В данной статье представлена информация о проведении исследования физического развития детей среднего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Одной из наиболее распространенных категорий детей с пренатальной патологией являются дети с умственной отсталостью. К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Проблема умственной отсталости является междисциплинарной и затрагивает различные аспекты: медицинские, психологические, педагогические, социологические[1,4].
Отставания в физическом развитии у детей с интеллектуальными нарушениями, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии [1].
Таким образом, актуальность исследования определяется ростом числа детей с интеллектуальной недостаточностью, повышением требований к результатам их обучения и воспитания в школе, необходимостью выработки адекватных критериев оценки их физического развития, определения адекватных и эффективных физических нагрузок, способствующих успешному физическому развитию.
Цель исследования: оценка физического развития у детей с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования
2.Определить физическое развитие у исследуемых детей.
Организация исследования: исследование проходило на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31», г. Архангельск с февраля по март 2019 года.
В исследовании принимали участие девочки 11–13 лет, обучающиеся в 5–6 классах ГБОУ АО СКОШ № 31. Исследуемые относятся ко 2–3 группе здоровья по причине наличия хронических соматических заболеваний.
Основной диагноз исследуемых – F70 Умственная отсталость легкой степени. Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет)[4].
Исследование включало в себя использование следующих методик: обзор литературных источников; антропометрическое исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия; центильный метод; метод статистической обработки данных.
Для оценки физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, были взяты следующие показатели: масса тела, длина тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия правой и левой руки [3].
Результаты средних антропометрических показателей исследуемых девочек среднего школьного возраста представлены в таблице ниже.
Таблица – Морфофункциональные показатели исследуемых детей
Показатели |
Фактическое |
Должное |
вес (кг) |
46±1,4 |
45 |
длина (см) |
1472,2 |
152,8 |
ЖЕЛ (см3) |
1500 |
2700 |
ОГК (см) |
61,75 |
71,4 |
динамометрия правой руки (кг) |
13,3 |
19,5 |
динамометрия левой руки (кг) |
12,2 |
18,4 |
Полученные данные проанализированы по центильным таблицам. Значения полученных показателей длины тела попадают в центильный интервал от 25 до 75, массы тела от 25 до 75, а окружность грудной клетки исследуемых детей попадает в центильный интервал от 10 до 25, что свидетельствует о гармоничном физическом развитии и соответствует возрасту. По данным динамометрии, правой и левой руки исследуемых, среднее значение ниже должных показателей, что говорит о плохом развитии силовых возможностей. Можно предположить, что на уроках физической культуры детям не хватает упражнений для развития силы кистей.
Средний показатель жизненной емкости легких у девочек с легкой умственной отсталостью составляет 1500±93,7 см3, а должное значение показателей у девочек 11-13 лет составляет 2700±123,09 см3. Результаты сравнения представлены на рисунке 1. Показатель жизненной емкость легких ниже нормативных значений, что говорит нам о низком развитии объема легких. Рекомендуем включать в уроки физической культуры больше упражнений на развитие дыхательной системы [2,3].
2700±
123,09
1500±93,7
Рисунок 1 – Среднее значение ЖЕЛ девочек с интеллектуальной недостаточностью среднего школьного возраста
Выводы:
Из анализа научно-методической литературы мы выяснили , что используя сердечно–сосудистую систему как показатель состояния организма можно с успехом выявлять течение адаптационных процессов на разных стадиях развития человека. Это позволит определить систематичность занятий физической культурой, адекватную дозировку нагрузок возрасту и силам занимающихся с целью профилактики утомления ЦНС, развития ССС, дыхательной системам организма.
При исследовании были проведена оценка физического развития (антропометрические показатели) и было выявлено, что физическое развитие исследуемых девочек с интеллектуальной недостаточностью, по центильному методу, является гармоничным, соответствующим возрасту. Средний показатель жизненной емкости легких у исследуемых девочек ниже должного значения для данной возрастной группы.
Литература
Назарова Е.Н . Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / Е.Н. Назарова, Ю.Д.Жилов. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
Статистическая обработка данных медико-биологических исследований в Microsoft Excel : учеб. пособие / Т. В. Софронова, В. Г. Черноземов. - Архангельск : САФУ, 2017. - 86 с.
Черноземов В.Г., Синицкий В.В, Синицкая Е.Ю.. Оценка физического развития и функционального состояния здоровья: Учеб – методические рекомендации. – 2011. – 73 с.
Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Л.В.Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007. - 608 с.