Цель работы: усвоить назначение педагогического контроля.
Для того чтобы достичь цели, необходимо выполнить ряд задач:
- определить сущность педагогического контроля;
- изучить виды и функции педагогического контроля;
- сделать заключение.
Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса. С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.
К основным компонентам контрольно-оценочной деятельности относятся:
- выделение тем, разделов и т.д., выступающих в роли понятийных индикаторов;
- операционализация понятий путем формирования эмпирических индикаторов (вопросов, заданий и т.д);
- создание модели желаемых результатов контроля;
- проведение контрольных мероприятий;
- сличение модели и реальных ответов учащихся;
- формирование оценочных суждений и принятие на их основе решения о продолжении контроля или выставлении оценок.
Среди компонентов структуры контрольно-оценочной деятельности педагога наибольшую важность представляет выделение понятийных индикаторов, определяющее содержание контроля и предмет оценивания. В повседневном учебном процессе реализуется контроль за усвоением знаний, который направлен на выявление и оценку результатов приобретения новых знаний учащимися, включая анализ самого процесса.
Содержание контроля не только отражает, чему учат и что хотят видеть в качестве результатов обучения, но и задает определенные приоритеты при обучении. Требования, предъявляемые к учебным достижениям в процессе контроля, неизбежно становятся ориентирами для учителя в его повседневной работе, особенно в тех случаях, когда контроль имеет внешний характер, а оценки используются для принятия административно-управленческих решений в образовании.
Например, при постоянном применении некачественных тестов, включающих в основном задания для оценивания фактов и понятий, возможно усиление внимания учителей к изложению фактологического материала вместо выявления сути фактов и законов, развития творческой деятельности учащихся и обучения их применению теоретических знаний на практике.
Содержание контроля, нацеленного на результаты учебного процесса по отдельным предметам, задается в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню его освоения выпускниками системы общего образования. В настоящий момент продолжается процесс совершенствования структуры ФГОС. Также вводится уровневая дифференциация требований ФГОС, обеспечивающая дополнительные стимулы для повышения продуктивности учебной деятельности.
Опыт разработки и применения ФГОС в других странах показал, что мотивация учащихся к реализации поставленных целей обучения растет, если четко выделены критерии достижений ученика и свидетельства его продвижения, задана и детально описана прогрессирующая последовательность уровней достижений и учащийся информирован о том, что нужно сделать, чтобы достичь более высоких оценок.
По традиционной классификации видов педагогического контроля в обучении выделяются входной, текущий и итоговый контроль (схема 1).
Схема 1
В большинстве учебников для системы педагогического образования в качестве основных функций педагогического контроля выделяются контролирующая, диагностическая, обучающая, воспитывающая и мотивирующая функции. В ходе исторического развития педагогической науки и появления представлений о контроле как составляющей управления качеством образования добавились информационная, сравнительная и прогностическая функции.
Контролирующая функция считаетсяведущей для итогового контроля. Она подразумеваетвоплощениепериодического контроля за итогамиизучения, определение состояния усвоенных познаний, умений и способностей и находит свое отблеск в оценке учебных достижений. По сфере приложения итогов контролирующая функция имеет возможность быть связана с разными уровнями управления качеством образования.
Диагностическая функция более много реализуется в текущем контроле. Активизация роли диагностической функции считается необходимым условием увеличения свойства учебного процесса. Спасибо детальному анализу оснований и нрава затруднений, студентов педагогическая диагностика раскрывает свежие способности в индивидуализации изучения, потому что любой адепт приступает к исследованию свежего материала лишь только впоследствии уничтожения всех пробелов в познаниях, препятствующих усвоению надлежащих разделов курса. Диагностическая функция текущего контроля исполняется с поддержкой классических средств (контрольных дел, выборочных опросов и т.д.).
Обучающая функция. Обсуждения, образующиеся в классе при ответах студентов на вопросы педагогов, самоконтроль и самооценка учащихся при подготовке к контрольным работам и опросам делают, но и не в абсолютной мере, обучающую функцию, потому что классические способы и способы контроля только отчасти обеспечивают вероятность ее реализации. Решающая роль тут, как и во множества иных обстановках, принадлежит педагогическим исследованиям. С поддержкой контрольно-обучающей программки диагностируются проблемы, с которыми приходится сталкиваться ученикам при выполнении заданий, уточняются их предпосылки, а вслед за тем на базе анализа данных оснований ученикам предъявляются разъясняющие эталоны верных поступков и рекомендованные личные программки корректировки, дифференцированные в согласовании с итогами диагностики.
