ИНСТРУМЕНТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ С РАЗВИТОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИНСТРУМЕНТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ С РАЗВИТОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ефимьев А.С. 1, Замятина Е.А. 1, Агафонова М.С. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение в социально-экономическое обоснование проблемы.

В обстоятельствах насыщенности массовых действий в мире установлено повышение конкурентной борьбы. Как показывает теория и практика, в отсутствии конкуренции не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. В современных условиях рыночной экономики основной целью для любой фирмы является сохранение или расширение занимаемых позиций на рынке или его части, стабильное получение прибыли или ее рост. Данные цели достигаются благодаря ведению фирмы конкурентной борьбы и использованию конкурентных преимуществ. Все это определяет значимость и актуальность исследования понятия конкуренции.

Теория конкуренции прошла несколько этапов развития, исследовалась многочисленными представителями экономической мысли, обогащаясь и трансформируясь в модели, соответствующие тому или иному уровню развития общества.

Исследование эволюции взглядов экономистов на конкурентную борьбу позволило установить, что ученые по-разному трактуют данную категорию, исходя из поведенческого, функционального и структурного подходов в отдельности. Лишь общее изучение трех подходов позволяет разузнать целостную и разностороннюю сущность конкуренции.

Структурный подход обращает внимание на модель совершенной конкуренции. Конкуренция в этом смысле означает рыночную ситуацию, при которой многие экономические субъекты, функционирующие на рынке, не способны оказать существенного влияния на изменение цены товара. Изучение конкретной структуры рынка играет важную роль в выявлении степени развития конкуренции и необходимости вмешательства государства[2].

Приводя определения конкуренции, задача указать особенности применения того или иного подхода при определении категории «конкуренция». Так, наиболее обычные понятия конкуренции, основанные на структурном подходе, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Структурный подход при определении конкуренции

Авторы исследования

Понятие

Л. Качалина

Состязательность в условиях отсутствия монополии

А. Курно

Борьба двух или более фирм, когда каждая предполагает, что объем производства ее конкурентов будет оставаться неизменным

Ф. Найт

Взаимодействие множества независимых хозяйственных единиц, действующих в условиях неопределенности

М. Буйи

Ситуация, способствующая свободному формированию цен и действию законов спроса и предложения на конкретном рынке

Иной подход в освещении конкуренции функциональный (ролевой). При этом подходе конкуренция рассматривается как важный элемент рыночной системы. Суть конкурентной борьбы выражается посредством производимых ею функций. Конкуренция понимается исследователями как механизм, обеспечивающий равновесие стоимости через связь спроса и предложения; как ускоритель научно-технического прогресса; как инструмент регулирования пропорций общественного производства, который способствует переходу капиталов из отрасли в отрасль (табл. 2)

Таблица 2. Функциональный подход при определении конкуренции

Авторы исследования

Понятие

А. Смит

«Невидимая рука» рынка, координирующая деятельность его участников

А. Шаститко

Способ адаптации действующих на рынке субъектов к изменяющимся обстоятельствам

Й. Шyпетер

Динамический процесс, ведущий к открытию нового товара (технологии), через

механизм «созидательного разрушения», очищающего экономику от всего старого,

ненужного

Ф. Xйек

Процесс, посредством которого передаются и получаются знания

П. Завьялов

Состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них

односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке

Положительная значимость конкурентной борьбы на рынке выражается в линии функций, какие она осуществляет [3]. Выделим главные.

− конкуренция охватывает все сферы экономики – производство, распределение, обмен, потребление и является эффективным механизмом размещения факторов производства в местах, где их использование обеспечит максимальную отдачу;

− конкуренция с помощью спроса и предложения влияет на образование рыночной цены, обеспечивая баланс между производством и потребностями общества. Конкурентная борьба уменьшает риск производства лишних либо слишком дорогостоящих продуктов;

− конкуренция стимулирует товаропроизводителей уменьшать издержки производства, что подталкивает предпринимателей к экономии ресурсов;

− конкуренция играет роль ускорителя прогресса развития науки и техники. В обстоятельствах рыночных отношениях и конкуренции никто и ничто не может побудить к совершенствованию производства, повышению качества товара так, как это может сделать угроза разорения предприятия, как результат поражения в конкурентной борьбе. Именно благодаря улучшению своей деятельности и введению новых технологий предприниматели совершенствуют свою конкурентоспособность;

− конкуренция мешает «застою» в экономике и направлена на подъем макроэкономики [1].

