ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 18 ВЕКЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 18 ВЕКЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Панкова Ю. Д. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К началу 18 века уже имелись значительные возможности для организационногообучения коновалов, используя для этого не только опыт, передавшийся практическим путем, в порядке индивидуального ученичества, но и обобщенный в рукописных книгах, печатной и переводной литературе.

Первые попытки начать систематическую подготовку ветеринарных специалистов в России были сделаны после указа Петра I, который предписывал прикреплять к коновалам иностранцам несколько учеников для обучения кузнечному делу и коновальному искусству.

В 1735г. в селе Хорошово под Москвой была открыта общеобразовательная конюшенная школа-пансионат на 50 человек. Эта школа размещалась при дворцовом конном заводе в 7 верстах от границ старой Москвы, около Серебрянного бора. Сначала занятия проходили в с. Пахрине, затем в постоянной школе.

В Хорошевской школе изучали азбуку, затем переходили к чтению букваря, потом обучались письму – «писать склады и слова», после чего усваивали арифметику, геометрию, тригонометрию. Такое общеобразовательное обучение длилось в среднем 6-7 лет. После того как они «достаточно обучатся», их отдавали вольным мастерам государственных конных заводов для подготовки по различным специальностям: кузнечной, слесарной, кожевенной и др. Для обучения «коновальной» (ветеринарной) науке из окончивших Хорошевскую конюшенную школу отбирали лучших учеников, 2кои в науке понятнее». Дальнейшую подготовку они проходили в школе Спасского духовного монастыря в Москве, где изучали латинский язык и лечебные травы.

В программу обучения входило изучение трав и корневищ, необходимых для лечения внутренних и наружных болезней, приобретение навыков по изготовлению мазей и порошков, практические занятия по проведению кастраций, кровопусканию. Занятия проводились в аптеке, кузнице, конюшнях. Практиковались летние экскурсии по собиранию трав.

Каждый ученик должен был ежедневно осматривать лошадей, при обнаружении больных отделять их от здоровых, содержать и лечить их в лечебных конюшнях. Кроме того, он был обязан уметь подковывать лошадей, приготовлять подковы и гвозди.

Ветеринарные инструменты изготавливались мастерами – слесарями и кузнецами. Некоторые лекарственные препараты, при отсутствии их в конюшенном приказе, выписывались из Аптекарского приказа. У больных лошадей проводилось описание болезней, т.е. составлялись так называемые сказки. Некоторые коновалы были странствующие, как правило, они носили сумку, на которой имелся медный знак – всадник на коне. В сумке имелись ножи, молоток, деревянные лещетки, некоторые лекарственные препараты растительного, животного и химического происхождения. Отдельные ветеринарные мастера были довольно грамотными специалистами в своем деле. Они пользовались источниками по ветеринарии, сами записывали многочисленные данные о клинике болезней, патологии, лечению животных, а также составляли рукописные клики – лечебники. Так в 1723 г. крепостной коновал князя Долгорукого написал «Конский лечебник», в котором рассказывалось о правилах гигиены лошадей, болезнях, их лечения и предупреждения. Некоторые писатели указывают, что коновалы часто работали и кузнецами.

Подготовка коновалов в России в первой половине 18 в. проходила по школьно-ремесленному типу, включала как общеобразовательную, так и специальную ветеринарную подготовку разностороннего характера.

В 60-е годы конюшенные школы были закрыты, а подготовка коновалов продолжалась в конюшнях и полках путем практического обучения. Начиная с 1757 г. и в артиллерийских частях проходила именно такая подготовка коновалов, для чего, в частности, в фурштатской команде, имелись для преподавания коновальный мастер, 2 коновальных подмастерья и 12 человек коновальных учеников. В последующем 1803 г. эта подготовка организационно переросла в специальную «коновальную артиллерийскую школу».

Таким образом, во второй половине 18 в. дело подготовки ветеринарного состава армии, за исключением Кадетского корпуса, сосредоточилось у опытных коновалов, которые обучали коновальных учеников.

Список использованной литературы

1.Домницкий И.Ю.История ветеринарной медицины: краткий курс лекций для обучающихся специальности 36.05.01 «Ветеринария» / Сост.: И.Ю. Домницкий // ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. – Саратов, 2017. – 49 с.

2.Минеева Т.И. История ветеринарии: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 384 с. – (Учебники для вузов.Специальная литература.)

Просмотров работы: 558