СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ванюшкина В.П. 1, Герасимова М.И. 1, Симонов С.В. 1
1Финансовый Университет при Правительстве РФ (Орловский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это влияние государства на нее путем принятия правовых актов индивидуального регулирования, нормативных правовых актов, организации контроля за соблюдением законов бизнесменами, а также использования мер стимулирования и ответственности в случае нарушения данных условий.

Основной целью регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства является обеспечение условий, которые необходимы для бесперебойного функционирования национальной экономики, а также обеспечение непрерывного участия производителей - резидентов государства в международном разделении труда с целью получения оптимальных выгод для ведения предпринимательской деятельности.

Каждое государство устанавливает свои собственные цели и задачи в области регулирования бизнеса и стремится достичь их реализации возможными средствами и методами, которые формируются исходя из экономических ситуаций в конкретной стране. Также отметим, задачи государства неоднократно меняются под влиянием изменений на мировых рынках. Но при этом механизм регулирования остается неизменным, так как он был разработан в соответствии с характеристиками конкретной страны.

Государство с помощью собственных элементов в области регулирования бизнеса решает следующие задачи:

• разработка новых законов, законодательный надзор, гарантирующий законную защиту субъектам предпринимательской деятельности;

• повышение производительности производственной деятельности, государственного контроля за ее исполнением, а также сокращение расходов;

• умеренное сокращение прямого вмешательства в деятельность промышленных компаний, бюрократический надзор;

• предоставление условия, требуемые для формирования добросовестной, а также независимой конкурентной борьбы, развития торговли в внутреннем и внешнем рынках;

• проведение правильной и справедливой налоговой, финансовую политику, которая способствует фискальному и товарному балансу, а также контролю за валютной эмиссией;

• гарантировать развитие экономики на данный момент и анализировать перспективы ее развития;

• проводить разумную инвестиционную политику, способствуя научно-техническому прогрессу;

• способствовать накоплению капитала в долгосрочной перспективе за счет снижения инфляции;

• следить за соблюдением трудового законодательства, поощрять открытое движение рабочей силы, создавать службы занятости, следить за набором работников отдельными лицами, устанавливать оптимальную и минимальную заработную плату;

• реализация мер по повышению благосостояния общества, уровня жизни, снижению дифференциации населения по доходам.

При рассмотрении государственного регулирования предпринимательской деятельности следует отметить, что в настоящее время основное внимание уделяется производству и его эффективности. Регулирование все больше зависит не от спроса, а от предложения товаров и услуг.

Одним из основных инструментов финансового регулирования бизнеса является предоставление государственных субсидий и прямых кредитов предпринимателям. Государственная поддержка в основном дается для модернизации и развития производственного аппарата предприятий. Тем не менее, можно использовать средства в том случае, если частная компания не сможет запустить новый производственный процесс или вывести производство из состояния финансового затруднения. Разрабатываются программы льготного кредитования и развития сектора.

Государство регулирует процентные ставки по кредитам, которые выдаются частным предпринимателям, что дает предприятиям большую свободу выбора методов финансирования. Кроме того, государство разрабатывает общие принципы осуществления внешнеэкономической деятельности страны.

Существует несколько критериев различения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности (таблица1).

Таблица 1 - Критерии для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности

Критерий

Содержание

1. Уровень регулирования

В результате разделения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами государственное регулирование экономики осуществляется на всей территории государства и в пределах каждого его региона в отдельности.

Отношения между государством (его органами) и хозяйственными субъектами и форма собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты. 

Существует различие между регулированием в государственном секторе экономики и общим правовым регулированием.

Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает федеральные целевые программы, которые подлежат финансированию за счет средств бюджета федерации и которые оформляются в качестве приложений к закону о федеральном бюджете на очередной год.

Правительство РФ также разрабатывает и утверждает прогнозный план приватизации, утверждает показатели экономической эффективности государственных предприятий.

Способ воздействия па поведение хозяйствующих субъектов. 

В зависимости от этого критерия различают прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование заключается в предъявлении предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах и представляются в виде нормативных актов, иных индивидуальных решений, принимаемых в отношении конкретных предпринимателей.

Косвенное регулирование состоит в том, что государство добивается от предпринимателей необходимого поведения не прямым силовым воздействием под страхом санкций против нарушителей правил, а экономическими методами и стимулами.

Вид деятельности

Процесс государственного регулирования учитывает специфику деятельности отдельных отраслей, например, конкретного сельскохозяйственного производства, подверженного воздействию природных явлений, научно-технической деятельности, которая в силу особого характера риска нуждается в государственной поддержке.

Способ установления правовой связи между государством и предпринимателями

В зависимости от этого критерия существует воздействие в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта - это не только права, но и обязанности соблюдать требования, предъявляемые государством к предпринимателям. Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретного правоотношения не возникает.

Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности включает субъекта, а также объекты регулирования, связи между ними, миссии, а также способы регулирования, стадии процесса регулирования.

Изначальный субъект регулирования именуем государство. Так как предпринимательство в целом никак не имеет тот или иной универсальный механизм саморегулирования, который позволил бы ему благополучно функционировать в абсолютно всех областях. В абсолютно всех финансовых концепциях непосредственно государство регулирует экономику. В концепцию второстепенных субъектов можно отнести аппараты общегосударственной власти, исполнительные органы, органы правосудия, а также органы прокуратуры.

Объектом регулирования выступают предпринимательские взаимоотношения, на которые оказывается влияние. При анализе данного компонента необходимо иметь в виду классификацию предпринимательских взаимоотношений, принимать во внимание разновидности самой предпринимательской деятельности, а также их подвиды, подразумевать, то что состав правоотношения, включающий в себя, а также бизнесмена как субъекта предпринимательского правоотношения, разъясняет, по какой причине в некоторых случаях сообщают о бизнесмене как о предмете государственного воздействия, несмотря на данное и не вполне правильно.

В настоящее время существуют следующие методы государственного регулирования (Таблица 2). 

Таблица 2 – Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Методы

Суть метода

Экономические методы 

Метод определяет материальный интерес бизнесмена, побуждая его функционировать в верном направлении а также достигать инициативного решения установленных задач в отсутствии специализированных постановлений либо предписаний со стороны субъекта регулирования; а также данные методы предоставляют возможность выбора между типами поведения, являются косвенными по своему воздействию.

Просветительские методы 

Эти методы предполагают активное воздействие на психику людей идеологических и материальных средств с целью поднятия их с уровня "объекта" до уровня "субъекта" регулирования, достижения социально- ориентированного и эффективного восприятия действительности; формирование правосознания, повышение правовой культуры.

Властные методы 

Метод прямого воздействия посредством прямого обязательного приказа, основанного на силе государственного принуждения, невыполнение которого может повлечь за собой юридическую ответственность.

Организационные методы

Данные методы заключаются в упорядочении структуры государственного регулирования, функций и компетенции каждого структурного подразделения, информационных каналов прямой и обратной связи и др.

Регулирующее воздействие страны совершается в конкретной последовательности операций, составляющих стадии процесса регулирования. При данном необходимо разграничивать функции, а также стадии регулирования. Функции регулирования определяют сущность регулирования и представляют собой независимые, а также обособленные тенденции либо виды деятельности субъектов государственного регулирования, характеризуемые его целями. К ним относятся:

• прогнозирование, а также составление плана (создание своевременных а также долговременных проектов, обеспечение их материальными, экономическими, трудовыми ресурсами);

• организация (развитие структуры системы регулирования, установление многофункциональных взаимосвязей);

• руководство (формирование законов, а также нормативов, координирование);

• оперативное распорядительство;

• контроль.

Помимо этого, имеются дополнительные функции, которые непосредственно никак не выражают регулятивное влияние, но предназначены для обслуживания процесса регулирования в рамках единых, а также специализированных функций.

Под стадиями государственного регулирования понимаются единичные действия, объективно необходимые для осуществления абсолютно всех функций, отдельные этапы процесса реализации данных функций, определяющие очередность операций в рамках единого целого.

Выделяют соответствующее стадии:

• сбор, исследование, а также синтез данных, т.е. применение согласно предназначению непосредственных, а также обратных взаимосвязей среди субъектов и объектов государственного регулирования;

• подготовка, создание, а также утверждение постановления, формирование общепризнанных норм, законов, а также ключевых направлений деятельности (предприятие функционирования системы государственного регулирования, установление статуса участников взаимоотношений, сопряженных с регулированием предпринимательской деятельности);

• организация исполнения решения, обладающая своим направлением реализацию содержащихся в нем норм в процессе взаимодействия, отношений субъекта, а также объекта государственного регулирования (реализация своевременного регулирования нынешних взаимосвязей, корректировка решений, оперативное распорядительство и т.п.);

• контроль за осуществлением постановления (контроль функционирования объекта в согласовании с целями регулирования). Сочетание указанных последовательно сменяющихся друг друга стадий, их определенный порядок составляет технологию процесса регулирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ

Абчук В.А. Основы предпринимательства. – М.: «Вита-Пресс», 2014

Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог, 2016.

Джобава Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства. СПб., 2016.

Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015.

Половинкин П.Д. Предпринимательство как стратегический курс развития экономики. – СПб, 2016

Савченко В.Е. Организационные основы. Проблемы формирования и регулирования. – М.: Экономика, 2015

Чернопятов А.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М: Издательство ООО "Винчера"., 2015 - с. 95

Просмотров работы: 805