Структура и сущность педагогического контроля - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Структура и сущность педагогического контроля

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: усвоить назначение педагогического контроля.

Для того чтобы достичь цели, необходимо выполнить ряд задач:

- определить сущность педагогического контроля;

- изучить виды и функции педагогического контроля;

- сделать заключение.

Педагогиче­ский контроль представляет собой единую дидактическую и мето­дическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совмест­ный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направ­лена на оценку результатов учебного процесса. С помощью конт­роля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реа­лизуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять до­стоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объектив­ную информацию для принятия управленческих решений и вы­полнить ряд других не менее важных задач.

 К основным компонентам контрольно-оценочной деятельности относятся:

- выделение тем, разделов и т.д., выступающих в роли поня­тийных индикаторов;

- операционализация понятий путем формирования эмпири­ческих индикаторов (вопросов, заданий и т.д);

- создание модели желаемых результатов контроля;

- проведение контрольных мероприятий;

- сличение модели и реальных ответов учащихся;

- формирование оценочных суждений и принятие на их основе решения о продолжении контроля или выставлении оценок.

Среди компонентов структуры конт­рольно-оценочной деятельности педагога наибольшую важность представляет выделение понятийных индикаторов, определяю­щее содержание контроля и предмет оценивания. В повседневном учебном процессе реализуется контроль за усвое­нием знаний, который направлен на выявление и оценку резуль­татов приобретения новых знаний учащимися, включая анализ самого процесса.

Содержание контроля не только отражает, чему учат и что хо­тят видеть в качестве результатов обучения, но и задает опреде­ленные приоритеты при обучении. Требования, предъявляемые к учебным достижениям в процессе контроля, неизбежно стано­вятся ориентирами для учителя в его повседневной работе, осо­бенно в тех случаях, когда контроль имеет внешний характер, а оценки используются для принятия административно-управлен­ческих решений в образовании.

На­пример, при постоянном применении некачественных тестов, включающих в основном задания для оценивания фактов и поня­тий, возможно усиление внимания учителей к изложению фактологического материала вместо выявления сути фактов и законов, развития творческой деятельности учащихся и обучения их применению теоретических знаний на практике.

 Содержание контроля, нацеленного на результа­ты учебного процесса по отдельным предметам, задается в федеральном госу­дарственном образовательном стандарте (ФГОС) обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню его освоения выпускниками системы общего образования. В настоящий момент продолжается процесс совершенствования структуры ФГОС. Также вводится уровневая дифференциация требований ФГОС, обеспечивающая дополнительные стимулы для повышения продуктивности учебной деятельности.

Опыт разработки и применения ФГОС в других странах показал, что мотивация учащихся к реализации поставленных целей обучения растет, если четко выделены критерии достижений ученика и свидетельства его продвижения, задана и детально описана прогрессирующая последовательность уровней достижений и уча­щийся информирован о том, что нужно сделать, чтобы достичь более высоких оценок.

По традиционной классификации видов педагогического контроля в обучении выделяются входной, текущий и итоговый контроль (схема 1).

Схема 1

В большинстве учебников для системы педа­гогического образования в качестве основных функций педагоги­ческого контроля выделяются контролирующая, диагностическая, обучающая, воспитывающая и мотивирующая функции. В ходе ис­торического развития педагогической науки и появления представлений о контроле как составляющей управления качеством образования добавились информационная, сравнительная и про­гностическая функции.

Контролирующая функция считаетсяведущей для итогового контроля. Она подразумеваетвоплощениепериодического контроля за итогамиизучения, определение состояния усвоенных познаний, умений и способностей и находит свое отблеск в оценке учебных достижений. По сфере приложения итогов контролирующая функция имеет возможность быть связана с разными уровнями управления качеством образования.

Диагностическая функция более много реализуется в текущем контроле. Активизация роли диагностической функции считается необходимым условием увеличения свойства учебного процесса. Спасибо детальному анализу оснований и нрава затруднений, студентов педагогическая диагностика раскрывает свежие способности в индивидуализации изучения, потому что любой адепт приступает к исследованию свежего материала лишь только впоследствии уничтожения всех пробелов в познаниях, препятствующих усвоению надлежащих разделов курса. Диагностическая функция текущего контроля исполняется с поддержкой классических средств (контрольных дел, выборочных опросов и т.д.).

Обучающая функция. Обсуждения, образующиеся в классе при ответах студентов на вопросы педагогов, самоконтроль и самооценка учащихся при подготовке к контрольным работам и опросам делают, но и не в абсолютной мере, обучающую функцию, потому что классические способы и способы контроля только отчасти обеспечивают вероятность ее реализации. Решающая роль тут, как и во  множества иных обстановках, принадлежит педагогическим исследованиям. С поддержкой контрольно-обучающей программки диагностируются проблемы, с которыми приходится сталкиваться ученикам при выполнении заданий, уточняются их предпосылки, а вслед за тем на базе анализа данных оснований ученикам предъявляются разъясняющие эталоны верных поступков и рекомендованные личные программки корректировки, дифференцированные в согласовании с итогами диагностики.

