Дивидендная политика компании является составной частью ее финансовой стратегии. Ключевой задачей создания дивидендной политики является установление нужного уровня пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и ее будущим ростом, максимизация рыночной стоимости предприятия и обеспечение его стратегического развития.
Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены ее акций. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что фирма, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно.
Очевидно, что в наше время формирование дивидендной политики является одной из самых актуальных и непростых задач финансового менеджмента. Оно призвано показывать требования финансовой стратегии по увеличению рыночной стоимости компании, инвестиционной политики, политики формирования собственных финансовых ресурсов и других аспектов финансовой деятельности.
Финансовая стратегия в условиях современной экономики, является одним из главных инструментов управления эффективной работой предприятия. В ходе финансовой стратегии предприятие разрабатывает стратегические, тактические и оперативные планы компании. Дивидендная политика занимает важнейшее место в системе этих планов. Благодаря оптимально созданной дивидендной политике, компания сможет не только увеличить свой капитал в настоящем, но и в разы преумножить его в будущем.
Дивидендная политика является важным компонентом в процессе управления структурой капитала фирмы. В свою очередь она оказывает значительное влияние на финансовую стабильность организации на рынке капитала, а именно на динамику стоимости её акций. В условиях современной экономики, дивиденды являются весомым элементом денежного дохода для акционеров, а также указывают им на успешность функционирования компании, в акции которой они направили свои финансовые средства.
Выплата дивидендов – это немаловажный раздел в области финансовой политики, т.к. многие акционерные общества выделяют под дивидендные выплаты достаточно большую статью расходов. Стоит отметить, что часто перед руководством компании встает выбор: направить дивиденды на выплату акционерам или сохранить их в компании для реализации в будущем. Решить эту задачу непросто, так как с одной стороны, если предприятие будет выплачивать дивиденды, это повысить стоимость акций, рейтинг компании и приведет в нее новых акционеров. Но с другой стороны, дополнительные средства в организации, которые можно направить на ее дальнейшее развитие, никогда не будут лишними. Как раз в решении данной задачи и состоит основное предназначение дивидендной политики, а именно выбор оптимального соотношения распределении чистой прибыли при условии удовлетворения интересов акционеров.
Рассмотрим более полно определения дивиденды и дивидендная политика. Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее определение: «Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации».
Оперируя представленным термином, перейдем к определению дивидендной политики компании. Дивидендная политика организации - это процесс определения размера, порядка выплаты и сроков распределения дивидендов компании между ее владельцами. Размер дивидендов влияет на инвестиционную привлекательность организации.
Дивидендная политика представляет собой некоторый свод правил, в соответствии с которыми каждая организация решает для себя вопрос распределения чистой прибыли, которая была получена в результате ее функционирования. Основной проблемой при формировании дивидендной политики является нахождение оптимальных пропорции между потребляемой и капитализируемой частями дохода.
Как отмечает И. А. Бланк: «Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология – вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам останется таким же). В принципе же в более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия [2, c. 316].»
Важность осуществляемой руководством акционерной организации дивидендной политики заключается в том, что эта политика:
влияет на финансовую программу и бюджет капиталовложений компании;
оказывает воздействие на движение денежных средств организации;
определяет отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести к слабой реализации выпускаемых акций, к снижению цен на акции и т.д.;
содействует сокращению или увеличению акционерного капитала;
определяет инвестиционную привлекательность организации;
дает организации финансовые возможности для дальнейшего развития.
Вопрос оптимизации дивидендной политики крайне уместен в условиях современной экономики, потому как универсального алгоритма разработки такой политики не существует. Следовательно, каждая компания самостоятельно разрабатывает дивидендную политику, ориентируясь на ситуацию в отрасли и индивидуальные особенности компании.
Таким образом, дивидендная политика занимает одно из важнейших мест в жизни компании. Она помогает, как повысить ее инвестиционную привлекательность, так и увеличивает капитал в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru
Бланк И. А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев : Ника-Центр, Эльга, 2014. – 653 с.
Кириченко Т.Т. Финансовый менеджмент / М.:Дашков и К, 2018. - 484 с.
Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев. – Москва: Финансы и статистика, 2014. – 768 с.
Крутик А. Б. Основы финансовой деятельности предприятия / А. Б. Крутик, М. М. Хайкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: ФЕНИКС, 2014. – 448с.
Соловьев Д.А. Выплата дивидендов: проблемы и перспективы / Д. А.Соловьев // Рынок Ценных Бумаг. – 2014. – №10. – с. 46-49