как первые формы социальной ответственности предпринимателя возникли не только на крупных заводах Демидовых и других промышленников, но даже раньше, в торговом классе, который является внутренним прототипом «малого» бизнеса.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает границы сектора малого предпринимательства, определяет категорию микропредприятий и вводит понятие среднего бизнеса [7].

Малый бизнес - это фирма, которая не доминирует в своей области, а его хозяин - независимый владелец, который управляет небольшим количеством подчиненных (до 100 человек). Микропредприятия принадлежат очень маленькому, обычно семейному бизнесу (до 15 человек). Они вполне жизнеспособны, хотя у них мало капитала и ограниченные технические и деловые навыки.

Средние предприятия расположены на границе малых и крупных фирм. Как правило, под средним понимается предприятие, которым управляет управляющий, который находится под контролем владельцев-акционеров и имеет от 101 до 250 сотрудников.

Большинство малых предприятий несут социальное бремя и объединяют уязвимые группы, которых необходимо поддержать в их усилиях по выживанию. Но малое и среднее предпринимательство является не только источником средств к существованию, но и возможностью раскрыть творческие и интеллектуальные способности людей, их самореализацию в свободно выбранной сфере деятельности.

Малые и средние предприятия (МСП) имеют ряд конкурентных преимуществ, отражающих их социальную значимость в системе воспроизводства. Это высокая гибкость и эффективность в принятии решений, относительно низкие накладные расходы, подверженность инновациям, быстрая адаптация к внешним воздействиям и изменениям рыночных условий, активная реклама, высокая текучесть средств, высокий уровень специализации производства и труда, принятие решений. о риске выполнения тех видов работ, которые экономически нецелесообразны для развития крупного бизнеса и т. д.

Малые и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, включая промышленно развитые страны. Их деятельность в разных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также существующей роли и места малых предприятий в экономике страны, это зависит от уровня концентрации и индустриализации экономики, а также от целей, стоящих перед сфера малого и среднего предпринимательства в новых социально-экономических условиях.

Согласно статистике, доля малых и средних компаний в ВВП России сегодня составляет около 20%, тогда как в Европейском союзе, США, Китае этот показатель превышает 50-60%. По прогнозам Министерства экономического развития Российской Федерации, Россия должна достичь этого уровня к 2020 году, а МСП должны трудоустроить не менее половины экономически активного населения страны.

По словам президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Поддержка России" С. Борисова, "В России еще не сформировалось достаточное количество малых предприятий... В структуре малого бизнеса преобладает индивидуальное предпринимательство, на втором месте - небольшие компании».

Среди основных секторов малого бизнеса наиболее распространены оптовая и розничная торговля (47,5%) и услуги (15,4%). По данным Росстата, около 1,6 млн. Предпринимателей работают в сфере торговли (70% всех предпринимателей занимаются предпринимательской деятельностью).

В российском обществе малый и средний бизнес развивается достаточно интенсивно, несмотря на определенные трудности и административные барьеры. Значение моральной составляющей бизнеса, которая становится одним из факторов успеха бизнеса, возрастает. Постепенно начинается процесс построения новой философии бизнеса, когда «фирма является ответственным членом общества», а бизнес является не только экономическим, но и социальным институтом [1].

Развитие МСП рассматривается как одна из основных задач современной экономической политики. Но оказывается, что идеи социально-ответственного предпринимательства в России до сих пор востребованы в основном крупными отечественными компаниями преимущественно добывающего сектора: ЛУКОЙЛ, Газпром, Норильский никель, Татнефть и т. д. Малый форвардный бизнес постепенно включается в этот процесс. Об этом свидетельствует, прежде всего, сфера социально-трудовых отношений, которая является показателем социальной ответственности бизнеса перед обществом.

Общепринятого понимания КСО среди МСП не существует, но существует тенденция использовать термин «ответственная деловая практика». Эти деловые практики как модель поведения компании с целью развития бизнеса основаны на принципах удовлетворения потребностей населения, работников, производства качественной продукции, охраны окружающей среды.

Экспертный анализ показывает, что деятельность в сфере КСО, связанная с трудовой практикой и вопросами окружающей среды, является наиболее популярной на малых и средних предприятиях.

Согласно результатам опросов, наиболее важными задачами для МСП являются улучшение условий труда (96,0%), развитие возможностей для обучения работников (92,0%), создание условий труда для людей с особыми потребностями (89,1%); 88,1% считают, что важной частью КСО для малого бизнеса является введение антикоррупционных мер. В качестве достижений в области КСО респонденты также отмечают практику, которая удостоверяет выполнение законно-установленных обязательств на предприятии и не является прямым признаком КСО. Это такие практики, как регулярная уплата налогов, коллективный договор, выплата заработной платы [2].

В настоящее время малый и средний бизнес не в состоянии полностью соблюдать принципы корпоративной социальной ответственности и адекватно на них реагировать. Это проявляется в ряде факторов.

1. В области реализации КСО малые предприятия не имеют достаточного технического и организационного опыта, и стандарты КСО плохо соотносятся с их экономическими и социальными условиями и другими особенностями. Однако МСП не могут игнорировать концепцию КСО, поскольку они находятся в партнерстве с крупными компаниями, которые активно участвуют в продвижении принципов КСО.