Исполняя данные функции, конкурентная борьба оказывает большое влияние на результативность производства, увеличивая его промышленную степень, обеспечивая усовершенствование свойств также увеличение номенклатуры продукта, то что в последствии отражается на экономическом росте страны.

Если смотреть с точки зрения функционального подхода конкуренция – это необходимый компонент рыночной экономики, которому свойственны различные функции, но если смотреть со стороны поведенческого подхода, под конкуренцией понимается как процесс, основанный на борьбе субъектов хозяйствования, что доказывает ее основные понятия (табл. 3). Но, стоит отметить, что цели конкурентной борьбы авторов исследования различные [4].

Таблица 3. Поведенческий подход при определении конкуренции

Авторы исследования

Понятие

Д. Борисов

Состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике

А. Кулешова

Сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить конкурента

Г. Азоев

Соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели

В. Д. Шкардун

Соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей

А. Юданов

Борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей на доступных сегментах рынка

По определению Д. Борисова рынки сбыта являются целью субъектов конкурентной борьбы.

В общем варианте конкуренцию представить как соперничество за редкие ресурсы, один из которых рынок сбыта. Теперь понятно, что важность этого ресурса при производстве несомненна: без спроса потребителей невозможно продать товары и бессмысленно массово производить их для продажи (а не для внутреннего потребления).

В трактовке Г. Азоева под одной и той же целью конкуренции, с точки зрения субъекта хозяйствования, понимается увеличение прибыли благодаря завоеванию потребительских предпочтений. Несмотря на то, что большинство предприятий в первую очередь стремится к получению прибыли, хозяйствующие субъекты могут иметь и другие цели, менее важные. Например, обладание сильными конкурентными позициями, достижение личных целей руководителя высшего звена и т. д.

Таким образом, одной цели, охватывающей все аспекты конкурентного поведения, не существует. Но стоит заметить, что как главные, так и второстепенные цели направлены на дальнейшее улучшение существования фирмы, точнее сказать, на усовершенствование обстоятельств ее воспроизводственной деятельности. По этой причине конкурентную борьбу, отталкиваясь от поведенческого подхода, необходимо рассматривать как соперничество субъектов рынка, за приобретение желаемых (необходимых либо наилучших) условий с целью воспроизводственной деятельности [5].

Под условиями воспроизводственной деятельности, в первую очередь, следует считать, увеличение доходов. Но прибыль не может быть без платежеспособного спроса на определенной доле рынка и ресурсов (человеческих, природных, финансовых), без которых процесс производства не возможен. Можно одновременно рассматривать и как условия для увеличения доходов, и как цели конкуренции завоевание (доли) рынка и обладание необходимыми ресурсами (рис.1).

Рисунок 1.Основные цели конкуренции

Таким образом, на основе поведенческого подхода конкурентная борьба анализируется не в качестве статического состояния (модель, структура, тип) рынка, а исследуется как постоянно изменяющийся и движущийся процесс взаимоотношений рыночных субъектов.

Инструменты функционирования товарных рынков.

Характер глобализации, резко проявившийся в последнее время в экономике России, привел к быстрому росту конкуренции субъектов хозяйствования. В следствии, возникла проблема удержания и обеспечения роста способности организаций и предприятий всех секторов и отраслей хозяйства к конкуренции. Обусловлено это ростом числа субъектов хозяйствования, открытым характером экономической политики государства и устранением барьеров на пути проникновения импорта на товарные рынки России.

Одним из важнейших условий улучшения функционирования товарных рынков является выявление и анализ структуры их механизмов и инструментов. Инструменты часто понимаются как сочетание административных, экономических и социально-психологических методов, используемых для управления бизнесом и улучшения его деятельности, расширения представительства на рынке и укрепления их позиций[6].

