Информационные системы предприятий - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Информационные системы предприятий

Абдулхаликова А.И. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Перед управляющим органом обычно ставятся задачи получения информации, ее переработки, а также генерирования и передачи новой производной информации в виде управляющих воздействий. Такие воздействия осуществляются в оперативном и стратегических аспектах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и полноты которых во многом зависит успешное решение многих задач управления.

Первые информационные системы начали появляться с моментом появления первых ЭВМ.

Система (греч. Systema – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство в интересах.

Информационная система (ИС) – это определенная совокупность взаимосвязанных средств и методов, персонала для обработки, хранения и выдачи информации, с целью эффективного управления. С понятием ИС тесно связаны и такие понятия как Информация, Информационное обеспечение. Информационные технологии.

Информация – это данные, сведения в определенном изложении.

Информационное обеспечение – это совокупность всех процессов: сбор, обработка, хранение, анализ и выдача информации, которая необходима для обеспечения управленческой деятельности и все бизнес-процессов организации.

Информационные технологии – это по определению, принятому ЮНЕСКО, информационной технологией является совокупность взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, которые заняты обработкой и хранением информации, а также вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием.

Информационная система – представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначена для выполнения заданных функций.

ИС (информационная система) является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.

Понятие ИС (информационных систем) на протяжении своего существования претерпело значительные изменения. История развития ИС и цели их использования на разных периодах представлены в таблице.

Таблица 1.1. История развития информационных систем

Период времени

Концепция использования информации

Вид информационной системы – ИС

Цель использования ИС

1950 ­-

1960 гг.

Бумажный поток расчетных документов

ИТ обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

1960 – 1970 гг.

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие ИТ для производственной информации

Ускорение процесса

подготовки отчетности

1970-

1980 гг.

Управленческий контроль реализации (продаж)

Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления.

Выработка наиболее рационального решения

1980 -­ 2000 гг.

Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

Стратегические ИТ. Автоматизированные подразделения

Повышение конкурентоспособности предприятия

В 50-е гг. была осознана роль информации как важнейшего ресурса предприятия, организации, региона, общества в целом; начали разрабатывать автоматизированные ИС разного рода. Первые ИС были предназначены исключительно для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Вначале, когда появилась возможность обработки информации с помощью вычислительной техники, был распространен термин “системы обработки данных” (СОД), этот термин широко использовался при разработке систем радиоуправления ракетами и другими космическими объектами, при создании систем сбора и обработки статистической информации о состоянии атмосферы, учетно-отчетной информации предприятий и т.п. По мере увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали уделять проблемам организации БД (БД). Это направление сохраняет определенную самостоятельность и в настоящее время и занимается в основном разработкой и освоением средств технической и программной реализации обработки данных с помощью вычислительных машин разного рода.

В 60-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

Основные черты этого поколения ИС – информационных систем:

техническое обеспечение систем составляли маломощные ЭВМ 2-3 поколения; информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались;

программное обеспечение представляло собой специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы.

архитектура ИС – централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС.

Недостатки ИС – информационных систем – этого поколения:

сильная взаимосвязь между программами и данными, то есть изменения в предметной области приводили к изменению структуры данных, а это заставляло переделывать программы;

трудоемкость разработки и модификации систем;

сложность согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время.

В 70-х – начале 80-х гг. ИС предприятий начинают использоваться в качестве средства управления производством, поддерживающего и ускоряющего процесс подготовки и принятия решений. В своем большинстве ИС этого периода предназначались для решения установившихся задач, которые четко определялись на этапе создания системы и затем практически не изменялись.

К концу 80-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях предприятия любого профиля. ИТ этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции высокого качества и по низкой цене и др. Стремление преодолеть недостатки предыдущего поколения ИС породило технологию создания и управления базами данных. База данных создается для группы взаимосвязанных задач, для многих пользователей и это позволяет частично решить проблемы ранее созданных ИС. Вначале СУБД разрабатывались для больших ЭВМ, и их количество не превышало десятка. Благодаря появлению ПЭВМ технология БД стала массовой, создано большое количество инструментальных средств и СУБД для разработки ИС, что в свою очередь вызвало появление большого количества прикладных ИС в прикладных областях.

Основные черты ИС этого поколения:

основу ИО составляет база данных, программное обеспечение состоит из прикладных программ и СУБД;

технические средства: ЭВМ 3-4 поколения и ПЭВМ;

средства разработки ИС: процедурные языки программирования 3-4 поколения, расширенные языком работы с БД (SQL, QBE);

архитектура ИС: наиболее популярны две разновидности: персональная локальная ИС, централизованная БД с сетевым доступом.