2. МСП составляют более 80 процентов всех нарушений трудового законодательства в современной экономике; наблюдается устойчивая тенденция к смерти и травмам работников в результате несчастных случаев.

3. Низкий уровень деловой культуры и социальной ответственности является причиной развития неформальных отношений и прямого нарушения трудового законодательства. Согласно исследованию, до 30% владельцев малого бизнеса используют груды работников без контракта, почти 70% платят «зарплату в конвертах» [4, с. 117-119].

4. Низкий уровень социальной ответственности в области экологической безопасности. Согласно имеющимся данным, только 15% отечественных МСП включили природоохранные меры в свои уставные документы (например, в Германии 85% малых и средних предприятий учитывают экологические аспекты в своей деятельности) [6, с. 205].

5. Многие малые предприятия, желающие иметь контакты с зарубежными партнерами, производят неконкурентоспособную продукцию (услуги) даже в соответствии со стандартами своей страны. Нередки случаи преднамеренного введения в заблуждение потребителя, неконтролируемой и массовой поставки и использования продуктов, содержащих генетически-модифицированные элементы, опасные для жизни и здоровья людей, и т. д.

6. Низкий уровень социальных обязательств отечественных МСП часто обусловлен сложной экономической ситуацией на предприятиях, моральными нормами поведения менеджеров и другими обстоятельствами, связанными с различными причинами:

- низкий уровень рентабельности малого бизнеса - по имеющимся данным, средний уровень рентабельности малого бизнеса в России составляет 2-10%;

- отношение государственных структур, которые создают множество барьеров для развития МСП в сочетании с коррупционным поведением чиновников;

- деятельность криминального бизнеса и др.

В малом бизнесе с небольшим количеством работников особенно важна взаимная социальная ответственность предпринимателей и работников. Пренебрежение их сотрудниками часто обходится предпринимателю дорого. Неформальная эксплуатация напрямую влияет на производительность труда, соответственно, прибыль бизнеса снижает достоинство и удовлетворенность работников результатами труда, заработной платой, условиями, социальным статусом [7].

На протяжении многих лет Организация Объединенных Наций выводит проблемы малого и среднего бизнеса в развивающихся странах и странах с переходной экономикой на передний план и выступает в качестве посредника между МСП и ТНК. Учитывая общепризнанную в мировом сообществе позицию в том, что малый и средний бизнес должен соблюдать принципы социально-ответственного поведения, ООН учредила Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО, деятельность которого связана с развитием малого и среднего бизнеса.

ЮНИДО играет ключевую роль в системе Организации Объединенных Наций в поощрении социально ответственного и экологически безопасного предпринимательства путем предоставления учебных услуг предприятиям через сеть национальных центров чистого производства (НЦП). В рамках Глобального договора ООН ЮНИДО сформулировала свое отношение к продвижению принципов КСО в качестве средства повышения производительности и конкурентоспособности в развивающихся странах, активно содействуя развитию модельных кластеров для малых и средних предприятий.

Для достижения этих целей центр ЮНИДО разработал «Программу оценки социальной ответственности бизнеса (СЕАП)». Программа представляет собой практический инструмент для продвижения концепции КСО в МСП на основе трех основных компонентов предприятия: экономического, социального и экологического (так называемая «концепция тройного результата») - и предоставления социального отчета о своей деятельности. в соответствии с Международным стандартом социальной ответственности бизнеса (ISO 26000).

Поддержка МСП в современной России является одним из важнейших приоритетов государственной политики. В настоящее время в России действуют четыре крупные бизнес-ассоциации: ОПОРА России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Деловая Россия, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), целью программы является не только продвижение Количество малых и средних предприятий, но и для продвижения имиджа социально-ответственного бизнеса.

Успех установления принципов социально-ответственного поведения среди МСП связан с ожиданиями положительного воздействия от реализации мер по КСО: повышение трудовой дисциплины, снижение текучести кадров, повышение мотивации сотрудников, повышение производительности и ответственности, увеличение продаж, прибыли и других показателей экономического развития предприятия, а также усиления внешних конкурентных преимуществ: повышение репутации и узнаваемости брендов, инновационной привлекательности, установление отношений с властью.

Список литературы:

1. Афанасьев Д.В. Инструмент для оценки социальной ответственности бизнеса // Управленческие науки. 2012. № 1. С. 57—60.

2. Ильина Г.Н. Социальная ответственность российского бизнеса: стратегии и инновации // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 1. С. 216 —224.

3. Корпоративное управление : учебник / А.Ю. Рыманов, И.Ю. Бочарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 395 с.

4. Корпоративное управление: учебник / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. — М. : ИНФРА-М, 2017. – 272 с.

5. Корпоративное управление: Учебник / Дементьева А.Г. - М. : Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 496 с.

6. Корпоративное управление: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / Тепман Л.Н. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 239 с.

7. Социальная ответственность бизнеса (по материалам экспертных интервью). URL: http://bd.fom.ru/report/map/d042629.

Просмотров работы: 421