Воспитывающая функция контроля имеет место быть в становлении этих положительных свойств личности студента, как внимание к познаниям, умение систематически трудитьсяспособности самоконтроля и самомнения. Ученики исследуют вещь поглубже и основательнеев случае если заблаговременно известно, собственно что по нему станет реализоваться неизменный контроль. Эта функция контроля призвана выступать ведомую роль в формировании мотивационной почвы учебной деятельности студентов. В ежедневном учебном процессе мотивация к обу¬чению при контроле формируется не всякий раз  и не всюдуВ случае если контроль беспристрастный и оценки педагога справедливы, то у учащихся появляются  вспомогательные  стимулы к усвоению свежих познаний. В случае доминирующего субъективизма в оценках воспитателя  систематическая испытание  познаний, как правило, приводит к отрицательным итогам. У подростковбывают замечено недоброжелательное отношение к педагогу и абсолютное нежелание обучаться.

Развивающая функция. Контроль укрепляет память и тренирует мышление, формирует умения и навыки применения знаний на практике, словом, способствует осуществлению развивающей функции обучения. Полнота реализации развивающей функции контроля тесно связана с характером проверочных заданий, их содер­жанием и уровнем деятельности, необходимой для их выполне­ния. Узкопредметная направленность заданий в сочетании с вос­произведением знаний в знакомой ситуации вряд ли будет способствовать активизации развивающей функции контроля. Зада­ния на применение знаний в измененной или незнакомой ситуа­ции, наоборот, заставляют учащегося анализировать, обобщать, оценивать и привлекать элементы творчества при решении поставленных проблем.

Информационная функция прису­ща контролю вне зависимости от его вида, сферы приложения результатов и средств осуществления. В силу очевид­ности она не нуждается в дополнительных пояснениях. Необходи­мо лишь отметить, что полнота реализации информационной функции напрямую зависит от степени объективности данных контроля, которая должна расти по мере повышения ответствен­ности принимаемых по результатам контроля управленческих ре­шений. Например, высокий уровень объективности требуется при использовании данных контроля в случаях аттестации, иденти­фикации проблем в системе обучения, связанных с введением инноваций, недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учеб­ников и др.

Сравнительная функция контроля проявляется при сопоставлении данных тестирования по школе с нормами районного или регионального уровня для выявления отставания отдельных школ по ряду показателей качества образования. Подобное сопоставление будет корректным при условии проведения специальной статистической коррек­ции данных тестирования, выравнивания шкал, формирования репрезентативных выборок учащихся и учета социально-эконо­мических факторов, влияющих на состав учащихся, кадровый под­бор преподавателей и обстановку в районе расположения школы. Некорректность сопоставления может обернуться серьезными не­гативными последствиями в тех случаях, когда его результаты ис­пользуются для принятия решений по вопросам о размерах финансирования отдельных школ, продвижении преподавателей по службе, размерах оплаты их труда или освобождении от должно­сти и т.д.

Прогностическая функция контроля предназначена для выявления способности к усвоению нового ма­териала и неизбежно отражает воздействие предшествующего обу­чения, и потому ее можно предсказать по результатам контроля. Если для получения результатов контроля использовались лишь традиционные средства, то спрогнозировать вероятную успешность обучения того или иного испытуемого только на их основе будет невозможно. Однако задача становится вполне разрешимой, если применить тесты, прогностическая способность которых была за­ранее подтверждена специальными аналитическими методами. Например, контрольные измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ обладают высокой прогностической способностью, посколь­ку позволяют не только выделить лучших абитуриентов в момент приема в вуз, но и достоверно предсказать успешность их даль­нейшего обучения.

Образовательный процесс в школьном учреждении требует, определенного контроля учащихся. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что педагогический контроль - это система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы, программы развития, общегосударственным установкам, планам. Педагогический контроль — это непосредственное взаимодействие педагога и учащегося. Педагогический контроль – это контроль знаний и умений учеников, который осуществляется педагогом. Контроль необходим для того, чтобы процесс учебной деятельности проходил более плодотворно, интересно и успешно.

Очень важно для педагога уметь создать свою систему контроля, которая будет соответствовать стандартам, и которая будет эффективно влиять на образовательную среду. Стоит заметить, что эффективность зависит от четкого понимания педагога, принадлежности той или иной проверки знаний, на что она направлена, на повторение и закрепление или на результат. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять процессом обучения, помогает выделить пробелы в знаниях и разработать программы для их устранения.

Список использованных источников и литературы

1. П.И. Пидкасистый. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва: Педагогическое общество России, 1998. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://www.pedlib.ru/Books/1/0039/1_0039-1.shtml

2. И.В. Зайченко. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchebnikionline.ru.

3. Федеральный закон «Об образовании» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php

4. Федеральный государственный образовательный стандарт – [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://standart.edu.ru

5. Статья 8.2. Функции и виды педагогического контроля - [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://txtb.ru/88/47.html

Просмотров работы: 1338