Воспитывающая функция контроля имеет место быть в становлении этих положительных свойств личности студента, как внимание к познаниям, умение систематически трудиться, способности самоконтроля и самомнения. Ученики исследуют вещь поглубже и основательнее, в случае если заблаговременно известно, собственно что по нему станет реализоваться неизменный контроль. Эта функция контроля призвана выступать ведомую роль в формировании мотивационной почвы учебной деятельности студентов. В ежедневном учебном процессе мотивация к обу¬чению при контроле формируется не всякий раз и не всюду. В случае если контроль беспристрастный и оценки педагога справедливы, то у учащихся появляются вспомогательные стимулы к усвоению свежих познаний. В случае доминирующего субъективизма в оценках воспитателя систематическая испытание познаний, как правило, приводит к отрицательным итогам. У подростковбывают замечено недоброжелательное отношение к педагогу и абсолютное нежелание обучаться.
Развивающая функция. Контроль укрепляет память и тренирует мышление, формирует умения и навыки применения знаний на практике, словом, способствует осуществлению развивающей функции обучения. Полнота реализации развивающей функции контроля тесно связана с характером проверочных заданий, их содержанием и уровнем деятельности, необходимой для их выполнения. Узкопредметная направленность заданий в сочетании с воспроизведением знаний в знакомой ситуации вряд ли будет способствовать активизации развивающей функции контроля. Задания на применение знаний в измененной или незнакомой ситуации, наоборот, заставляют учащегося анализировать, обобщать, оценивать и привлекать элементы творчества при решении поставленных проблем.
Информационная функция присуща контролю вне зависимости от его вида, сферы приложения результатов и средств осуществления. В силу очевидности она не нуждается в дополнительных пояснениях. Необходимо лишь отметить, что полнота реализации информационной функции напрямую зависит от степени объективности данных контроля, которая должна расти по мере повышения ответственности принимаемых по результатам контроля управленческих решений. Например, высокий уровень объективности требуется при использовании данных контроля в случаях аттестации, идентификации проблем в системе обучения, связанных с введением инноваций, недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебников и др.
Сравнительная функция контроля проявляется при сопоставлении данных тестирования по школе с нормами районного или регионального уровня для выявления отставания отдельных школ по ряду показателей качества образования. Подобное сопоставление будет корректным при условии проведения специальной статистической коррекции данных тестирования, выравнивания шкал, формирования репрезентативных выборок учащихся и учета социально-экономических факторов, влияющих на состав учащихся, кадровый подбор преподавателей и обстановку в районе расположения школы. Некорректность сопоставления может обернуться серьезными негативными последствиями в тех случаях, когда его результаты используются для принятия решений по вопросам о размерах финансирования отдельных школ, продвижении преподавателей по службе, размерах оплаты их труда или освобождении от должности и т.д.
Прогностическая функция контроля предназначена для выявления способности к усвоению нового материала и неизбежно отражает воздействие предшествующего обучения, и потому ее можно предсказать по результатам контроля. Если для получения результатов контроля использовались лишь традиционные средства, то спрогнозировать вероятную успешность обучения того или иного испытуемого только на их основе будет невозможно. Однако задача становится вполне разрешимой, если применить тесты, прогностическая способность которых была заранее подтверждена специальными аналитическими методами. Например, контрольные измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ обладают высокой прогностической способностью, поскольку позволяют не только выделить лучших абитуриентов в момент приема в вуз, но и достоверно предсказать успешность их дальнейшего обучения.
Образовательный процесс в школьном учреждении требует, определенного контроля учащихся. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что педагогический контроль - это система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы, программы развития, общегосударственным установкам, планам. Педагогический контроль — это непосредственное взаимодействие педагога и учащегося. Педагогический контроль – это контроль знаний и умений учеников, который осуществляется педагогом. Контроль необходим для того, чтобы процесс учебной деятельности проходил более плодотворно, интересно и успешно.
Очень важно для педагога уметь создать свою систему контроля, которая будет соответствовать стандартам, и которая будет эффективно влиять на образовательную среду. Стоит заметить, что эффективность зависит от четкого понимания педагога, принадлежности той или иной проверки знаний, на что она направлена, на повторение и закрепление или на результат. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять процессом обучения, помогает выделить пробелы в знаниях и разработать программы для их устранения.
Список использованных источников и литературы
1. П.И. Пидкасистый. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва: Педагогическое общество России, 1998. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://www.pedlib.ru/Books/1/0039/1_0039-1.shtml
2. И.В. Зайченко. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchebnikionline.ru.
3. Федеральный закон «Об образовании» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php
4. Федеральный государственный образовательный стандарт – [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://standart.edu.ru
5. Статья 8.2. Функции и виды педагогического контроля - [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://txtb.ru/88/47.html