Без становления конкуренции невозможно создать рынок и устранить серьезные нарушения всех экономических пропорций. В основном, исследование процессов концентрации экономики выявило основные закономерности конкурентной среды на национальных и региональных товарных рынках страны в условиях глобализации. К ним относятся:

• доминирование в национальной экономике высококонцентрированных отраслевых рынков;

• уменьшение количества подотраслей с низкой концентрацией;

• увеличение процессов концентрации с 2002 г. по причине начала слияний и поглощений;

• структурное преобладание на отраслевых рынках предприятий, созданных в период до начала реформ;

• ограниченная субъективная специализация российской промышленности, в частности машиностроительной, химико-технологической, целлюлозно-бумажной и целлюлозно-бумажной промышленности;

• высокая вертикальная интеграция бизнеса, создающая экономические барьеры для выхода новых субъектов на рынок;

• ограниченный процент доступа на производительные рынки новых частных компаний;

• слабая динамика роста малых и средних предприятий;

• слабое экономическое положение малых и средних предприятий, а также отсутствие активных инвестиций в потенциал промышленного производства;

• институциональные и административные барьеры для входа;

• региональная изоляция и расположение многочисленных рынков, что связвно с активной политикой региональных властей по установлению межрегиональных барьеров;

• на большинстве локальных рынков ситуация концентрации производства не претерпела существенных изменений, в то же время большое открытие рынков позволило сформировать стабильную конкурентную среду на рынке розничная торговля.

В связи с этим более полное использование различных операционных инструментов товарных рынков, которые зависят от бизнеса предпринимателей, их способность использовать эти инструменты на конкурентной основе рыночной борьбе.

Особое место в системе инструментов для функционирования товарных рынков занимают саморегулируемые организации производителей, среди которых наиболее значительную роль играют торговые палаты. В России по разным причинам они неоднократно трансформировались и имели противоречащий характер, и только к началу XXI века сформировалась их современная организационная, экономическая и правовая база. Как показывает международная практика, они играют значительную роль в формировании и функционировании рынка, в формировании государственно-частного партнерства.

Выводы и предложения.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав теоретические аспекты конкуренции, можно сказать, что все ранее сказанное дает полное определение понятия конкуренции. Это особое качество рынка, что формирует такие вспомогательные действенные мотивы хозяйствующих субъектов, например как, желание увеличивать собственную эффективность; уменьшать количество издержек; вывод новых видов продукций, услуг и товаров на рынок. Она содействует вытеснению из производства малоэффективных компаний, целесообразному применению ресурсов, избавляется от давления производителей на потребителя.

Сегодняшняя концепция конкуренции может быть использована предприятиями в целях установления и поддержания  собственных конкурентоспособных позиций на мировом и внутреннем рынках и приспособления к обстоятельствам всемирной экономики.

Также на основе выше сказанного можно сказать, что сущность государственных и рыночных инструментов проявляется во влиянии на принятие управленческих решений и регулирование экономической активности субъектов рынка. В то же время инструменты представлены широким спектром функциональных форм, каждая из которых соответствует реальным потребностям процесса воспроизводства и обеспечивает определенные аспекты конкурентоспособности товаров и услуг. В то же время каждый из инструментов направлен на регулирование определенного аспекта эффективности производственного процесса в рыночных условиях.

Список литературы

1. Агафонова М.С. Экономические отношения фирмы с различными субъектами э // Журнал экономической теории. 2007. - № 4. - С. 161-163

2. Агафонова М.С. Формирование элементов механизма регулирования экономического поведения фирм в России // Научное обозрение. 2008. № 5. С. 59-62.

3. Агафонова М.С., Сухинина Е.А. Методология обеспечения конкурентоспособности менеджмента предпринимательских сетей на основе эффективных коммуникаций // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-1. С. 141-142.

4. Ухина А.В., Агафонова М.С., Половинкин И.С. Инвестиционно-инновационные факторы экономического роста // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 197-199.

5. Агафонова М.С., Носкова А.А. Проблемы прибыли и экономического роста в условиях неопределенности // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-1. С. 137.

6. Ефимьев А.С. Маркетинговые инновации на рынке недвижимости // ФЭС: Финансы. Экономика.. 2018. - Т. 15. № 8. - С. 64-70.

Просмотров работы: 32