ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Королёва К.А. 1, Сунгурова А.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова г. Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлена информация о проведении исследования физического развития детей среднего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Одной из наиболее распространенных категорий детей с пренатальной патологией являются дети с умственной отсталостью. К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Проблема умственной отсталости является междисциплинарной и затрагивает различные аспекты: медицинские, психологические, педагогические, социологические[1,4].

Отставания в физическом развитии у детей с интеллектуальными нарушениями, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии [1].

Таким образом, актуальность исследования определяется ростом числа детей с интеллектуальной недостаточностью, повышением требований к результатам их обучения и воспитания в школе, необходимостью выработки адекватных критериев оценки их физического развития, определения адекватных и эффективных физических нагрузок, способствующих успешному физическому развитию.

Цель исследования: оценка физического развития у детей с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования

2.Определить физическое развитие у исследуемых детей.

Организация исследования: исследование проходило на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31», г. Архангельск с февраля по март 2019 года.

В исследовании принимали участие девочки 11–13 лет, обучающиеся в 5–6 классах ГБОУ АО СКОШ № 31. Исследуемые относятся ко 2–3 группе здоровья по причине наличия хронических соматических заболеваний.

Основной диагноз исследуемых – F70 Умственная отсталость легкой степени. Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет)[4].

Исследование включало в себя использование следующих методик: обзор литературных источников; антропометрическое исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия; центильный метод; метод статистической обработки данных.

Для оценки физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, были взяты следующие показатели: масса тела, длина тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия правой и левой руки [3].

Результаты средних антропометрических показателей исследуемых девочек среднего школьного возраста представлены в таблице ниже.

Таблица – Морфофункциональные показатели исследуемых детей

Показатели

Фактическое

Должное

вес (кг)

46±1,4

45

длина (см)

1472,2

152,8

ЖЕЛ (см3)

1500

2700

ОГК (см)

61,75

71,4

динамометрия правой руки (кг)

13,3

19,5

динамометрия левой руки (кг)

12,2

18,4

Полученные данные проанализированы по центильным таблицам. Значения полученных показателей длины тела попадают в центильный интервал от 25 до 75, массы тела от 25 до 75, а окружность грудной клетки исследуемых детей попадает в центильный интервал от 10 до 25, что свидетельствует о гармоничном физическом развитии и соответствует возрасту. По данным динамометрии, правой и левой руки исследуемых, среднее значение ниже должных показателей, что говорит о плохом развитии силовых возможностей. Можно предположить, что на уроках физической культуры детям не хватает упражнений для развития силы кистей.

Средний показатель жизненной емкости легких у девочек с легкой умственной отсталостью составляет 1500±93,7 см3, а должное значение показателей у девочек 11-13 лет составляет 2700±123,09 см3. Результаты сравнения представлены на рисунке 1. Показатель жизненной емкость легких ниже нормативных значений, что говорит нам о низком развитии объема легких. Рекомендуем включать в уроки физической культуры больше упражнений на развитие дыхательной системы [2,3].

2700±

123,09

1500±93,7

Рисунок 1 – Среднее значение ЖЕЛ девочек с интеллектуальной недостаточностью среднего школьного возраста

Выводы:

Из анализа научно-методической литературы мы выяснили , что используя сердечно–сосудистую систему как показатель состояния организма можно с успехом выявлять течение адаптационных процессов на разных стадиях развития человека. Это позволит определить систематичность занятий физической культурой, адекватную дозировку нагрузок возрасту и силам занимающихся с целью профилактики утомления ЦНС, развития ССС, дыхательной системам организма.

При исследовании были проведена оценка физического развития (антропометрические показатели) и было выявлено, что физическое развитие исследуемых девочек с интеллектуальной недостаточностью, по центильному методу, является гармоничным, соответствующим возрасту. Средний показатель жизненной емкости легких у исследуемых девочек ниже должного значения для данной возрастной группы.

Литература

Назарова Е.Н . Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / Е.Н. Назарова, Ю.Д.Жилов. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.

Статистическая обработка данных медико-биологических исследований в Microsoft Excel : учеб. пособие / Т. В. Софронова, В. Г. Черноземов. - Архангельск : САФУ, 2017. - 86 с.

Черноземов В.Г., Синицкий В.В, Синицкая Е.Ю.. Оценка физического развития и функционального состояния здоровья: Учеб – методические рекомендации. – 2011. – 73 с.

Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Л.В.Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.

Просмотров работы: 25