Недостатки информационных систем (ИС) этого поколения:

большие капиталовложения в компьютеризацию предприятий не дали ожидаемого эффекта, соответствующего затратам;

внедрение ИС столкнулось с инертностью людей, нежеланием конечных пользователей менять привычный стиль работы, осваивать новые технологии;

к квалификации пользователей стали предъявляться более высокие требования.

В 90-2000-е Бурное развитие ИС для бизнеса. Появление интегрированных систем управления.

2000-по настоящие время – развитие ИС позволяющих вести бизнес в любой точке мира, не зависимость от местоположения офиса, широкое применение электронной цифровой подписи, безбумажный документооборот, интегрирование покупателя в ИС.

Внедрение любой ИС производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия за счет:

обработки и хранения рутинной информации;

автоматизации конторских (офисных) работ;

применения принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов фирмы при принятии решений (методов искусственного интеллекта, экспертных систем и т. д.);

использования современных средств телекоммуникаций (электронной почты, телеконференций), глобальных и локальных вычислительных сетей и т. д.

Информационная система, как и любой другой инструмент, должна иметь свои характеристики и требования, в соответствии с которыми можно было бы определить ее функциональность и эффективность. Разумеется, для каждого конкретного предприятия требования к информационной системе будут различными, так как должна учитываться специфика каждой организации. Несмотря на это, надлежит выделить несколько основных требований к системе, общих для всех «потребителей»:

Локализация информационной системы. В связи с тем, что наиболее крупными разработчиками информационных систем являются зарубежные компании, система должна быть приспособлена к пользованию российскими компаниями. Причем здесь имеется в виду локализация как функциональная (учет особенностей российского законодательства и систем расчетов), так и лингвистическая (система помощи и документация на русском языке).

Система должна обеспечивать надежную защиту информации, для чего необходимы парольное разграничении доступа, многоуровневая система защиты данных и т.д.

В случае внедрения системы на крупное предприятие со сложной организационной структурой, необходима реализация удаленного доступа для того, чтобы информацией могли пользоваться все структурные подразделения организации.

В силу влияния внешних и внутренних факторов (изменений направления бизнеса, изменения в законодательстве и т.п.), система должна быть адаптивной. Применимо к России, это качество системы должно рассматриваться более серьезно, так как у нас в стране изменения законодательства и правил учета происходят в несколько раз чаще, чем в странах со стабильной экономикой.

Необходима возможность консолидации информации на уровне предприятий (объединение информации филиалов, дочерних компаний и т.д.), на уровне отдельных задач, на уровне временных периодов.

Эти требования являются основными, но далеко не единственными критериями выбора информационной системы для предприятия.

Структуру информационной системы – составляет взаимосвязанная совокупность всех ее частей, называемых обеспечивающими подсистемами.

Подсистемы ИС - информационная, техническая, математическая, программная, организационная и правовая основа (правовое обеспечение):

Информационное обеспечение (ИО) – совокупность единой принятой классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков.

Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Классификация задач решаемых при помощи ИС:

Структурированная (формализуемая) задача – это такая задача, в которой известны не только все элементы , но и взаимосвязи между ними. В данной задаче выражается ее содержание в виде математической модели, которая точно описывается определенным алгоритмом решения. Данные задачи как правило решаются многократно и носят рутинный характер. Использование ИС для решения структурированных задач обеспечивает полную автоматизацию их решения.

Неструктурированная (неформализуемая) задача – в данной задаче не возможно выделить все элементы и взаимосвязи между ними. Создать алгоритм решения данной задачи практически не возможно, возможности ИС используется лишь для поддержки принятия решения. Само решение принимается человеком, на основе практического опыта и полученных знаний. Например взаимоотношения в группе.

В деятельности организации мало полностью структурированных или совсем не структурированных задач. В основном встречаются задачи, где известна часть переменных и их взаимосвязь. Такие задачи являются частично структурированными. В данном случае получается создать ИС, а получаемая информация анализируется и на основе этого анализа человек принимает решения. В этих системах человек играет определяющую роль. Данные системы относят к автоматизированным.

