НАРОДНАЯ ВЕТЕРИНАРИЯ РУСИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НАРОДНАЯ ВЕТЕРИНАРИЯ РУСИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Николаева А. С. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

До принятия христианства на Руси было язычество. Язычники верили в доброго и злого духов, нечистую силу. Они считали, что от доброго духа - здоровье, хороший урожай, здоровый скот; от злого - неурожаи, смерть и падеж скота. На Руси во времена язычества был развит культ злого духа, ему поклонялись как божеству. Для изгнания болезней обращались к злому духу и пытались его задобрить. В этот период славяне поклонялись: богу войны, грозы, молнии - Перуну, богу ветра - Стрибогу, богу солнца - Ярило, богу скота - Волосу (Велесу), богине плодородия - Мокоши и т. д. Во время праздников, опасности, болезни приносили в жертву животных.

Знахари лечили больных животных народными средствами (травами), заговорами и заклинаниями. Заговоры - чудом уцелевшие формы древних магических заклинаний - сохраняются в народном целительстве до настоящего времени. Считается, что сила заговора зависит от точного произнесения порядка слов и внутренней убежденности знахаря. Со временем заговорные слова вносились в народные лечебники, травники, рукописи.

О развитии ветеринарии (скотолечения) у славян свидетельствуют археологические находки ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных. В 1895 г. археолог Н. Е. Брандербург при раскопках одного из курганов южного Приладожья обнаружил набор металлических коновальных инструментов VII - IX вв., а в 1954 г. при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку, деревянные лещетки и молоток, относящиеся к той же эпохе. Анализ археологических находок свидетельствует о том, что на Руси в VII - IX вв. уже были коновалы. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков, быков, но и пускание «дурной крови» и оказание первой помощи больным животным.

История Древней Руси VIII - IX вв. характеризуется тем, что в это время происходит распад первобытного родоплеменного строя и развитие феодального общества, а в IXXIV столетиях на территории России происходит объединение восточных славянских племен в феодальные государства и княжества. Феодалы заботились о развитии «молочного и мясного скотоводства, коневодства, овцеводства и птицеводства». Для получения шерсти и шкур разводили овец. При раскопках древних городищ нередко обнаруживали ножницы для стрижки овец. В княжеских и боярских хозяйствах скот с весны до осени находился нa пастбище, а зимой — в теплых помещениях (хлевах, кошарах ит. д.). В русских летописях упоминаются профессии животноводов — конюхи («коневеки»), пастухи, чабаны («овчухи») и др.

Лошадей («кони») и крупный рогатый скот («говядо»), принадлежавших князьям, боярам и другим скотовладельцам, метили тавром («пятнили»).

В Древней Руси крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, которые употреблялись в пищу довольно широко. Употребляли в пищу мясо говядины, баранину, свинину, жиры («волога»), мясо домашней птицы, различные мясные продукты (вяленое мясо, ветчина) и рыбу. Было известно, что свежее мясо молодняка (телята, поросята и цыплята) по питательной ценности лучше, чем мясо взрослых животных, поэтому его рекомендовали в пищу детям и больным людям.

Крестьяне, имевшие мало скота, в основном питались мясом диких животных («зверина», «дичина») и рыбой. Впоследствии христианская церковь ввела строгий пищевой режим, запретила употребление в пищу несъедобного («неснедного») мяса: медведя («медведины»), голубей («голубятины»), сусликов, хомяков («нечисти»), мертвечины.

Скот на мясо убивали прямо во дворе или на городском рынке, что нередко приводило к массовому распространению заразных болезней («моровых поветрий») среди людей.

В древних русских летописях (IXXII вв.), «Русской правде» (IX в.) содержатся сведения о сельскохозяйственных животных различных видов, их стоимости, о продуктах и сырье животного происхождения и торговле ими, а также о специализации в животноводстве: стоимость коня определялась в две гривны, «коне княжа» - в три гривны, рабочего вола — в одну гривну. Лучшими лошадьми в эту эпоху считались венгерские скакуны и кони, привозимые с востока. В период Киевского государства начало складываться коннозаводство.

Лечением животных, в этот исторический период, занимались коновалы (кровопуски) и знахари, которые в своей практике использовали многовековой опыт народа и природные лекарственные средства. Большую роль в накоплении ветеринарных знаний и навыков играли пастухи, которые знали лечебное действие многих растений: корня алтея, березовых почек, бессмертника, коры дуба, поддорожника, тысячелистника, Марьина корня, иван-чая и др. Пастухи понимали, что нельзя пасти скот ранним утром на покрытых росой «тучных» пастбищах, богатых клевером и люцерной, так как у коров и овец часто после этого наблюдается вздутие живота, общее угнетенное состояние и падеж. Пастухи избегали пастбищ, где росло много полыни, они знали, что у коров, отведавших такой травостой, молоко приобретает горький вкус.

В народной ветеринарии широко использовались различные лекарственные формы растительного, животного и минерального происхождения. Археологические находки показывают, что русская земля была обильна лекарственными растениями и давала богатый выбор для их лечебного применения.

Начиная с IХ в. в русских летописях появляются ветеринарные термины. Под словами «недуг», «скорбь»,«хворь» понимали болезнь, а под словом «знамя» — клинический признак болезни, симптом. Термин «пытание» означал распознавание, диагностику болезни, а «напор» — гребень эпидемической или эпизоотической волны («...и бысть сам напор»).

В IХ - ХIV вв. русские лекари знали воспаление лимфатических узлов («мышки»), мыт («молосняк»), заболевание холки («гриб»), болезни с явлением колик («ноготь») лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту, спускать отеки и «насосы», делать кровопускания, кастрировать.

В лексиконе появляются слова и характерные выражения для различия связанных с заразными болезнями понятий: «мор», «моровое поветрие», «лиговое поветрие». Наряду со словом мор — старорусским универсальным названием всяких эпидемий и эпизоотий — применялись такие выражения, как моровое поветрие, моровая напасть, ветренная нечисть, лихое поветрие, заповетрие. «Пораженные такими заболеваниями местности именовались заморными, поветренными, заповетренными. Синонимами заразы являлись слова: смрад, покость, дурн».

Наиболее ранними памятниками, дошедшими до нас, древнерусской письменности, содержащими медико-гигиенические сведения, являются «Изборники Святослава» (1073 и 1076 гг.). Эти собрания различных по характеру статей составлялись для великого русского князя Святослава Ярославовича, они содержали медико-гигиенические сведения. В одном из фрагментов сборника, например, не рекомендовалось употреблять в пищу молоко коров после первого отела (молозиво), а также молоко, содержащее кровь и гной, т. к. оно могло стать причиной желудочно-кишечных заболеваний.

Библиографический список

1. Минеева, Т.Н. История ветеринарии / Т.Н. Минеева. - М.: Лань, 2005. – 234 с.

2. Никитин, И.Н. История ветеринарии / И.Н. Никитин. - М.: КолосС, 2006. – 256 с.

3. Лекции - История ветеринарии в 18 веке [Электронный ресурс] // webkursovik.ru – 2012. – 31 октября. Режим доступа: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-89844 – Дата обращения – 08.12.2019.

Просмотров работы: 51