Информационные системы формирующие управленческие отчеты, тем самым позволяют обеспечить информационную поддержку пользователя, т.е. есть доступ к БД и ее частичная обработка. В процессе обработки данных в системе должны быть реализованы следующие возможности:

комбинирование данных, формируемых различными источниками;

быстрое удаление и добавление источников данных в обычном и автоматическом режиме, возможность переключения при поиске;

управление данными БД;

логическая независимость БД друг от друга в одной ИС;

автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

Экспертные ИС обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.

Математические, статические, финансовые и другие модели, благодаря использованию которых облегчается выработка и оценка альтернатив решения. Пользователь получает информацию для принятия решения. При решении задач применяются следующие функции:

моделирование задач типа – «как сделать, чтобы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;

быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

графическое отображение динамики модели;

возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

Любая информационная система, независимо от сферы применения (назначения) должна включать в себя необходимый набор элементов (основных компонентов).

Функциональные подсистемы – это информационный обмен между определенными задачами в системе. Например, учет готовой продукции, оформление заказов, выдача заказов и т.д.

За счет информационного обеспечения происходит интеграция функциональных подсистем в единую систему. Состав системы определяется размером предприятия, отрасли в которой предприятие работает, формы собственности, размером, видом деятельности.

Функциональная система строится по разным принципам: предметному, функциональному, проблемному, смешанному.

Функциональные системы построенные по предметному принципу построены на управлении производственными и финансовыми ресурсами с возможностью решения задач на всех уровнях управления.

Функциональная система построенная на проблемном принципе при помощи программ поддержки и принятия решения, таких как бизнес планирование, информационные системы руководителей и т.д.

Однако в чистом виде не один принцип не реализовывается, на практике применяются смешанные типы, которые соответствуют системе управления на предприятии, выполняемым функциям и задачам.

Информационное обеспечение системы принципы организации и размещения информации, документации, ведения документооборота, форм документов, создания баз и запросов и т.д. Информационное обеспечение включает в себя техническое обеспечение, которое является комплексом средств, при помощи которого и функционирует система.

Программное обеспечение ИС – это совокупность средств и методов работы системы при ее эксплуатации.

Лингвистическое обеспечение системы – это применяемые языки программирования при создании системы, а также языки для общения пользователя с системой в процессе эксплуатации.

Математическое обеспечение – совокупность алгоритмов и программ, используемых в системе для решения задач и обработки информации.

Обеспечивающие подсистемы – общие для всей ИС, которые не зависят от конкретных функциональных подсистем, т.к. обеспечивают реализацию целей и функций системы. Обеспечивающие объединяют в себя такие подсистемы как информационное – возможность ввода и вывода информации. Организационное - возможность интеграции персонала при работе и управлении системы. Правовое – возможность интеграции правовых актов при работе с заказчиками, поставщиками, клиентами, т.е. правовое регулирование отношений. Также возможность придание документам получаемых их ИС юридической силы.

Разработка информационной системы, как правило, выполняется для вполне определенного предприятия. Особенности предметной деятельности предприятия, безусловно, оказывают влияние на структуру информационной системы, но в тоже время структуры разных предприятий в целом схожи между собой. Каждая организация, независима от рода её деятельности, состоит из ряда подразделений, непосредственно осуществляющих тот или иной вид деятельности компании и эта ситуация справедлива практически для всех организаций, каким бы видом деятельности они ни занимались.

Список литературы:

Избачков Ю., Петров В. Информационные системы. - СПб.: Питер, 2005.

Чернышов Ю.Н. Информационные технологии в бизнесе: от теории к практике. –М. Радио и связь.2005

В.П. Нестеров, И.Б. Нестеров, «Автоматизация деятельности организации». 2012.

«Управление организацией» учебник под редакцией: д.э.н., проф. А.Г. Поршнева, д.э.н., проф. З.П. Румянцевой, д.э.н., проф.Н.А. Саломатина Москва Инфра-м 2015

И.И. Карпачев, «Классификация компьютерных систем управления предприятием». 2017

В.П. Нестеров, «Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений». 2010

Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учеб. для ВУЗов/ Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю.-2-е изд., стер.- М.: Филинъ, РИЛАНТ, 2014.

Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных: пер. с англ. – 6-е изд. – Киев; М.; СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2013.

Чудинов И.Л., Осипова В.В. Базы данных: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012.

Tony Williams. An Interview with Chris Date [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: http://www.oreillynet.com/lpt/a/6060.

Поисковая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Поисковая_система.

Google: формула поиска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.google.ru/insidesearch.

Просмотров работы: 11